Вторник, 3 августа
Урны на Арбате инспектируются каждые две-три
минуты. Соседство беспокойное и не самое приятное. Невольно отмечаю редкое
проворство «инспекторов»-бомжей и шустрых арбатских старушек: к только
что оставленной бутылке мигом устремляются иногда двое, а то и трое охотников,
демонстрируя при этом хороший стартовый рывок.
А петь пока не для кого. Опять пою в небо.
Оно – голубое, с тонкими льдистыми белесыми облаками.
Невысокий паренек просит спеть для своей девушки.
Девушка русская, но у нее карие, немного монгольские глаза, и я пою, глядя
в ее азиатские глаза: «Сударыня, поймите, я –
не принц. Когда Вы за него меня принять успели? Хотя, возможно, что в такой
глуши, провинции Могу сойти за то, чего Вы так хотели».
Мы знакомимся, и снова все в полном порядке:
у меня есть целых двое слушателей, которые помогают мне вспомнить, какие
они – глаза и души тех, кто слушает и кому нравится.
Мимо идет бомж и вдруг говорит: «Играй,
молодец… Музыка привлекает… Тебя вспомнят…»
Смешно, но я склонен воспринимать эти слова
как некое пророчество. Ужели тщеславие?
Наконец, моя последняя (она же первая)
песенка, и – домой.
На вырученную десятку покупаю два жетона и
пытаюсь перехитрить трехпалые манипуляторы ларька с мягкими игрушками.
Ничего не выходит – ларек хитрей.
…
И ладно.
Пятница, 6 августа
Вечер начинается на удивление легко.
Еще по дороге решаю построить «программу» по старому хорошему правилу:
быстрая песня – медленная песня, быстрая – медленная. И когда начинаю петь,
устроившись на своем месте, сразу чувствую, что так легче не только слушателю,
но и исполнителю, поется на удивление легко.
Останавливаются пробегавшие мимо две веселые
девушки. Быстро нахожусь:
«Эти нежные женские
руки, Этот взгляд Ваших бархатных глаз. Вы возьмите меня на
поруки, Чтобы я не остался без Вас…»
Девушки польщены, весело смеются и убегают,
оставив полагающуюся в таких случаях мелочь.
С другой стороны улицы нерешительно приближается
молодая пара, спрашивают: «Чья это песня?» Удивление на лицах. Следуют
упоительнейшие сорок минут, когда после каждой песни благодарно блестят
глаза и аплодируют ладони.
…
А вот Серега, художник. Сам гитарой балуется:
«иногда люблю мозолить пальцы» (самохарактеристика). Сидим на каменном
арбатском берегу, разговариваем, перемежая беседу песнями. Время течет
незаметно. Вскоре художник отправляется за пивом. Ко мне присаживаются
изрядно датый коренастый мужик и его жена с грустными и добрыми, как у
смирной коровы, глазами. Мужик категорически не хочет, чтобы я пел свои
песни, а хочет, чтобы я спел ему С. Есенина и «Поручика Голицына». Пою
С. Есенина и «Поручика Голицына». Мужик мычит, подпевая и, пьяно сопереживая,
закрывает крепкими кулачищами лицо, а потом критикует: «Слишком быстро!».
Но просит петь дальше. И еще время от времени пытается спровадить вернувшегося
художника за пивом. Тот, естественно, отказывается.
"Если хочешь угостить пивом,– обучаю
я мужика арбатским законам,– сходи сам". Нашел мальчика!
Тогда мужик решает, что Серега – моя крыша
и пытается всучить ему полтинник. Мы смеемся.
Мужик, видимо, сам по себе неплохой – жена
уж больно хорошая. За хмельным мужем присматривает, как за маленьким, останавливает,
когда тот начинает набирать обороты в разговоре. Он и сам слушается ее,
как ребенок. Когда муж в очередной раз умиротворенно затихает, она сидит
и слушает, слегка покачиваясь, кивая согласно грустным есенинским словам.
Вот что я заметил, ребята: как
только начинаешь петь что-то общеизвестное, откуда-то набегают совершенно
непонятные и очень разные личности. Таким образом, после одиннадцати
вечера ситуация начинает выходить из-под контроля. Первая ласточка – небольшого
роста тощий мужичок с тощим же целлофановым пакетом в руке, который в перерыве
между песнями обращается к нам со следующими справедливыми словами:
– Ребята, вы к спиртному как относитесь?
«Ребята» непонимающе переглядываются – что
за вопрос! Тогда мужичок достает из своего пакета полбутылки «Праздничной»
и присаживается к нам. На «Праздничную» тут же клюет колоритная арбатская
парочка – пьяный дворник в грязной оранжевой робе с надписью «Центральный
административный округ», с воспаленными полубезумными глазами и Галя. Галя
похожа на бедового подростка из окраинного двора. На шее у нее цепь, отдаленно
напоминающая золотую. И вся она какая-то темненькая – видимо, от постоянного
времяпровождения на улице. Галя становится рядом и смотрит некоторое время
своими внимательными и странными какими-то (каре-зелеными? болотного цвета?
