Понедельник, 26 июля
Мысли в метро: лучше быть чудаком с гитарой,
чем мудаком с газетой.
Вторник, 27 июля
Плоский голос, плоская гитара, плоские лица
прохожих, а мое лицо – самое плоское и тоскливое на свете и самое невыразительное.
Что такое сегодня? Никаких скрипачек, весь переход мой, акустика –
что надо, а оживить его, распеть, не удается. Стоит замолчать, и
тишина опечатывает рот, как клейкой лентой. Пытаюсь форсировать, пою надрывных
"Товарищей
пассажиров", лихую "Коровушку".
Вроде выходит неплохо, но после опять – пустота и тишина, тишина и усталость.
Куражу – никакого. Даже мелькает мысль «и что я здесь делаю?»
Молодежная стайка с пивком вдруг тормозит,
и один из стайки просит гитару. И я даю ему гитару, потому что устал петь
в пустоту, и сижу с вытянутым лицом, пока он поет. Я доволен, что могу
передохнуть. Девушка из кампании предлагает пива, но я делаю вялое движение
рукой и зачем-то поясняю, что не могу петь, когда выпью. Девушке все равно.
Вскоре беспечная стайка снимается с места и, оставив мелочь на чехле, растворяется
в Александровском парке, в шуме молочно-белого фонтана с четырьмя буйными
конями...
Пятница, 30 июля
Река по имени Арбат.
Ее мерный шум - шум шагов, всплески музыки
в уличных кафе – шум безостановочного движения: от Смоленской к Арбатской.
А по берегам:
– джазовый ансамбль – музыканты отдыхают, рассеянно глядя по
сторонам;
– группа хиппи с гитаркой – ловят проходящих шляпой для
денег;
– двое парней-пародистов, очень живых и очень наглых, дающих
жару у театра Вахтангова; людской водоворот, радостно, а порой восторженно
реагирующий на шутки-прибаутки;
– человек, поющий голосом Розенбаума, – тихая заводь, в которой
собравшиеся полукругом почитатели внимательно слушают песню за песней;
– малопонятная, но задорная песенка в исполнении еще одного молодого
человека с гитарой – омут, в котором застыли несколько человек и ждут следующего
номера;
– пятеро динамичных молодых людей, четверо ребят и одна
девушка, заразительнейшим образом, с фантастическими акробатическими
трюками, танцуют – людской прибой, через который к артистам не пробраться.
На минуту мне становится неловко за себя – маюсь по Арбату, ищу места,
где пристроиться, а пристроиться некуда. Арбат, оказывается, такой маленький.
И я иду-плыву обратно: от Арбатской к Смоленской. По дороге меня останавливает
одна из девочек-хиппи:
– У Вас случайно не будет запасной первой струны?
– Извините, нет.
– Очень жаль, – отвечает девочка и как будто со значением
смотрит мне за спину. Инстинктивно прячу гитару подальше, виновато улыбаюсь
в ответ и иду дальше.
Наконец решаю остановиться между двух островков с матрешками – здесь
я никому не помешаю. Уже довольно поздно, и палатки убирают. Как всегда
в минуту обустройства на новом месте немного волнуюсь – это момент моего
выхода на сцену. Раскладываю стульчик, достаю из чехла гитару, чехол кладу
перед собой – для мелочи. Все идут своей дорогой, мимо меня. А я
– своей: первый аккорд, второй аккорд, пауза на десять секунд – рихтеровский
«ключик».
Я успокаиваюсь, чувствую, что сегодня я
в порядке.
Первая неспешная песня.
Девушка напротив, у зоологического магазина,
с табличкой "Гадаю по руке", кажется, слушает, а может только кажется.
Но я все равно начинаю петь именно для нее – так легче.
Палатки убирают окончательно, и я вдруг оказываюсь
посреди тротуара, на самой стремнине. Становится неуютно. Живо собираю
манатки и выбираюсь на берег, пристраиваясь к арбатскому фонарю. Здесь,
под его защитой, мне становится хорошо.
И я пою на этом дивном берегу песни, одну
за одной – неспешно, с чувством, река мирно течет мимо, а я смотрю
на эту арбатскую реку и на небо над ней, на крыши домов и пока я пою, мне
хорошо.
Молодая симпатичная пара тормозит, возвращается
назад и оба присаживаются рядом на корточки. Я приветливо киваю им, я рад.
Петь и смотреть на небо – хорошо, но петь и смотреть в ясные глаза кому-то
– лучше. Собственно, я здесь именно для этого – я устал петь на кухнях,
за пьяными столами, устал петь в потолок или в пьяные, обессмысленные водкой
глаза друзей. Но, к сожалению или к счастью, даже если петь и смотреть
на небо, такое великое и высокое, такое разное и притягательное, то рано
или поздно появляется чувство, что поешь в пустоту.
