|
1. Татьяна Колосова не привыкла
петь одна
2. Директор Ленинградского
зоопарка Иван Корнеевобеспокоен
судьбой авторской песни.
3. Группа "Петрович Бэнд"
Неиссякаемый источник
адреналина
.
|
мы попытались выяснить, какое же влияние на
творчество оказывает алкоголь. И вот какая предстала картина.
Духовная потребность человека в творчестве существовала всегда. Но
авторская песня вовсе не является обособленным явлением: на огромном древе
мировой песенной культуры этот жанр - один из множества листков. 1157 годом
датируется пергаментный песенник,найденный в Киеве. Известен также сборник
песнопений, на котором царственной рукой начертано. "Творения Царя Иоанна,
деспота московского". В XIV веке стихиры Ивана Грозного исполнялись при
большом стечении народа в Успенском соборе Кремля. В разные времена и в
разных странах существовали народные певцы — менестрели, шансонье, барды,
миннезингеры, трубадуры. Их творчество очень различается, отражая национальные
традиции и условия жизни певцов. Но объединяют их жизненность тем и, что
очень важно — искренность переживаний. Правдивость текста
и правдивость чувств.
Подъем песенного движения в СССР в 60-е годы был подготовлен информационным
и эмоциональным голодом — атмосферой лжи, необходимостью быть "как все",
несоответствием существующего порядка вещей внутренним ценностям. И наряду
с официальной песней — для радио и общественных мероприятий, жила другая
— живая, для души. Она-то и восполняла духовный пробел для многих, кто
сохранил свои собственные представления об эстетике и нравственности.Авторская
песня стала нишей, позволявшей независимо думать и делиться мыслями, сомнениями,
идеями. Поэтому и объединила вокруг себя поэтов, музыкантов разных жанровых
направлений, иполнителей и многих-многих слушателей. Конечно, со временем
стало модно (да и безопасно) быть "инакомыслящим". Но в шестидесятые и
семидесятые годы песенное движение притягивало людей, как открытая форточка
в душной комнате, как источник правды, как символ свободы.
Сначала песню подхватили студенты и туристы. Стали популярны домашние
концерты и просто кухонные посиделки с гитарой, "несанкционированными"
разговорами и непременной данью Дионису. Потом стали проводиться песенные
"слеты' на природе, которые трудно было контролировать: за всеми лесными
дорогами ведь не уследишь...Поэзия охмеляет, как вино.Музыка пьянит до
головокружения. Состояние вдохновения по необычности восприятия действительности
чем- то сродни опьянению: то же воодушевление, то же парение над обыденностью,
неожиданность видения, праздничность.. Порой возникает соблазн подхлестнуть
(или — подменить?) одно состояние другим, чтобы снова подняться на эту
высоту. Но и бессилье, и разочарование, и творческая немота "не можешь
петь — так пей..." (В, Бережков) толкают на этот путь, словно к спасительной
кислородной подушке. Хотя —
Не спрятаться
от боли
Во сне и в алкоголе
С ней вечно жить...
(Ю. Кукин)
Многим знакомы озарения и появление неожиданных идей
после некоторой дозы спиртного, поскольку, отрываясь от действительности,
творец освобождается от стереотипов мышления. Правда,
полученный результат не всегда оправдывает предчувствия: большой процент
гениальных мыслей безвозвратно канет в алкогольном тумане так же быстро,
как появляется. И даже будучи записанной, яркая находка наутро может оказаться
пустяком — ведь одухотворение Бахусом сильно оcлабляет внутреннюю критику. |
Я — практик, но кое-какие теоретические соображения на
этот счет e меня есть. Довольно часто алкоголь стимулирует мое творчество,
однако -косвенно. Сочинять "в процессе" смысла нет. хотя именно этиле и
занимаюсь. По мере 'принятия" обретаю полную свободу — от проблем, обязанностей.
стрессов, а одновременно освобождаюсь от формы — стихотворной и мелодической,
затем — от содержания, и в конце концов — от каллиграфии, в результате
с утра получаю криптограмму, которую не всякий египтолог расшифрует.Чем
же тогда "это дело" стимулирует творчество? Представьте себе: утренним
похмельем. Не могу сказать, что мне больше нравится - вечерние возлияния
или утренняя истома. Утром от всех свобод, обретенных накануне, остается
лишь тихая радость — если не победы, то. по крайней мере, непоражения":
ведь выстоял, не помер, не лишался ума. Одновременно появляется чувство
вин» за бездарно потраченное время. которое и заставляет сесть за стол,
чтобы писать легко и отчасти радостно...Если говорить о совместимости алкоголя
с публичным пением (концерты, съемки и т. п, ). то здесь я прослеживаю
такую закономерность. 75 граммов никогда не повредят, а порой и помогут,
или. конечна, они не ложатся на обильное вчерашнее воялияние. А вот 150
и более явно помешают - и дикции, и памяти, помогут разве что потовыделении.
