Четверг, 26 августа
Не хотелось, ох как не хотелось никуда выбираться
из дома!
Но оставаться наедине с самим собой в таком
откровенно паршивом расположении духа не хотелось еще больше. И что я за
человек? Что за нелепая судьба? Эта долбанная работа каждый Божий день,
эта вечная дача по выходным, дороги, дороги, поздние вечера на Арбате,
хроническое недосыпание – то ли это меня жизнь закаляет, то ли это я сам
себя в угол загоняю. Впрочем, поздние арбатские вечера – из другого ряда,
радостного и светлого. В сущности, самое правильное сейчас – отключиться
от всего, лечь спать, но не получается, думается и думается.
«Не подыгрывать публике
ни в чем – петь свои грустные песни с соответствующим, грустным,
выражением лица. Улыбаться только, если действительно захочется улыбнуться.
Смешить, веселить – это, увы, не мое ремесло. С этим пора смириться. Главное
же – не только грустить в полном согласии с самим собой, но и не поддаваться
своей грусти, мужественно нести ее груз, не перекладывая его на неподготовленные
плечи расслабленной арбатской публики».
Это принципиально грустное исполнение я и
хочу проверить сегодня.
И вот я иду по Арбату, по веселому жизнерадостному,
кафешантанному,
Арбату, и пока еще чувствую себя крайне уставшим и крайне неуместным здесь
человеком. Вечереет. На минуту появляется детское чувство обиды и неприятия
Арбата. Барьер, через который я тут же переступаю и, дойдя до места,
неторопливо снимаю с гитары чехол, вглядываясь в небо (оно еще светлое,
высокое, но уже предвечернее, начинающее гаснуть), и начинаю.
Ситуация всегдашняя: слева, у «Вахтангова»
– смех, толпа; справа, чуть дальше зоомагазина, – толпа и смех, а
у меня – грусть, небо и никого. Но это не меняет дела, мне
уже намного лучше.
Все-таки в каждом человеке с гитарой есть
что-то от проповедника.
Подходит девушка. Знакомое по Арбату лицо.
Короткая стрижка, маленькая дамская сумочка. Стоит рядом, как воробушек,
намокший под дождем, – хрупкая, беспомощная, глаза грустныя
– у ее подруги, арбатской гадалки, случилось что-то очень плохое – я не
уточняю, что именно, боюсь что случилось самое плохое и надо будет что-то
говорить, как-то утешать, а я не знаю, что и как. Но воробушка и не надо
ни о чем спрашивать – сама рассказывает дальше, что и у нее самой все плохо
– что-то нехорошее с мамой. Что делать? Пою для нее. Тихо, без голоса –
но только для нее и только то, что она хочет. Меняю установку, старательно
ухожу от своих перегруженных грустью песен и… прихожу по ее просьбе
к чужим, не менее перегруженным.
"Когда поймешь умом, что ты один на свете,
и одиночества дорога так длинна, То жить легко, и думаешь о смерти,
Как о последней капле горького вина". Что ты будешь делать!
Я начинаю сомневаться, что веселые песни существуют на свете как таковые.
Если не иметь в виду так называемое веселье блатных и приблатненных песенок.
Или откровенную похабщину. Разве что: "Сочинял
сапожник песню целый день, Их сегодня сочиняет все кому не лень…" Что
ж, очень актуально.
Арбат вдруг перестает существовать. То есть,
конечно, он здесь:
- Арбат вокруг меня застыл разноцветными разноэтажными веселыми
домами;
- Арбат прямо передо мной, в двух шагах, течет нескончаемой людской
рекой по тротуару под сенью загадочного дома-замка с одиноким стражем-рыцарем
на высоте;
- Арбат надо мной – вечереет арбатским небом с изящным узором
блесток-звездочек.
И все же он, Арбат, становится другим. Дома
тушуются, уменьшаются, отступают в темноту, небо темнеет и тает, поднимается
куда-то еще выше, людской поток отодвигается на какой-то второй или десятый
план, и вообще минутами кажется, что он плывет, как будто за толстым стеклом
или как на экране – этакая текучая и одновременно неподвижная в своем непрерывном
движении стена. И от этой стены иногда отделяются люди – живые кирпичики,
не разрушая стены, и нарушают наш тет-а-тет.
Вот улыбчивая светловолосая девушка, любительница
«Воскресенья», «Аквариума», Окуджавы и страстная поклонница В.С. Высоцкого.
Пою «Воскресенье», «Аквариум», Окуджаву, Высоцкого. На второй песне В.С.В.
я и делаю эту досадную ошибку – начинаю петь: «Сон
мне снится, вот те на - Гроб среди квартиры, На мои похорона Съехались
вампиры». Что и говорить, веселая песня. Уже на первой
же строчке соображаю, что делаю что-то не то, на второй понимаю, что именно,
допеваю-таки по инерции куплет, останавливаюсь, но уже поздно – мой воробушек,
до этого злосчастного куплета как будто немного развеявшаяся, отогревшаяся
возле меня, прощается и уходит, опять опечаленная и расстроенная.
Бестактность! Нечаянная, но не менее досадная
от этого. И ведь не первый раз со мной такое случается (вспоминаю позавчерашнюю
белокурую рыбку). Откуда это во мне – от невнимательности, отсутствия искренности,
от замкнутости натуры? Думаю – последнее. Эгоцентризм, проклятый и благословенный.
Сочувствие пробивает меня, как удар током пробивает изоляцию провода, пробирая
до самого сердца, а потом срабатывает инстинкт самосохранения – закупорка
и автономное существование, поспешное залечивание полученной раны.
…
Недовольный собой, сворачиваюсь и ухожу.
|