цвета пасмурного неба? бесцветными? – не знаю) глазами, и мне приходит
в голову, что именно так должны смотреть инопланетяне. Потом она присаживается
на корточки и немало удивляет меня тем, что умудряется подпевать там,
где, по идее, подпевать она не может в принципе: когда я пою
свои песни.
«Точно, инопланетянка» – думаю я. Дворник
в который раз просит спеть что-нибудь афганское или армейское – ни того
ни другого не знаю, пою «Товарищей пассажиров»: «Наша
мама попала в больницу, а наши отец и брат Нам не могут помочь –
они тоже больны, Но особой болезнью под названием «автомат».
Они любят его больше любимой жены». Галя и дворник-афганец заметно
оживляются, обмениваются взглядами и повторяют со значением друг другу
одно и то же слово «Кандагар», кулаками демонстрируя при этом чегеваровский
«No
pasaran!»
– Ну вот, – радуются они, как
дети, когда песня исполнена. – А говорил, не знаешь ничего афганского!
Суровый дворник-афганец в порыве чувств предлагает
приветственно стукнуться кулаками. Делать нечего – сурово стукаемся кулак
в кулак.
Вообще-то про Чечню писалось – оправдываюсь
я, но это никого не интересует. Водку выпивают из горлышка, пустив бутылку
по кругу. Галя давно прикладывается к моему пиву. Я отказываюсь и от водки,
и от пива, – оказывается, брезглив. И это после десяти лет в общежитиях!
Что делать: еще десять лет в благополучной московской семье что-нибудь
да значат. В какой-то момент вижу перед собой уже совсем невменяемого кандагарца,
танцующего на тротуаре некий фантастический танец-бой с тенью. Прохожие
оглядываются. И смешно и дико как-то, но, кажется, я начинаю привыкать.
В первый раз подъезжает милиция и, не вылезая
из машины, делает вполне миролюбивый знак рукой – мол, пора закругляться,
ребята, и едет дальше вниз по Арбату. Вполне законопослушный, собираюсь
чехлить гитару, но не тут-то было.
- Это же шестое отделение…
- они никого не забирают…
- я тебя отмажу... – горячо убеждает Галя.
Начинают дружно уговаривать и остальные, и я остаюсь.
Пою:
- две песни «Воскресения» по просьбе
хозяина «Праздничной» (кто-то из арбатских сегодня плохо пел, и обязательно
надо было исполнить по-хорошему);
- «Поручика Голицына» по просьбе пьяного кандагарца
(третий раз за вечер);
- лирическую кспэ-шную по просьбе стайки девочек-подростков…
Допеть не успеваю – тот же милиционер уже раздраженно
орет, не вылезая из машины (откуда он взялся?):
- Чтобы гитару из чехла больше не доставал!
Галя отважно, как на амбразуру, кидается к
дверце милицейской машины и что-то кричит, потом бежит ко мне, но и там,
и здесь – совершенно напрасно. Оказаться в милиции? Прошу покорно...
Я к этому не готов морально. По крайней мере пока.
- На хрен мне это нужно,– решительно говорю
я и убираю гитару в чехол.
Галя смотрит умоляющими глазами и просит остаться,
и спрашивает, когда я прийду опять.
«Только этого мне
еще и не хватало» – думаю я смущенно, и решительно ухожу, обещая
прийти во вторник.
Ночной Арбат. Веселье в разгаре. Летние кафе
полыхают электрическим светом и музыкой. Около каждого такого кафе обязательно
стоит типчик в тщательно отглаженном костюме и небрежно разговаривает по
сотовому, а его шикарная подружка сидит за столиком одна и пока скучает.
Потом этот типчик уходит, его сменяет другой, точно такой же, и начинает
точно также важно расхаживать по тротуару, спрятав одну руку в карман.
Ну, павлин – павлином. Это очень забавно наблюдать. Иду медленно, отдыхая
и почти ни о чем не думая. Наблюдая иду. Это очень приятные минуты. Перед
глазами мелькают сюжеты, лица, слышится смех: то, что я заработал за день.
Не рубли, нет. Слова, улыбки, замечания, лица – вот мой заработок. Хотя,
немного лишних денег в кармане – тоже неплохо. Могу позволить себе бутылочку
пивка, а от метро – поймать машину. Мимо спешит любитель «Праздничной»
и «Воскресения». У него болезненный вид – вид пустой бутылки из-под водки.
Пустые руки, отрешенное выпитое лицо и пустые, уставленные в одну точку,
глаза. Меня он уже не узнает, что само по себе только радует.
…
Вечер кончен.
|