Некоторые коллективные произведения "Мышеловки" подписывались псевдонимом Ксенофонт Кабанов. Данная пьеса зачитана на новоселье Алексея Денисова в Тушино. Декабрь 1983 (ред.)
К. Кабанов

Нервно-психологическая драма
ГВОЗДЬ

     Рекомендую играть пьесу в небольших, но самых неожиданных местах. Так я приветствую революционную постановку одной студии, режиссер которой поставил своих актеров, а также и зрителей, в очень сложную, но интересную ситуацию. Спектакль с блеском был сыгран не где-нибудь, а именно в общественном туалете Казанского вокзала. Смущение актеров (из-за их недостаточной профподготовки) было компенсировано смущением зрителей, не ожидавших, что в туалете погасят свет (т.к. пьеса должна играться только в "черной комнате"). Сообщу дополнительно, что пьеса входит в цикл произведений для так называемого "интимного театра".
      Итак, герой пьесы появляется на "сцене" (конечно, "сцена" условна. Какая уж к черту сцена!) в луче прожектора. Он – в осеннем плаще с поднятым воротником. В одной руке гвоздь, в другой – молоток. Луч гаснет и загорается в другом месте, где герой стоит уже в новой позе (режиссером студии с Казанского удачно были использованы кабинки). Наконец, герой останавливается у одной из стен и медленно начинает забивать большой гвоздь.
      Из темноты появляется рука и хватает его за плечо. Герой вскрикивает и потому ударяет себя по пальцам. Дальше он ноет от боли. (Бить по пальцу по-настоящему необязательно, т.к. в комнате все равно темно, и обмана никто не заметит. Впрочем, по усмотрению режиссера).
2-ой Кто вы такой?
1-ый (ноет)
2-ой Впрочем, нет, не говорите. Я и без этого вижу – Вы несчастны. А помогать сирым, убогим и нищим духом есть мой долг. Я дам Вам пять рублей. Держите пять рублей.
1-ый (удивлен) Вы действительно хотите мне помочь?
2-ой Я же сказал вам – я дам Вам деньги. Что Вы трясетесь? Не сейчас, после.
1-ый Мне деньги не нужны, но помощь окажите.
2-ой Извольте, я готов. Тем более, что деньги не нужны. Но отчего же вами выбран я?
1-ый Дело не в Вас, а в черной комнате, в которую вы въехали.
В ней все дело. Для моего изобретения нужна именно черная комната.
2-ой А, я понял – Вы изобретатель.
1-ый Нет, я не изобретатель, я только изобрел скоростной метод уборки туалетов, за что получаю дополнительный компот в нашей столовой.
2-ой А, Вы – профессиональный уборщик?
1-ый Нет, я же вам сказал, я не уборщик. Я убираю, чтобы получить ключ от этой черной комнаты.
2-ой А, Вы, должно быть, фотограф.
1-ый Нет, но при случае могу и убить.
Здесь диалог построен на игре слов. "Мокрый фотограф" на фене – убийца. Перед спектаклем зрителей следует ознакомить с этим словарем. А, впрочем, по усмотрению режиссера (прим. автора)
2-ой Так Вы, должно – террорист?
1-ый Что, простите? Да, здесь Вы, пожалуй, угадали. Я – артист. Но Вы хотели мне помочь.
2-ой Да, да.
1-ый
Тогда – к делу (усаживает 1-го на стул)
К стулу, усталый ходок, прислонися спиной.
Дланью упругой своей проведу я по вые.
Мускул на правой ноге ты тихонько ослабь.
В левой, напротив, почувствуй божественный огнь.
2-ой (в сторону): Хоть я и решил помогать сирым и убогим, однако буду держать ухо востро. Как бы убогий бумажник не спер. Бывали случаи.
1-ый Итак, ты расслабься, а я продолжаю.
Огнь небесный звездою падучей гоним
По телу прошествовал в алчном желанье
Все заморозить, а после уж все распрямить,
А потом атомы выправить так,
Чтоб было не тело уже, а металл.
Да, ты металл. Нет, ты сталь.
И вот ты звенишь, вот ты бодр и тебе
Хочется страстью звенеть;
На месте же, где было то,
Что люди зовут головой,
Все плоско и гладко, и лишь насечки
Упрямо твердят, что довершеньем тебе
будет отныне уже
не голова – но шляпка!
2-ой (записывает в записную книжку, какие бывают у писателей)
Да, да. Не голова, но шляпка.
Как это верно.
1-ый Теперь подумать впору о себе.
Мое же тело прямо, как и прежде.
Но в новом качестве оно переродилось.
Я – дерево, обструганное гладко.
Желаю в руки добрые попасть.
Напротив, в верхней части чувство чугун.
Но это мне не ново, и в этом качестве
Я буду натурален.
Однако надо бы естественность придать
Этюду нашему, поэтому физическое действо,
(событие, в котором мы узнаем)
Старания все наши и труды
Завершит ударом молотка о г...
2-ой (перебивает, встает).
Примите лучше от меня пять рублей. И чтоб я ...
1-ый (не дослушав). Ну вот. Я так и знал. Так всегда. Вы не первый. Все предыдущие постояльцы меня гнали. А один даже запустил в меня ночным горшком. С тех пор, играя этюд, я немножко стесняюсь, что от молотка дурно пахнет.
2-ой Мой дорогой. Я решил помогать людям, дабы их возбудить к естественным формам жизни. Скажу более: мой идеал – полнейшая свобода. А вы, батенька, играете. Нет, так дело не пойдет. Идите-ка Вы лучше...
1-ый (не дослушав). Вот, вот... То же самое говорила мне она.
2-ой Кто это – Она?
1-ый Лифшиц. Ната Лифшиц. Моя любовь. Она была зав. отделением. Боже, как я ее любил. Вы не сомневайтесь, и она меня тоже. Наши отношения зашли уже далеко. И я бы обязательно на ней женился. Но...
2-ой Ох, уж мне эти "но". Так что же вас удержало?
1-ый Никому не говорил. Вам скажу. По секрету.
(шепотом): Мне никогда не удавалось забить ее по самую шляпку.
2-ой Вот вам десять рублей, и не делайте из меня дурака. Нет, только не театр.
1-ый Вы ничего не поняли. Вы даже не представляете, как я несчастен.
2-ой Почему же это я не представляю? Что я имбецил, по-вашему?
1-ый Нет, нет. Не то. Поймите, я стою у края. Да, скоро конец. У меня нет выхода. Я всеми брошен. У меня никого нет. Наступил этот порог отчаяния, когда совершаются самые безумные поступки, сводятся счеты с жизнью. И когда кольцо неизбежно сомкнется вокруг меня, когда свинцовые тучи безнадежности обложат вечернее небо, когда падет мрак и вестники Божии протрубят священную войну Армагеддон, и я буду готов уничтожать все вокруг – у меня в руке случайно окажется молоток.