Правда, существует зависимость оптимального количества "этого дела" от
общей массы субъекта. Приведенные цифры соответствуют примерно 70-ти кг
живого веса.Специфический случай публичного выступления — застолье. Там,
где хозяин...
...Подарит детям шоколаду,
Ну. и папе. конечно, нальет.
Папе, в принципе,
много не надо-
Он как выльет, и как запоет..
О, за столом чувствуешь себя гораздо комфортней. К тому же зритель в процессе
'погружения'. или. вернее сказать—взлета, все время находится на одном
уровне с поюущм- Постороннему
взгляду были бы заметны изменения дикции. нарастающее возбуждение или.
наоборот, уныние и т.д- но внутри компании сохраняется гармония. В зтом
случае верхняя граница потребления
спиртного уходит в небо и зависит только от общей физиологии и темперамента
коллектива.Конечно, существуют люди, которые по ряду причин вобще противопоказанопиль.
Мне же. тьфу-тьфу, пока это не грозит. И слава Богу, потому что, кроме
вышеперечисленных достоинств самою процесса, я черпаю в нем темы и настроения
для будущих сочинении. |
Михаил Кочетков
Я 6ы в гости пришел к вам с салом.
Я бы даже купил 'Камю',
Но меня приглашают мало,
Потому, что я много пью...
Смакуя жизнь. как сахарную вишню.
Счастливый от того, что безработный,
Сижу и сочиняю эти вирши.
Хихикая над каждою находкой.
|
Неожиданно распространенным оказалось мнение, что творческий подъем
наступает уже после сильного возлияния. Проходит похмелье, светлеет голова,
девственное сознание обретает новые углы зрения, и пишется просто замечательно.
Один ученый-физик, автор музыки известных песен,говорит,что именно в этот
момент приходят неожиданные, порой — гениальные (в том числе и научные)
идеи. Сценические выступления требуют огромного эмоционального накала и
одновременно — точности передачи чувств. Тут уж нужно хорошо знать свои
возможности. Известны случаи, когда артисты добивались необыкновенного
успеха, получив перед выходом на сцену свою дозу "допинга", причем - с
благословения режиссера. Но слишком велика опасность неверно оценить и
свои усилия, и свое воздействие на публику.Другое дело — застольное пение,
такое традиционное для этого жанра.
Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.."
А иначе зачем на земле этой
доброй живу?
Это строки из песни Булата Окуджавы. Да, вино — чудесный способ объединить
компанию, устранить натянутость, напряженность обстановки. Дружеское застолье
с его доверительным общением, с гитарой и чашей по кругу, ощущением братства
и душевного единства очень свойственны авторской песне.Один талантливый
хирург, всю жизнь замечательно, хотя и "между нот" распевающий песни, шутит:
"Счастье — это когда все мои друзья, взявшись за руки, идут пить пиво".
"Счастье — это когда тебя понимают..." Еще, конечно, вино — общепринятое
средство от усталости и стресса...
''Был час, когда после нагрузки
вся общность — советский народ
У касс занимает черед,
И в сквере наш фрукт среднерусский
-
Стаканчик на ветке растет-"
(В. Бережков)
Алкоголь — иллюзия свободы. Возможность если не изменить реальную действительность,
то хотя бы на время убежать от нее, переместиться в другую, свободную от
проблем и правил. Хотя есть и другие способы изменения сознания: "Угорю
я, и мне, угорелому, пар горячий развяжет язык" - спел Владимир Высоцкий,
Секты скопцов доводят себя до исступления пением и танцами. Другие медитируют
или курят травку. Но для русского человека традиционно все-таки вино —
в самом широком смысле слова. Даже в "безалкогольные" времена на наших
кухнях стояли трехлитровые банки с доморощенным спиртным. Резиновая перчатка,
натянутая на горлышко, - "рука Москвы" - то бодро вздымалась, то опадала,
ироничная и укоризненная. Там,на кухнях, во время ночных бдений с гитарой,
"самодельной" песней и самодельной выпивкой зрело наше сознание, шло осмысление
бытия, сохранялась русская духовность...
И все-таки искусство само по себе обладает огромной силой. Ведь на
хороших спектаклях не слышно шелеста конфетных оберток. И творческий подъем,
и напряженный духовный труд вполне обходятся без костылей. Вдохновение
— внутри нас в музыке, в поэзии,в любви...
Алкоголь, конечно, на время делает жизнь ярче. Но вспомним Омара Хаяма:
Я для веселья пил
Ну, а теперь другое:
Ты — в сердце у меня
И и мне не нужно пить
|
|
|