Вторник, 10 августа
От поездки в родном троллейбусе остается неприятный
осадок: два здоровенных мрачных говнюка с пивом в руках грозно цыкали на
двух по-детски веселых мальчишек за то, что в руках одного из них потешно,
на весь троллейбус, пипкала детская игрушка-молоточек. Чем говнюкам помешал
смешной звук детской игрушки? Ясное дело, ничем – просто они говнюки. Но
все равно – противно, в голову лезут мрачные мысли о всеобщем хамстве и
бескультурии. При этом я понимаю, что всеобщее – это явный перебор. И все-таки,
когда я потом, в метро, вспоминаю эти недовольные хамские рожи, лузгающие
на пол свои поганые семечки, и ясные лица мальчишек с игрушкой, и себя,
взрослого человека, молча сидящего на переднем сиденье троллейбуса, мне
становится так противно, что даже немного болит сердце.
Но в вагоне тепло, светло и уютно, и эти покой,
тепло и уют действуют благотворно – потихоньку прихожу в себя.
Серегу, художника, я встречаю почти сразу, на выходе из метро «Смоленская».
Черные, как смоль, волосы индейца, уверенная, чуть размашистая походка.
Он чинно шагает с девяточкой «Балтики» в руке. Первое, о чем спрашивает:
принес ли я свою кассету.
– Да.
– Сколько?
– Бутылка пива.
А погода странная какая-то – вроде небо
облаками затянуто, а дождя нет. Попивая пивко и беседуя, доходим до места.
Неподалеку, как всегда стильно, поет розенбауманец.
Приходится отойти подальше, туда, где обычно тусуется стайка юных хиппи
– тех, кто умудряется петь и целоваться одновременно.
Становимся под массивным балконом здания
возле театра Вахтангова, поставив початые бутылочки возле себя на тротуар,
и начинаем петь. Как только на мостовой появляются пивные бутылки, неизвестно
откуда возникает блатного вида гражданин в поношенном пиджаке, с подбитым
глазом, и начинает приплясывать и прихлопывать возле нас, приглядывая подбитым
глазом за бутылками. Потом достает из кармана металлический рубль советского
образца и с извинениями ("Ничего другого нет, ребята"), кладет на
чехол, продолжая стоять-приплясывать рядом с нами.
Передаю гитару Сереге. Мощный напористый
голос и классная подача: лихо, с широкой улыбкой, с размашистыми движениями
грифом гитары, он поет одну песню за одной и неудивительно, что понемногу
начинает собираться полукругом народ, чего со мной никогда не бывает. Я
начинаю понимать, почему отчасти это происходит – меня просто не слышат.
У меня, оказывается, тихий голос. Вот уж никогда не думал. Я с удовольствием
подпеваю, когда знаю слова, хотя сам несколько смущен. Блатняшка все приплясывает
в какой-то специфически-уголовной манере. И даже пытается донести до нас
просьбы из зала. Но я осаживаю его. Мне совсем не нравится это навязчивое
посредничество. Публика явно воспринимает нас как слаженный спетый дуэт,
хотя мы едва знакомы. Я вдруг понимаю, что от меня требуется одно – быть
самим собой, но это и есть самое сложное.
Вскоре Серега уходит, забыв на чехле свой
зонтик. Народ потихоньку расходится.
Поскольку я еще не допил свою бутылку, блатняшка
крутится возле. Просит гитару, но я объясняю, что не даю гитару в чужие
руки (лукавлю, конечно). Блатняшка с удивлением смотрит на свои руки и
неожиданно заявляет с какой-то детской обидой в голосе:
– Какие же они чужие?
Действительно. Это, конечно, забавно,
но гитару, друг ситный, я тебе все равно не дам.
Тогда он просит подыграть, и я начинаю
тихонько перебирать его три аккорда
"На Колыме,
где тундра и тайга кругом, Среди холодных елей и болот..."
Блатняшка поет старательно, с характерной
уголовной интонацией, прерывая исполнение торопливыми и потешными признаниями
типа «Бля, как хорошо ты играешь!» Смотреть
на него любопытно, но песня длинная и, когда он кончает тянуть про свою
Колыму, я решительно допиваю остатки пива и отдаю ему бутылку – надоел.
Ко мне подходят двое поклонников серегиного
таланта и спрашивают, когда мы еще будем петь, имея в виду, конечно, Серегу.
Они явно уверены, что мы часто выступаем вместе. Я отвечаю, как есть. Мол,
не знаю, когда он еще будет. Ловите, ребята, на Арбате. Ребята думают,
что я обижаюсь за себя и торопливо объясняют:
– Прости, ты хорошо поешь, но он поет
с надрывом… Хотелось бы снять на видеокамеру.
– Да пожалуйста, но я действительно
не знаю… – беспомощно оправдываюсь я. Мне явно не верят. Уходят, разочарованные.
Первый вечерний рейд милиции, и я думаю сворачиваться,
но подходит армянин с девушкой, красивой как персидская царевна.
И начинает заказывать музыку: Круг – не знаю я Круга, Шуфутинский
– нет, не пою, к сожалению. Одинокий нищий старик, внимательно слушавший
меня до появления заказчика, зная уже, что именно я пою, нерешительно объясняет
ему, что вот дальше по Арбату есть музыканты, которые могут исполнить любое
пожелание, а здесь человек поет свои песни. Заказчик смотрит на старика
с таким удивлением, как будто рядом с ним заговорило пустое место. И гонит
прочь. Старик боится, но набычивается как мальчишка и уходить отказывается.
Мальчишеский героизм старика выглядит настолько трогательно и убедительно,
что мне кажется, будто это не старик вовсе, а заколдованный мальчик из
сказки о потерянном времени. Я пытаюсь уладить миром, и говорю что-то малоубедительное
про музыку и мир, который она с собой должна приносить, – заказчик не успокаивается
и упорно гонит старика. Тогда начинаю петь. Спесивый заказчик и заколдованный
мальчик затихают: слушают. Дослушав, старик все-таки уходит, сказав мне
напоследок грустно и вопросительно "Я ухожу..?" Что я мог
ему ответить? Ну, а потом пою-таки по заказу "Звезду по имени солнце",
и мне милостиво отстегивают десятку. А я не ради десятки пел – мне персидская
царевна очень понравилась. Какая совершенная и в тоже время холодная красота!
Какая удивительная белизна и нежность кожи, какое притягательное сочетание
европейских черт лица с восточными! Какая царственная отрешенность в лице!
А глубина глаз? Космическая глубина! Мерцают звезды, манят пространства...
И совершенно непонятно, слушает ли она и о чем думает. Мне кажется – нет,
не слушает, хотя она и отвечает на мой вопрос, что песня ей нравится. И
думает наверняка о пустяках. Но это ничего не меняет – царевна.
Но пора домой.
…
Вечером – допотопный проигрыватель пластинок,
Саша Башлачев. Херес. Коньяк. Тяжелый сон.
|