Помещение погружается в жуткий красный цвет. Звучит нервно-паралитическая музыка


1-ый И это будет мой звездный час. И никто мне не сможет помешать, побоятся подойти. Да. Гвоздь, молоток и я. И все мы на грани. Успех или провал. Нужно рисковать. Третьего не дано. С исступленным самозабвением я выхватываю гвоздь двумя пальцами и приставляю его к темечку чугунной, раскалывающейся от нервного напряжения голове. Зрители трепещут. Галерка ревет.
Но вот все замерли. Я подымаю молоток. Ударит или не ударит? Слышно, как ползет таракан из буфета в уборную. Удар, еще удар. Гвоздь, пробив твердый череп, не испытывая далее практически никакого сопротивления, входит в голову.
"Она" смотрит из партера. На глазах слезы. Смотри, милая. Я делаю то, чего нам не удавалось сделать вместе. Гвоздь последним ударом забит по самую шляпку.
Я слабею. Всюду кровь. Только внутри пусто. Но я беру себя в руки и, нетвердо переставляя ноги, выхожу на "бис". Зал ликует. Невозможным усилием воли заставляю себя сделать три шага за кулисы, чтобы упасть на руки "санитаров", и сказать свое последнее "Про..."

В этом месте актер, исполнявший роль 1-го, действительно, лишается чувств и чуть не отдает концы. Правда, откачали... Но, товарищи! Разве можно так заигрываться! Впрочем, на усмотрение режиссера (прим. автора).

1-ый падает без сил, 2-ой бросается к нему, рвет на себе рубаху, желая, видимо, перевязать
1-ый (поднимаясь) Ну, как? Достаточно убедительно? Вы убедились, что мне можно верить?
2-ой Так Вы не умерли?
1-ый И не думал. Публика – дура. Она любит, когда ее дурят. Я только нашел четкое физическое действие, подходящее к тексту и убедительно сыграл это. Теперь давайте пять рублей. Я их заработал.
2-ой Негодяй! Так ты со мной играть? Не играй с огнем. Подлец!
(озирается по сторонам, видит брошенный молоток и гвоздь. Хватает их, бросается к оторопевшему 1-му и с одного удара вбивает гвоздь ему в голову).
2-ой Так вот тебе пять рублей! Я предупреждал!
1-ый (держится за голову и плачет) Спасибо.

Рекомендую сделать гвоздь из пластилина или гутаперчи – это гигиеничнее. А, впрочем, по усмотрению режиссера.
2-ой За что же это?
1-ый Нет, нет. Вы не понимаете, что сделали. Какую Вы мне оказали услугу.
2-ой Простите меня, я не хотел. Однако, почему же это, я не понимаю?
1-ый Нет-нет. Вы не виноваты, этот исход я срежиссировал заранее. Сам я этого сделать не мог. Из-за слабости. А вы поступили, как истинный зритель, спасибо. Да, мне так лучше.
2-ой С гвоздем-то?
1-ый Да, с гвоздем. Теперь моя любовь со мной. С этого дня я не смогу думать ни о чем, как только о моей единственной – Нате Лифшиц.
2-ой Вообще-то я не люблю лицедейство. Да и в драматургии разбираюсь слабо...
1-ый Это и хорошо, что Вы не испорчены. Таким и оставайтесь. А я... Я думал, что мне не выйти из тупика, в котором я оказался. А теперь, благодаря Вам... (плачет)
2-ой Что же благодаря?
1-ый Я буду думать о ней. Думать и... (плачет)
2-ой Что же "И"?
1-ый И... (плачет) !
2-ой Ну!
1-ый Вытаскивать гвоздь. Теперь прощайте! Кончил (плачет) – гуляй! (плачет) Счастливо! 
(Уходит. 2-ой остается один)
2-ой Поразительная история. Какое сильное чувство. Вот она, какова жизнь, с которой и надо писать портрет. История подлинной любви. Поистине – добровольная каторга, очищающий катарсис. Если еще вчера днем, в поле у сохи, я не знал, что отразит стопка белоснежной бумаги, лежащая у меня на столе, не знал, каков будет конец, то теперь, после всего, чему я был свидетелем, кричу тебе, Анна: "Анна, ступай под паровоз!!!"
Далее занавес. Но можно просто неожиданно включить свет или еще что-нибудь. Это неясно. Ясно одно, что пьесу необходимо ставить. А, впрочем, на усмотрение режиссера.

Бард Топ TopList