Каждому поющему, как самый воздух, нужны чистые
лица и ясные глаза тех, кто слушает и понимает, особенно
такие – теплые сияющие глаза, как у этой девчушки, милой, улыбчивой
– берегини. А он – справедливо серьёзен, внимателен, вдумчив
– царевич. Идеальная русская пара.
Откуда-то слева возникают двое грузин, и с
ними – замечательная грузинская девушка, высокая, стройная,
с большими томными глазами-вишнями, в бежевой короткой юбочке. Они останавливаются
передо мной и первое, что делают, отсчитывают несколько крупных купюр
на мой нищий чехол. И просят спеть что-нибудь "жиганское", но жиганского
во мне – только короткая зэковская стрижка, которую я случайно заделал
себе недавно, и я упрямо говорю им, что не знаю ничего жиганского, что
пою только свои песни, и пою им про то, что я "ее
люблю, она мне нравится", и что она "краса-краса-красавица".
И грузинской девушке с глазами-вишнями нравится этот напев, и она просит
спеть еще раз. И я с удовольствием пою. А она присаживается передо мной,
чуть натягивая вперед, на свои великолепные белые колени, бежевую юбочку
и слушает, и смотрит на меня своими томными темными глазами с поволокой
и повторяет за мной одними губами: "я ее люблю,
она мне нравится". И при этом задумчиво улыбается. А мне чертовски
приятно, если не сказать, что я – счастлив. Но я боюсь слова "счастье",
в этом слове есть что-то неуловимо роковое. Счастье – это как вершина горы,
на которой стоишь и любуешься открывшимся тебе видом, и медлишь перед тяжелым
спуском обратно в долину. Но спускаться все равно придется, потому что
жить на вершине горы нельзя. Поэтому – да, мне только чертовски приятно,
и все.
И вот у меня уже целых семь слушателей – моя
идеальная русская пара, грузинская девушка с алмазными глазами-вишнями,
ее жиганы-кавалеры, и еще одна пара – кажется, калмык и калмычка – луноликая
Амуланга. Арбатский интернационал.
Но вскоре любители "жиганского" уходят
и уводят от меня томную грузинскую девушку в бежевой юбочке. Мы остаемся
впятером. Меня просят спеть романс, и я пою "Утро
туманное" – романс №1, вещь, после которой я только и
осмеливаюсь петь свои романсы, романсы номер "N".
И я пою им одну песню за другой. Потом они
просят спеть другие песни, и я не могу им отказать и пою все, что они просят,
и что я знаю "нежно-печальное". "Воскресение",
мелодично-философский "Аквариум", что-то еще.
Потом, сказав спасибо, уходит луноликая Амуланга
с другом.
Потом уходит моя идеальная пара, и вдруг возвращается
обратно, уже с пивом.
Потом начинается дождь, и мы перебираемся
под опустевший тент летнего, уже закрывшегося кафе и поем там все подряд.
Потом рядом с нами останавливается совсем
пьяненький парень: длинные волосы по моде семидесятых, аккуратная
бородка, толстые очки, за очками – белесые беззащитные глаза интеллигента.
Смешно икая, он некоторое время слушает, а потом начинает бредить:
– Я думал, что такого уже нет, а оказывается
есть… Я услышал, как Вы поете, и это было так прекрасно, что я думал,
что умру… Можно я лягу перед Вами и буду смотреть на Вас?
После чего устраивается рядом и втихую допивает
мое пиво. Очень смешно и очень трогательно одновременно. Напротив весело
светятся глаза ясноокой Берегини.
Потом … Потом меня оставляют царевич
и его берегиня, и как-то само собой гитара уходит по рукам. В павильон
набивается много разного народа, становится шумно, и подступает пустота.
Льет дождь. Гитара то жалобно дребезжит под сильной рукой бывшего десантника,
то недоуменно страдает в хилых неумелых руках худенького паренька с черным
пиратским платком на голове. Становится очевидно, что пора уходить, но
я боюсь сделать ошибку, и жду знака. И он явлен: к нашему тенту откуда-то
из дождя, таинственно, как странный арбатский мираж, тихо, как летучий
голландец, выплывает милицейская машина с наглухо поднятыми стеклами. Лихая
песня бывшего десантника обрывается на полуслове. Под тентом смолкает гомон.
В тишине слышно, как шумит дождь. Не опуская стекол, летучий арбатский
голландец отчаливает обратно, в свой сумеречный дождь.
Воспользовавшись общим замешательством,
живо убираю гитару в чехол, жму руку десантнику, который упорно сует мне
мелочь и с жаром хвалит гитару. А я стремлюсь только уйти.
…
Ледяное пиво. Зачем мне ледяное пиво
ночью и в дождь?
|