Понедельник, 19 июля
Третий день торжеств.
Просыпаюсь на полу. Холодно и неуютно. Похмельная
депрессия – пакостная штука. Насколько вчера было весело, настолько сегодня
дерьмово. Закон сохранения психического равновесия, маятник качнулся в
другую сторону. Редкостная дрянь на душе и нехорошая, звенящая пустота
в голове. Погулять с детьми, пока вы пройдетесь по магазинам? Девоньки!
Это же ужас, девоньки! Девоньки, милые мои! К черту ваши магазины! Гулять
с похмелья с детьми – это казнь смертная! Не могу я быть с детьми, когда
мне так плохо, я уже пробовал! Несколько часов полного одиночества,
движения и одиночества – вот что мне сейчас поможет поправиться. Когда
я состарюсь и окончательно брошу пить, все равно буду выходить на улицу
каждый Божий день. Даже под угрозой закончить свои дни скрюченным инфарктом
на зеленом газоне с поводком на руке и скулящей собакой возле. Как тот
московский старик, которого я поначалу принял за пьяного. Но он не был
пьян, в чем я и убедился, когда помог ему встать – старик просто вышел
погулять с собакой.
Забираю гитару и рву прочь, в город.
Главное – прочь, а там все равно.
Метаморфозы бытия – стоит оторваться от обыденной
жизни и оказаться в другом городе с гитарой за спиной, как чувствуешь себя
мифическим воином-завоевателем или же Марко Поло, попавшим в Китай.
Волжская набережная действительно дивная –
высокая-высокая; гигантский трамплин для прыжков на лыжах – заброшенная
и совершенно сюрреалистическая конструкция в конце красивейшего бульвара;
православный древний монастырь на берегу, спрятавшийся от мира; улицы
– по-провинциальному широкие и безлюдные; даже обыкновенные деревянные
домишки – все ново и любопытно.
Однако время к обеду, а завоеватель-путешественник
голоден, как волк. После двух дней ненормированного потребления спиртного
и вынужденного отказа от пищи на утро третьего дня торжеств это совсем
неудивительно.
Вообще-то я не пью, но день рождения есть день рождения, да еще друга,
да еще друга со студенческих вечно-пьяных времен, приходится держать
марку.
А прохожая девушка лукаво улыбается, но свежей
булочкой из своего пакетика угощать отказывается – видимо, недостаточно
нравлюсь. "А давайте, Вы мне – булочку,
я Вам – песенку? Да стойте же! Ей-Богу, не кусаюсь и пою неплохо!
Вам понравится, уверяю Вас!" Переходит на другую сторону.
Ни девушки, ни булочки.
А денег – голяк.
Но я не унываю, ведь мой Китай – та самая
спасительная российская глубинка, в которой еще можно найти натуральный
кофе. И этот кофе, на совесть сваренный в старом добром аппарате «Экспресс»,
стоит сущие копейки.
И я присаживаюсь с горячей чашкой в руках и грею душу, и смотрю на
двух молоденьких девушек-подружек за ближней стойкой, находя при этом,
что одна из них, светленькая, очень даже ничего. Но предпринять
ничего не успеваю: мимо идет-охает старушка с тяжелой авоськой
и во мне, конечно, срабатывает пионер-помощник-всем-старушкам-записывающий-свои-добрые-поступки-в-Тетрадь-Добрых-Дел,
и я покидаю новенький блестящий мир супермаркета и тащусь провожать свою
старушку в ее старый захламленный мир многоквартирного двора, старых гаражей
и стихийных свалок из выброшенного барахла, и по дороге много чего узнаю
про болезнь соседки, которая уже не встает и не выходит из квартиры, и
про старые добрые времена, когда профессора не только читали лекции, но
и пели прекрасным баритоном, а сам думаю: старая дура, угораздило же меня
попасться тебе, и почему я не бандит-головорез-какой-нибудь-отучающий-старушек-пользоваться-услугами-случайных-людей.
Впрочем, это только первые злые мысли. И виновата
в них эта самая тоскливая холщовая авоська в моих руках со стандартным
тоскливым набором старческих продуктов: кефир, крупа, дешевые макароны,
небольшой кусок масла.
Да еще виноваты эти девушки-подружки,
оставленные без присмотра в супермаркете. Да еще недопитый кофе.
Ведь я люблю старых людей. Каждый их
них – личность. У каждого своя, выверенная десятилетиями жизненная интонация.
У каждого своя мудрость. Я так понимаю, что когда жизнь прожита, человеку
ничего другого не остается, как быть мудрым. Не всегда высказанная, явленная,
бывает, эта мудрость – невысказанная, только ощущаемая, во взгляде,
в походке, в неожиданном вопросе. Вот и сейчас моя старушка вдруг спрашивает:
какой у меня голос? Простой вопрос меня озадачивает. Я пою с девяти лет
– в подъездах соседнего дома, на школьных собраниях, на пьяных дружеских
вечеринках, но знать не знаю, какой у меня голос. То есть, я знаю, конечно,
что голоса как такового, в истинном, шаляпинском смысле, Голоса,
у меня нет, но ведь голос-то есть. Определенно есть. И мне вдруг хочется
спеть что-нибудь этой старушке-профессорше, живой памяти старых добрых
времен, чтобы узнать от нее, какой он, мой голос. Но мы уже пришли,
и осторожная старушка благоразумно прощается со мной перед подъездом со
словами: " я не приглашаю" и пытливым заглядыванием в глаза-душу (вот они,
дурацкие, идиотские, неправедные мысли мои, про которые я сам успел забыть,
– выплыли!)
