"Российский альманах вин" №5. 1998г.

 

 

РЕЦЕПТ
ВДОХНОВЕНИЯ

Чем кормится творчество, откуда приходит и куда девается вдохновение? 
Есть множество предположений на эту тему, но ответа не знает никтоОднако пристрастие к алкоголю и наркотикам актеров имузыкантов общеизвестно и считается едва ли не профессиональным недугом. Может быть, эмоциональные всплески, связанные с творчеством, требуют постоянной подпитки?
 
 


 

Татьяна Дрыгина

Старинное наблюдение гласит: "На Руси веселие есть лити". (Сразу вспоминается купеческий разгул — размашистый, порой беспамятный и разрушительный). Песня, непременный его компонент — не только веселье. В ней — вся жизнь, с ее потрясениями, безнадежностью и восторгом. В ней - мятущаяся, не умеренная ни в чем русская душа, склонная к самоедству, к сопереживанию до самоотречения "Любить - так любить, гулять — так гулять, стрелять — так стрелять..." (А. Розенбаум). Или: "Выпивать — так до бузы, тосковать - так до слезы" (Л. Семаков). И в этой страстной манере жить границы между смехом и слезами словны...

Международный фестивальавторской песни "Петербургский аккорд" собрал в Санкт-Петербурге  пестрое сообщество представителей этого жанра. Говорят, сейчас,когда "можно все", интерес к авторской песне угасает, как проходит мода на красивое словечко ''диссидент", еще недавно стоившее человеческой cудьбы. Но на Грушинский фестиваль в Самаре по-прежнему съезжаются десятки тысяч участников, а имена Окуджавы, Галича, Высоцкого, Визбора стали неотъемлемой частью русской культуры...

Программа петербургского фестиваля кроме конкурсов и концертов, конечно, включала праздничное застолье. А когда "за одним столом" собралось столько талантливых людей.

 Вадим Мищук, Валерий Мишук
"Выпивка чаще всего - снятие стресса, Во время концерта отдаешь очень много энергии, но и получаешь немало. 
И если все-таки получаем меньше, то приходится восполнять... Другое дело - общение в теплой компании, где мы поем потихонечку выпиваем,  и от этого кажется любим друг друга еще больше..."

 Олег Митяев

"Нет, творчеству выпивка только мешает. Скажем, покажется, что сотворил нечто гениальное, а наутро прочтешь — разочаронание одно..."

 Константин Тарасов

"Это уход в другую лоскость, если хотите — уход в детство. Для людей социальных, тех, кто всегда на виду, это иногда просто необходимо..."

 Алексей Брунов, Роллан Шипов

"Вот мы сейчас выпиваем за твое здоровье. И. похоже, в этом что-то есть."
 

 Александр Иванов

"...А я даже и не курю...
 
 

 

 Сергей Татаринов
 "Есть такая форма опьянения - энергетическая, что ли? В кругу, друзей я начинаю ощущать некую эйфорию, хотя сам и не лью. Утром друзья пойдут похмелиться, а я- нет."
 Андреи Козловский

"Мне хватает музыки самои по себе - не нужны ни наркотики, ни вино. С некоторых пор в нашей команде не пьет никто."
 

 Александр Медведский

"... А музыка вечна!"
 
 

 

 Юрий Кукнн
"На фестивальной поляне, посреди спящих палаток, на пеньке сидит не-кто и упражняется на гитаре. Красиво так. громко... Из ближайшей палатки - голос:- Мужик, водка у тебя есть!
- Нет. - Ну так — на!

  
 

  

1. Татьяна Колосова не    привыкла
петь одна

2. Директор  Ленинградского 
зоопарка Иван Корнеевобеспокоен 
судьбой авторской песни.

3. Группа "Петрович Бэнд"
Неиссякаемый  источник 
адреналина
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

.

