Некоторые коллективные произведения
"Мышеловки" подписывались псевдонимом Ксенофонт Кабанов. Данная пьеса зачитана
на новоселье Алексея Денисова в Тушино. Декабрь 1983 (ред.)
К. Кабанов
Нервно-психологическая драма
ГВОЗДЬ
Рекомендую играть пьесу в небольших,
но самых неожиданных местах. Так я приветствую революционную постановку
одной студии, режиссер которой поставил своих актеров, а также и зрителей,
в очень сложную, но интересную ситуацию. Спектакль с блеском был сыгран
не где-нибудь, а именно в общественном туалете Казанского вокзала. Смущение
актеров (из-за их недостаточной профподготовки) было компенсировано смущением
зрителей, не ожидавших, что в туалете погасят свет (т.к. пьеса должна играться
только в "черной комнате"). Сообщу дополнительно, что пьеса входит в цикл
произведений для так называемого "интимного театра".
Итак, герой пьесы появляется на "сцене"
(конечно, "сцена" условна. Какая уж к черту сцена!) в луче прожектора.
Он – в осеннем плаще с поднятым воротником. В одной руке гвоздь, в другой
– молоток. Луч гаснет и загорается в другом месте, где герой стоит уже
в новой позе (режиссером студии с Казанского удачно были использованы кабинки).
Наконец, герой останавливается у одной из стен и медленно начинает забивать
большой гвоздь.
Из темноты появляется рука и хватает
его за плечо. Герой вскрикивает и потому ударяет себя по пальцам. Дальше
он ноет от боли. (Бить по пальцу по-настоящему необязательно, т.к. в комнате
все равно темно, и обмана никто не заметит. Впрочем, по усмотрению режиссера).
2-ой |
Кто вы такой? |
1-ый |
(ноет) |
2-ой |
Впрочем, нет, не говорите. Я и без этого вижу – Вы несчастны. А помогать
сирым, убогим и нищим духом есть мой долг. Я дам Вам пять рублей.
Держите пять рублей. |
1-ый |
(удивлен) Вы действительно хотите
мне помочь? |
2-ой |
Я же сказал вам – я дам Вам деньги. Что Вы трясетесь? Не сейчас, после. |
1-ый |
Мне деньги не нужны, но помощь окажите. |
2-ой |
Извольте, я готов. Тем более, что деньги не нужны. Но отчего же вами
выбран я? |
1-ый |
Дело не в Вас, а в черной комнате, в которую вы въехали.
В ней все дело. Для моего изобретения нужна именно черная комната. |
2-ой |
А, я понял – Вы изобретатель. |
1-ый |
Нет, я не изобретатель, я только изобрел скоростной метод уборки туалетов,
за что получаю дополнительный компот в нашей столовой. |
2-ой |
А, Вы – профессиональный уборщик? |
1-ый |
Нет, я же вам сказал, я не уборщик. Я убираю, чтобы получить ключ от
этой черной комнаты. |
2-ой |
А, Вы, должно быть, фотограф. |
1-ый |
Нет, но при случае могу и убить. |
Здесь диалог построен на игре слов. "Мокрый фотограф"
на фене – убийца.
Перед спектаклем зрителей следует ознакомить с этим словарем. А, впрочем,
по усмотрению режиссера (прим. автора) |
2-ой |
Так Вы, должно – террорист? |
1-ый |
Что, простите? Да, здесь Вы, пожалуй, угадали. Я – артист. Но Вы хотели
мне помочь. |
2-ой |
Да, да. |
1-ый |
Тогда – к делу (усаживает 1-го на
стул)
К стулу, усталый ходок, прислонися спиной.
Дланью упругой своей проведу я по вые.
Мускул на правой ноге ты тихонько ослабь.
В левой, напротив, почувствуй божественный огнь.
|
2-ой |
(в сторону): Хоть я и решил помогать
сирым и убогим, однако буду держать ухо востро. Как бы убогий бумажник
не спер. Бывали случаи. |
1-ый |
Итак, ты расслабься, а я продолжаю.
Огнь небесный звездою падучей гоним
По телу прошествовал в алчном желанье
Все заморозить, а после уж все распрямить,
А потом атомы выправить так,
Чтоб было не тело уже, а металл.
Да, ты металл. Нет, ты сталь.
И вот ты звенишь, вот ты бодр и тебе
Хочется страстью звенеть;
На месте же, где было то,
Что люди зовут головой,
Все плоско и гладко, и лишь насечки
Упрямо твердят, что довершеньем тебе
будет отныне уже
не голова – но шляпка!
|
2-ой |
(записывает в записную книжку, какие
бывают у писателей)
Да, да. Не голова, но шляпка.
Как это верно. |
1-ый |
Теперь подумать впору о себе.
Мое же тело прямо, как и прежде.
Но в новом качестве оно переродилось.
Я – дерево, обструганное гладко.
Желаю в руки добрые попасть.
Напротив, в верхней части чувство чугун.
Но это мне не ново, и в этом качестве
Я буду натурален.
Однако надо бы естественность придать
Этюду нашему, поэтому физическое действо,
(событие, в котором мы узнаем)
Старания все наши и труды
Завершит ударом молотка о г... |
2-ой |
(перебивает, встает).
Примите лучше от меня пять рублей. И чтоб я ... |
1-ый |
(не дослушав). Ну вот. Я так и
знал. Так всегда. Вы не первый. Все предыдущие постояльцы меня гнали. А
один даже запустил в меня ночным горшком. С тех пор, играя этюд,
я немножко стесняюсь, что от молотка дурно пахнет. |
2-ой |
Мой дорогой. Я решил помогать людям, дабы их возбудить к естественным
формам жизни. Скажу более: мой идеал – полнейшая свобода. А вы, батенька,
играете. Нет, так дело не пойдет. Идите-ка Вы лучше... |
1-ый |
(не дослушав). Вот, вот... То же
самое говорила мне она. |
2-ой |
Кто это – Она? |
1-ый |
Лифшиц. Ната Лифшиц. Моя любовь. Она была зав. отделением. Боже, как
я ее любил. Вы не сомневайтесь, и она меня тоже. Наши отношения зашли уже
далеко. И я бы обязательно на ней женился. Но... |
2-ой |
Ох, уж мне эти "но". Так что же вас удержало? |
1-ый |
Никому не говорил. Вам скажу. По секрету.
(шепотом): Мне никогда не удавалось забить ее по самую шляпку. |
2-ой |
Вот вам десять рублей, и не делайте из меня дурака. Нет, только не
театр. |
1-ый |
Вы ничего не поняли. Вы даже не представляете, как я несчастен. |
2-ой |
Почему же это я не представляю? Что я имбецил, по-вашему? |
1-ый |
Нет, нет. Не то. Поймите, я стою у края. Да, скоро конец.
У меня нет выхода. Я всеми брошен. У меня никого нет. Наступил этот порог
отчаяния, когда совершаются самые безумные поступки, сводятся счеты с жизнью.
И когда кольцо неизбежно сомкнется вокруг меня, когда свинцовые тучи безнадежности
обложат вечернее небо, когда падет мрак и вестники Божии протрубят священную
войну Армагеддон, и я буду готов уничтожать все вокруг – у меня в руке
случайно окажется молоток. |
Помещение погружается в жуткий красный цвет.
Звучит нервно-паралитическая музыка
1-ый |
И это будет мой звездный час. И никто мне
не сможет помешать, побоятся подойти. Да. Гвоздь, молоток и я. И все мы
на грани. Успех или провал. Нужно рисковать. Третьего не дано. С исступленным
самозабвением я выхватываю гвоздь двумя пальцами и приставляю его к темечку
чугунной, раскалывающейся от нервного напряжения голове. Зрители трепещут.
Галерка ревет.
Но вот все замерли. Я подымаю молоток. Ударит
или не ударит? Слышно, как ползет таракан из буфета в уборную. Удар, еще
удар. Гвоздь, пробив твердый череп, не испытывая далее практически никакого
сопротивления, входит в голову.
"Она" смотрит из партера. На глазах слезы.
Смотри, милая. Я делаю то, чего нам не удавалось сделать вместе. Гвоздь
последним ударом забит по самую шляпку.
Я слабею. Всюду кровь. Только внутри пусто.
Но я беру себя в руки и, нетвердо переставляя ноги, выхожу на "бис". Зал
ликует. Невозможным усилием воли заставляю себя сделать три шага за кулисы,
чтобы упасть на руки "санитаров", и сказать свое последнее "Про..." |
В этом месте актер, исполнявший роль 1-го, действительно,
лишается чувств и чуть не отдает концы. Правда, откачали... Но, товарищи!
Разве можно так заигрываться! Впрочем, на усмотрение режиссера (прим. автора).
1-ый падает без сил, 2-ой бросается к нему,
рвет на себе рубаху, желая, видимо, перевязать
1-ый |
(поднимаясь) Ну, как? Достаточно
убедительно? Вы убедились, что мне можно верить? |
2-ой |
Так Вы не умерли? |
1-ый |
И не думал. Публика – дура. Она любит, когда ее дурят. Я только нашел
четкое физическое действие, подходящее к тексту и убедительно сыграл это.
Теперь давайте пять рублей. Я их заработал. |
2-ой |
Негодяй! Так ты со мной играть? Не играй с огнем. Подлец! |
(озирается по сторонам, видит брошенный молоток
и гвоздь. Хватает их, бросается к оторопевшему 1-му и с одного удара вбивает
гвоздь ему в голову).
2-ой |
Так вот тебе пять рублей! Я предупреждал! |
1-ый |
(держится за голову и плачет) Спасибо. |
Рекомендую сделать гвоздь из пластилина или гутаперчи
– это гигиеничнее. А, впрочем, по усмотрению режиссера.
2-ой |
За что же это? |
1-ый |
Нет, нет. Вы не понимаете, что сделали. Какую Вы мне оказали услугу. |
2-ой |
Простите меня, я не хотел. Однако, почему же это, я не понимаю? |
1-ый |
Нет-нет. Вы не виноваты, этот исход я срежиссировал заранее. Сам я
этого сделать не мог. Из-за слабости. А вы поступили, как истинный зритель,
спасибо. Да, мне так лучше. |
2-ой |
С гвоздем-то? |
1-ый |
Да, с гвоздем. Теперь моя любовь со мной. С этого дня я не смогу думать
ни о чем, как только о моей единственной – Нате Лифшиц. |
2-ой |
Вообще-то я не люблю лицедейство. Да и в драматургии разбираюсь слабо... |
1-ый |
Это и хорошо, что Вы не испорчены. Таким и оставайтесь. А я... Я думал,
что мне не выйти из тупика, в котором я оказался. А теперь, благодаря Вам...
(плачет) |
2-ой |
Что же благодаря? |
1-ый |
Я буду думать о ней. Думать и... (плачет) |
2-ой |
Что же "И"? |
1-ый |
И... (плачет) ! |
2-ой |
Ну! |
1-ый |
Вытаскивать гвоздь. Теперь прощайте! Кончил (плачет)
– гуляй! (плачет) Счастливо!
(Уходит. 2-ой остается один) |
2-ой |
Поразительная история. Какое сильное чувство. Вот она, какова жизнь,
с которой и надо писать портрет. История подлинной любви. Поистине – добровольная
каторга, очищающий катарсис. Если еще вчера днем, в поле у сохи, я не знал,
что отразит стопка белоснежной бумаги, лежащая у меня на столе, не знал,
каков будет конец, то теперь, после всего, чему я был свидетелем, кричу
тебе, Анна: "Анна, ступай под паровоз!!!" |
Далее занавес. Но можно просто неожиданно включить
свет или еще что-нибудь. Это неясно. Ясно одно, что пьесу необходимо ставить.
А, впрочем, на усмотрение режиссера. |