– В этом нет
никакой необходимости,– сдержанно отчеканиваю я, возвращаю бабушке
сумку и поворачиваю обратно.
В супермаркете никаких подружек, конечно, нет и в помине. Но
мне уже не до них – стремлюсь проверить голос. Глотка просто чешется –
так хочется петь. Погода стоит подходящая – сухая, солнечная. До местной
пешеходной улочки рукой подать. Такие, «арбатские», улочки теперь есть
во многих городах, а музыкантов на них неизмеримо меньше, чем на Арбате.
Где хочешь, там и работай, благодать. Не мудрствуя лукаво, останавливаюсь
напротив кафе. Когда-то кафе называлось проще и правильней –
пельменная. С пельменными же у меня связаны приятные воспоминания из ранней
голодной молодости о сытном обеде и хорошем настроении.
Присаживаюсь на бордюр. Теплынь. Удивительный,
светлый вечер. Лоскутное одеяльце тени от хрупкого деревца. Двухэтажные
купеческие домики выстроились передо мной как солдаты на плацу, во фрунт.
Смир-рно! Вольно. Начи-наю!
Вот подходит паренек – Вася. У Васи открытое
русское лицо, немного наивное. Васе нравится, как я пою, но я догадываюсь,
что он захочет услышать обязательно "Под
небом голубым / Есть город золотой /
С прозрачными воротами / И ясною звездой…/"
Великая
песня – песня, которую заказывают всюду и всегда, люди самых разных национальностей
и социального положения, наша песня. Мне она тоже нравится. Спеть,
говоришь, про голубое небо и золотой город? – Пожалуйста.
Стайка девочек-подростков стоит, слушает невдалеке,
стесняясь подойти поближе. Кричат: Вы хорошо поете. Славные, милые
мои, спасибо!
А вот Толик – "Лидер
Пошехонской Попсы", как величает себя он сам. Посидев-послушав
некоторое время, начинает недоумевать.
– Откуда ты тут взялся? Не понимаю! Что ты
тут делаешь? Не понимаю! Ты по кабакам не пробовал выступать?
– Нет, не пробовал я ничего. Сижу вот и просто
пою. Наблюдаю за публикой. Любуюсь красивыми провинциалками. Улыбаюсь детям.
И может быть, я исповедую исполнение песенок как способ познания окружающего
мира. Может быть, тешусь бесплодными иллюзиями. Может быть, это я
просто отдыхаю. А может – это я так живу. Все может быть. Ничего не могу
утверждать с полной определенностью. По крайней мере, пока.
Через пятнадцать минут лидер уходит, пообещав
вернуться и попросив не уходить. Я киваю. Врет, конечно – и что лидер,
и что вернется, но мне по фигу. Кабаки? А что, пожалуй это мысль.
Группа подростков стоит возле и время от времени
подсыпает мелочь на чехол. Смотрят-слушают внимательно и немного смущенно.
Хотя смущаться впору мне – мальчишки последние, наверно, отдают.
Но сегодня я – уличный музыкант, и положение обязывает. Тем более,
что в кармане у меня действительно пусто.
Нет, мне нравится провинциальная публика –
она интеллигентней, мягче, терпимей, внимательнее столичной.
Она не избалована и не пресыщена. У нее не
сбиты какие-то главные ориентиры. И даже в своем невнимании она деликатней
– без пренебрежения. Впрочем, причина, возможно, в том, что я сам провинциал.
Отдыхаю. Подходит белобрысый мальчик, светло
улыбается, присаживается рядом.
– Дядя, а какие Вы песни поете? Спойте
чего-нибудь.
– Да ведь ты поди "Иванушки
Интерншнл" любишь? – улыбается «дядя».
– АГА! – радостно отвечает светлый
мальчик.
Я смеюсь, радуясь вместе с ним, а потом пою
– про собаку, которая мирно дремлет на асфальте, положив большую умную
голову на вытянутые лапы, про мирную итальянскую песенку, которая слышится-льется
непонятно откуда, и одним своим звучанием создает особую ауру счастья и
летней лени вокруг нас, про то, что бывает же так, когда все вокруг
так замечательно и совсем не по-нашему мирно.
– Нравится? – спрашиваю.
Мне в награду достается то же светлое радостное
"АГА!" Убегает за родителями.
Отдыхаю. Прохожие, как всегда, оглядываются.
Вообще, я должен заметить, что это еще вопрос, кто на кого смотрит: те
кто в зале – на тех кто на сцене, или наоборот. Свидетельствую: те, кто
на сцене, видят больше.
Дело к вечеру. Я давно забыл про мудрую старушку
и про свой голос и вот уже два часа, как просто пою.
На третий час работы появляется ощущение свободного
полета, парения :
над тротуаром, на бордюре которого сидишь, по-мусульмански подобрав
под себя ноги;
над тонкими деревцами, дарящими тебе, поющему, тень;
над озадаченными пением толстыми тетками;
над равнодушно семенящими мимо по своим делам старушками с авоськами;
над прохожими сердитыми мужиками с деловыми папками под мышкой;
над бомжами, время от времени внимательно изучающими мелочь на чехле
гитары;
над гуляющими по улице красивыми дамами;
над улыбающимися тебе детьми.
Ощущение глубокого сладкого вдоха длительностью
около трех часов.
Левитация? Завтра лечу домой, в Москву!
|