мы попытались выяснить, какое же влияние на творчество оказывает алкоголь. И вот какая предстала картина.
Духовная потребность человека в творчестве существовала всегда. Но авторская песня вовсе не является обособленным явлением: на огромном древе мировой песенной культуры этот жанр - один из множества листков. 1157 годом датируется пергаментный песенник,найденный в Киеве. Известен также сборник песнопений, на котором царственной рукой начертано. "Творения Царя Иоанна, деспота московского". В XIV веке стихиры Ивана Грозного исполнялись при большом стечении народа в Успенском соборе Кремля. В разные времена и в разных странах существовали народные певцы — менестрели, шансонье, барды, миннезингеры, трубадуры. Их творчество очень различается, отражая национальные традиции и условия жизни певцов. Но объединяют их жизненность тем и, что очень важно — искренность    переживаний. Правдивость текста и правдивость чувств.
Подъем песенного движения в СССР в 60-е годы был подготовлен информационным и эмоциональным голодом — атмосферой лжи, необходимостью быть "как все", несоответствием существующего порядка вещей внутренним ценностям. И наряду с официальной песней — для радио и общественных мероприятий, жила другая — живая, для души. Она-то и восполняла духовный пробел для многих, кто сохранил свои собственные представления об эстетике и нравственности.Авторская песня стала нишей, позволявшей независимо думать и делиться мыслями, сомнениями, идеями. Поэтому и объединила вокруг себя поэтов, музыкантов разных жанровых направлений, иполнителей и многих-многих слушателей. Конечно, со временем стало модно (да и безопасно) быть "инакомыслящим". Но в шестидесятые и семидесятые годы песенное движение притягивало людей, как открытая форточка в душной комнате, как источник правды, как символ свободы.
Сначала песню подхватили студенты и туристы. Стали популярны домашние концерты и просто кухонные посиделки с гитарой, "несанкционированными" разговорами и непременной данью Дионису. Потом стали проводиться песенные "слеты' на природе, которые трудно было контролировать: за всеми лесными дорогами ведь не уследишь...Поэзия охмеляет, как вино.Музыка пьянит до головокружения. Состояние вдохновения по необычности восприятия действительности чем- то сродни опьянению: то же воодушевление, то же парение над обыденностью, неожиданность видения, праздничность.. Порой возникает соблазн подхлестнуть (или — подменить?) одно состояние другим, чтобы снова подняться на эту высоту. Но и бессилье, и разочарование, и творческая немота "не можешь петь — так пей..." (В, Бережков) толкают на этот путь, словно к спасительной кислородной подушке. Хотя —
        Не спрятаться от боли
Во сне и в алкоголе 
С ней вечно жить...
                                               (Ю. Кукин)
Многим знакомы озарения и появление    неожиданных идей после некоторой дозы спиртного, поскольку, отрываясь от действительности, творец освобождается от стереотипов    мышления. Правда, полученный результат не всегда оправдывает предчувствия: большой процент гениальных мыслей безвозвратно канет в алкогольном тумане так же быстро, как появляется. И даже будучи записанной, яркая находка наутро может оказаться пустяком — ведь одухотворение Бахусом сильно оcлабляет внутреннюю критику.
Я — практик, но кое-какие теоретические соображения на этот счет e меня есть. Довольно часто алкоголь стимулирует мое творчество, однако -косвенно. Сочинять "в процессе" смысла нет. хотя именно этиле и занимаюсь. По мере 'принятия" обретаю полную свободу — от проблем, обязанностей. стрессов, а одновременно освобождаюсь от формы — стихотворной и мелодической, затем — от содержания, и в конце концов — от каллиграфии, в результате с утра получаю криптограмму, которую не всякий египтолог расшифрует.Чем же тогда "это дело" стимулирует творчество? Представьте себе: утренним похмельем. Не могу сказать, что мне больше нравится -  вечерние возлияния или утренняя истома. Утром от всех свобод, обретенных накануне, остается лишь тихая радость — если не победы, то. по крайней мере, непоражения": ведь выстоял, не помер, не лишался ума. Одновременно появляется чувство вин» за бездарно потраченное время. которое и заставляет сесть за стол, чтобы писать легко и отчасти радостно...Если говорить о совместимости алкоголя с публичным пением (концерты, съемки и т. п, ). то здесь я прослеживаю такую закономерность. 75 граммов никогда не повредят, а порой и помогут, или. конечна, они не ложатся на обильное вчерашнее воялияние. А вот 150 и более явно помешают - и дикции, и памяти, помогут разве что потовыделении. Правда, существует зависимость оптимального количества "этого дела" от общей массы субъекта. Приведенные цифры соответствуют примерно 70-ти кг живого веса.Специфический случай публичного выступления — застолье. Там, где хозяин...
...Подарит детям шоколаду, 
   Ну. и папе. конечно, нальет. 
        Папе, в принципе, много не надо-
  Он как выльет, и как запоет..
О, за столом чувствуешь себя гораздо комфортней. К тому же зритель в процессе 'погружения'. или. вернее сказать—взлета, все время находится на одном уровне с поюущм- Постороннему 
взгляду были бы заметны изменения дикции. нарастающее возбуждение или. наоборот, уныние и т.д- но внутри компании сохраняется гармония. В зтом случае верхняя граница потребления 
спиртного уходит в небо и зависит только от общей физиологии и темперамента коллектива.Конечно, существуют люди, которые по ряду причин вобще противопоказанопиль. Мне же. тьфу-тьфу, пока это не грозит. И слава Богу, потому что, кроме вышеперечисленных достоинств самою процесса, я черпаю в нем темы и настроения для будущих сочинении.
                   Михаил Кочетков
 
 

 Я 6ы в гости пришел к вам с салом. 
 Я бы даже купил 'Камю', 
 Но меня приглашают мало, 
 Потому, что я много пью... 
 
 
 


 
 
 

 Смакуя жизнь. как сахарную вишню. 
 Счастливый от того, что безработный, 
 Сижу и сочиняю эти вирши. 
 Хихикая над каждою находкой.

 


 
Неожиданно распространенным оказалось мнение, что творческий подъем наступает уже после сильного возлияния. Проходит похмелье, светлеет голова, девственное сознание обретает новые углы зрения, и пишется просто замечательно. Один ученый-физик, автор музыки известных песен,говорит,что именно в этот момент приходят неожиданные, порой — гениальные (в том числе и научные) идеи. Сценические выступления требуют огромного эмоционального накала и одновременно — точности передачи чувств. Тут уж нужно хорошо знать свои возможности. Известны случаи, когда артисты добивались необыкновенного успеха, получив перед выходом на сцену свою дозу "допинга", причем - с благословения режиссера. Но слишком велика опасность неверно оценить и свои усилия, и свое воздействие на публику.Другое дело — застольное пение, такое традиционное для этого жанра.

              Виноградную косточку в теплую  землю зарою, 
И лозу поцелую и спелые гроздья сорву, 
                  И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.."
       А иначе зачем на земле этой доброй живу?

Это строки из песни Булата Окуджавы. Да, вино — чудесный способ объединить компанию, устранить натянутость, напряженность обстановки. Дружеское застолье с его доверительным общением, с гитарой и чашей по кругу, ощущением братства и душевного единства очень свойственны авторской песне.Один талантливый хирург, всю жизнь замечательно, хотя и "между нот" распевающий песни, шутит: "Счастье — это когда все мои друзья, взявшись за руки, идут пить пиво". "Счастье — это когда тебя понимают..." Еще, конечно, вино — общепринятое средство от усталости и стресса...

''Был час, когда после нагрузки 
вся общность — советский народ 
У касс занимает черед, 
       И в сквере наш фрукт среднерусский -
Стаканчик на ветке растет-" 
                                                                  (В. Бережков)
Алкоголь — иллюзия свободы. Возможность если не изменить реальную действительность, то хотя бы на время убежать от нее, переместиться в другую, свободную от проблем и правил. Хотя есть и другие способы изменения сознания: "Угорю я, и мне, угорелому,  пар горячий развяжет язык" - спел Владимир Высоцкий, Секты скопцов доводят себя до исступления пением и танцами. Другие медитируют или курят травку. Но для русского человека традиционно все-таки вино — в самом широком смысле слова. Даже в "безалкогольные" времена на наших кухнях стояли трехлитровые банки с доморощенным спиртным. Резиновая перчатка, натянутая на горлышко, - "рука Москвы" - то бодро вздымалась, то опадала, ироничная и укоризненная. Там,на кухнях, во время ночных бдений с гитарой, "самодельной" песней и самодельной выпивкой зрело наше сознание, шло осмысление бытия, сохранялась русская духовность...
И все-таки искусство само по себе обладает огромной силой. Ведь на хороших спектаклях не слышно шелеста конфетных оберток. И творческий подъем, и напряженный духовный труд вполне обходятся без костылей. Вдохновение — внутри нас в музыке, в поэзии,в  любви... 
Алкоголь, конечно, на время делает жизнь ярче. Но вспомним Омара Хаяма:

Я для веселья пил 
  Ну, а теперь другое: 
    Ты — в сердце у меня 
       И  и мне не нужно пить

 
Бард Топ TopList

Реклама: