Заключение
Исследование приводит нас к выводу, что авторская песня - это
синкретический поэтический жанр, имеющий лирическую и эпико-драматическую
составляющие.
Зародившись в толще массового студенческого песенного творчества, авторская
песня к началу 1960-х гг. в лучших своих образцах стала оформляться как
внутрипоэтическое направление, обновляющее лирическую и эпическую традицию
за счёт широкого освоения городского фольклора. Синтезом лирического стихотворения
и элегического русского романса стали песни Булата Окуджавы. На стыке поэзии,
прозы, драмы и стилизованных романсовых форм XX века (таких, как лагерная,
уличная, "блатная" песня, мещанский романс) рождались бытовые баллады Александра
Галича и Владимира Высоцкого.
Именно лирика Окуджавы и баллады Галича и Высоцкого определили лицо
жанра и его деление на два направления:
1) лирико-романтическое, представленное, наряду с Б. Окуджавой, именами
Н. Матвеевой, Ю. Кима, А. Городницкого, Ю. Визбора, М. Анчарова и - частично
- лирикой Высоцкого;
2) эпико-повествовательное, к которому, кроме баллад Галича и Высоцкого,
принадлежат также некоторые песни Ю. Кима и М. Анчарова.
Лирико-романтическая авторская песня, как правило, опирается на лирическое
начало. Лирический герой выступает в качестве поэтического символа. Лирический
сюжет подразумевает предельную обобщённость, повествуя не о каком-либо
конкретном происшествии, а о главном Событии, о сущности поэтического мира.
Реальность в поэтическом отображении получает идеальное, романтизированное
воплощение.
Лирические песни Окуджавы с "одомашниванием" высокого и воспеванием
быта, поднятого до уровня бытия, вниманием к частной жизни "маленького
человека", как бы дополняли остропублицистическую, "декламационную" и декларативную
поэзию шестидесятых. Окуджава воссоздаёт в своём поэтическом пространстве
маленькую, тихую Москву, напоённую любовью и грустью, населённую добрыми
согражданами, всегда готовыми прийти друг к другу на помощь. В творческом
акте Окуджава устремляется в опоэтизированное прошлое - в былое, в любимый
им XIX век с его благородными идеалами. В центре его поэтики - образ Надежды,
понимаемой как субстанция идеальная, богопочитаемая, символ спасения и,
одновременно, как сугубо земная женщина, современница поэта; образ Музыки,
широко трактуемой как волшебство, как искусство вообще (в том числе и поэзия),
средство преображения мира, реального Арбата в поэтический, "горний" Арбат.
Мировосприятие Окуджавы, основанное на доброте, мудрости, гармонии, напоминает
пушкинское отношение к жизни. Верность пушкинско-моцартианскому
началу он постоянно декларирует в своём творчестве.
Эпическое, событийное начало в авторской песне тесно связано с началом
комическим, смеховым. Можно утверждать, что смех (комическое событие, случай,
анекдот) служит базисом в бытовых балладах Галича и Высоцкого. Смех овеществляет,
"обытовляет" всё высокое, условное, переводит его в план материальный,
бытовой. Подобно тому, как в балладе-трагедии существует катарсис
трагический, в балладе-комедии существует смеховой, комический катарсис
(преодоление смерти и "скуки жизни" через осмеяние).
Бытовые баллады Галича и Высоцкого вобрали в себя опыт фольклора, народно-смеховых,
карнавальных форм. В своём творчестве Галич и Высоцкий осуществляли попытку
индивидуального карнавала на фоне заметной "карнавализации" жизни советского
общества 1960-х гг. Подобно карнавалу средневековья и Ренессанса, бытовые
баллады создавали в смехе вторую реальность, оппозиционную по отношению
к официальной жизни. Высоцкий, больше опиравшийся на фольклор, выступил
в балладе носителем преимущественно народно-смехового начала - целостного
гротеска и смеховой сатиры, а Галич, более связанный с литературной, прозаической
и драматической традицией (Салтыков-Щедрин, Зощенко, Эрдман), явился носителем
преимущественно субъективированных, инвективных литературных форм - романтического
гротеска и серьёзной, обличительной сатиры.
В бытовых балладах получили своеобразное воплощение традиционные карнавальные
мотивы маски, марионетки, безумия, шутовства, материально-телесной стихии
(в частности, мотив пьянства).
В исследовании проводится сравнение особенностей художественного метода
Галича и Высоцкого, обсуждается проблема их взаимовлияния и творческого
диалога.
Будучи изначально ориентированной на литературную традицию, но одновременно
являясь жанром молодым, авторская песня как бы заново повторила двухвековой
путь русской поэзии. В этой связи заслуживает внимания концепция развития
советской песни, предложенная Е. Эткиндом. Он называет массовые песни тридцатых-сороковых
годов, "начисто лишённые жизненной конкретности", нередко "сказки, баллады",
- песнями советского классицизма. Их, по Эткинду, сменили романсы Окуджавы,
отличительной чертой которых стал "пронзительный лиризм". "Окуджава - это
период романтизма в истории нашей песни", считает Е. Эткинд; песни же А.
Галича, по Эткинду - искусство реалистическое, "высокая зрелость не только
нашей песни, но и вообще нашей поэзии шестидесятых-семидесятых годов" .
К сожалению, в классификации Эткинда пустует место В. Высоцкого; как бы
дополняя её, Н. Рудник называет метод Высоцкого "романтической эклектикой
в позитивном смысле". "Эклектикой в позитивном смысле" можно назвать и
метод авторской песни в целом, сочетающий в себе и романтизм, и символизм,
и реализм, и академизм, и гротесковые формы и т. д. - вплоть до сюрреализма
и постмодернизма.
Вместе с тем в творчестве бардов постоянно ощущается перекличка с поэтами-классиками:
так, Окуджава часто апеллирует к Пушкину, Галич посвящает стихи Ахматовой,
Пастернаку, Хармсу, Зощенко; М.Анчаров и Н. Матвеева обращаются к опыту
А.Грина. Как пишет А. Мирзаян, "авторская песня живёт энергией осмысления"
, то есть в ней важен историко-литературный, "познавательный"
аспект. Барды-композиторы, уловившие и подхватившие интонацию и стиль авторской
песни, выступили пропагандистами классической русской поэзии. Е. Клячкин
и А. Мирзаян, по существу, "открыли" широкому кругу "закрытую" поэзию И.
Бродского; А. Суханов и А. Дулов - поэтов "серебряного века"; С.Никитин
- Ю. Левитанского, А. Кушнера, Ю. Мориц, Б. Пастернака. Осваивает русскую
и зарубежную классику В. Берковский.
По формулировке А. Мирзаяна, "авторская песня - наш национальный фольклор.
В ней сегодня, кроме собственных поэтических наработок, присутствует вся
русская поэзия, от Пушкина до Бродского" . Традицию авторской песни как
"осмысленного пения" в своём творчестве успешно развивали такие композиторы,
как А. Петров, М. Таривердиев, Ген. Гладков.
С другой стороны, к авторской песне имеют непосредственное отношение
и литераторы, не занимавшиеся ею профессионально - например, поэт Глеб
Горбовский, написавший знаменитую песню "Когда качаются фонарики ночные...",
и прозаик Юз Алешковский ("Окурочек", "Товарищ Сталин, вы большой учёный...").
Сегодня жанр, претерпевая постепенные изменения, существует и как направление
поэтической лирики, и, в то же время, как явление театрально-эстрадное
- иначе говоря, обременён серьёзными внутренними противоречиями. Зачастую
успехом пользуются песни с заурядными с точки зрения поэтической текстами
- своеобразные АП-шлягеры; и, напротив, песни-стихи высокого профессионального
уровня остаются в тени. Соответственно с разновидностями жанра есть барды-артисты
и барды-поэты .
Нам, конечно же, интересны перспективы развития именно АП-поэзии.
На рубеже восьмидесятых-девяностых годов в бардовском стане возникло
ощущение, что жанр "умер". Первым это заявил сам Булат Окуджава в 1988
г., далее этот мрачный диагноз подхватили и другие "поющие поэты". По мнению
Окуджавы, жанр "оставил по себе добрую память, оставил имена и творчество
нескольких истинных поэтов". Окуджаву не устраивал уровень стихов тех,
кто называет себя бардами; он считал, что эти стихи - "в большинстве своём
плохие" . Подобная точка зрения имеет свой резон - во втором поколении
бардов нет столь ярких имён, как Окуджава, Галич и Высоцкий. Однако определённое
развитие традиция авторской песни и здесь получила.
К сожалению, сейчас можно определённо утверждать, что балладная линия
Галича-Высоцкого дальнейшего развития и продолжения не нашла. Раздаются
голоса, что не оставил наследников и Окуджава. Однако, движение жанра пошло
как раз по лирической составляющей. Определяющие черты второго поколения
бардов, чей расцвет пришёлся на семидесятые-восьмидесятые
годы, - это уход в самоанализ, в "тихую" лирику, в элегичность
(напомним, что таково общее свойство отечественной поэзии семидесятых годов),
а также ещё больший уход от пафоса и "громкого" смеха - в мягкую иронию.
В этом смысле авторская песня пошла именно по окуджавскому пути.
Абсолютно элегический поэт - Владимир Бережков. Вл. Новиков полагает,
что в поэзии Бережкова "осуществился органичный переход от “громких”
60-х к спокойной вдумчивости последовавших десятилетий" . По мнению В.Микушевича,
Бережков - "певец обнажённой, беззащитной, уязвимой мечты. В каждой новой
песне В. Бережков до сих пор оплакивает погибшую мечту и баюкает новорожденную,
не решаясь признаться себе, но и не сомневаясь в её неизбежной гибели,
как будто гибель мечты - условие её бессмертия и мечта - Феникс, гнездящийся
в собственном неостывающем пепле" . Лирический герой Бережкова - "человек
с обочины, неприкаянный, обнесённый чашей на пиру жизни" . С элегическим
аскетизмом выписаны окружающие его неяркие пейзажи:
Трава колючая и ломкая,
Прозрачно солнце и белесо,
И за холмами, воздух комкая,
Дым поднимается над лесом.
Здесь небо с облаками осени,
Здесь мы друг друга упускаем...
Дорога повисает в озими,
И птица в небе, птица поздняя
Летит, летит, не умолкая.
(“Вера”)
Можно сказать, что Бережкову повезло с поэтическим окружением: выпускник
филфака МГУ, он был постоянным участником литобъединения СМОГ, дружил с
его "президентом" Леонидом Губановым, на чьи стихи написал немало песен.
Имена друзей-ровесников составили цепочку бережковских посвящений - В.
Коркия, А. Анпилову; ушедшим Л. Губанову, В. Делоне, Ю. Аделунгу, В. Матвеевой.
При всём отличии от Галича и Окуджавы, Бережкова роднит и связывает
с ними острое чувство сопереживания людям, близким и далёким. В песне "Соломинка"
Бережков, перекликаясь с "Полночным троллейбусом" Окуджавы, продолжает
и утверждает традицию осознания искусства, основанного на "крике боли".
Особое место в новом "песенном" поэтическом поколении занимает Вера
Матвеева, привнесшая в жанр неповторимую трагическую интонацию. В 31 год,
после тяжёлой болезни, Вера Матвеева ушла из жизни. Зная о скорой смерти,
она пришла от отчаяния к принятию своей судьбы. По словам Н.Кирилловой,
трагедия в её поэзии "присутствует всегда, но она ненавязчива", пронизана
"чистым светом" .
Нельзя не отметить устремлённость В.Матвеевой к формальным поискам.
Она "шла к предельной интонационной индивидуализации стиха, двигалась от
канонических метров в сторону стиха нерифмованного, а то и верлибра" .
Лирическая героиня Вероники Долиной - современная женщина; её портрет
дан в интерьере домашних забот. Долина умеет "без затей, натуги и ложной
красивости вести речь о бытие как о быте, и о быте как о бытие" .
В. Долина относится к поэтам "раннего созревания". Уже в 21 год она
была широко известна в кругах любителей авторской песни. Даже в раннем
творчестве её заявлена поэтическая тема, виден сложившийся стиль:
Когда б мы жили без затей,
Я нарожала бы детей
От всех, кого любила, -
Всех видов и мастей.
Её поэзия не чурается чисто бытовых обязанностей, "женских" хлопот по дому
- варки, мытья посуды и полов, стирки ("Лохань стихов, лохань белья, //
Лихая линия моя"), чем напоминает Е. Винокурова, воспевшего любимую женщину
в бытовом интерьере ("Моя любимая стирала"). "Простая" жизнь выписана В.
Долиной с любовью, но и с иронией. Вместе с тем поэтический мир В. Долиной
стенами квартиры не ограничивается. Своеобразное развитие получает здесь
историко-литературная тема: Долина, например, посвящает песни "канувшим
в дыму обэриутам" ("Памяти Д. Хармса"). Очень важен в её песенном творчестве
диалог с поэтами-современниками: рок-поэтами А. Макаревичем и Б. Гребенщиковым
("Послание року"), поэтом А. Кушнером. Она "предугадывает" скорую смерть
Высоцкого ("Не пускайте поэта в Париж"); пишет песню-напоминание о первой
жене Высоцкого, матери его сыновей; обращается к Галичу, используя форму
известного стихотворения Окуджавы:
Былое нельзя воротить, а грядущее катится.
Два бога над нами.
Два бога: покой и комфорт.
И всё-таки жаль, что нельзя Александра Аркадьича
Нечаянно встретить в метро "Аэропорт".
Традиционная для романтики тема полёта над повседневностью
своеобразно преломляется в поэтике В.Долиной в полёт "вместе с бытом",
вместе с домом:
Никто не знает, что мой дом летает.
В нём орущие дети и плачущий пёс.
Никто не знает, что мой дом летает.
О, только бы ветер далеко не унёс!
Свою нишу в авторской песне заняли барды "второй волны" Вадим Егоров, Владимир
Туриянский, Евгений Бачурин, Александр Дольский, Олег Митяев, Юрий Лорес,
Владимир Ланцберг. В конце 1980-х гг. получило известность творчество Андрея
Анпилова, Михаила Кочеткова, Вадима и Валерия Мищуков, Михаила Щербакова,
Георгия Васильева и Алексея Иващенко.
Особняком в песенной поэзии стоит рок-поэзия. Собственно "литературным
фактом" она, за редким исключением, не стала - может быть, оттого что была
изначально более ориентирована на музыкальность и на эпатаж, теряя в качестве
текста. Рок-тексты зачастую страдают излишней публицистичностью; лобовые
призывы чередуются в них с крайним индивидуализмом, полны конъюнктурных,
рассчитанных на успех у молодёжи штампов и красивостей. Даже у лучших
из рок-бардов тексты редко выходят за рамки предсказуемой банальности,
так что даже идеолог рок-движения А.Троицкий резонно сетует на "ущербность"
музы рок-поэзии .
Из потока авторов с электрическими гитарами можно выделить имена Виктора
Цоя, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, Константина Кинчева, Андрея Макаревича,
Бориса Гребенщикова. Самое же яркое явление среди них - наименее "роковый"
из всех Александр Башлачёв, покончивший жизнь самоубийством в "лермонтовском
возрасте". В его поэтике, по наблюдениям П. Вайля и А. Гениса, преобладает
"русскость" - прежде всего в языке,- позволяющая критикам назвать песни
Башлачёва "русскими народными песнями конца XX века" . Он широко использует
скоморошеский стиль, его языку свойственна частушечность, раёшность, образность
"есенинского толка, с заметным привкусом есенинского же имажинизма" . Немалую
роль в его поэтике играет смеховое начало, которое можно было бы назвать
трагично-гротесковым. Лирический герой Башлачёва осознаёт собственную судьбу
как трагедию, выхода заведомо не ищет; его мрачная ирония не спасает, а
лишь "приукрашивает" близкий печальный конец.
На другом полюсе рок-поэзии - "эстетическом" - творчество Бориса Гребенщикова.
Здесь "странность" возведена в абсолют, о чём красноречиво говорят даже
названия ("Песни вычерпывающих людей", "Небо становится ближе", "Сны о
чём-то большем"). В этом эклектическом сплаве перемешаны Вертинский и обэриуты,
православие и буддизм, романтическая "загадочность" и свойственное постмодернизму
насмешливое жонглирование мировой культурой. Декларируется верность "чистому
искусству" и - в порядке эксперимента - обретает мелодику "верлибр". В
своих песнях Б. Гребенщиков осуществляет попытку "скрестить" русское поэтическое
слово (несомненно, опирающееся на литературную традицию) с современным
западным мелосом, причудливо приукрашенным восточными полутонами.
В настоящее время аудитория авторской песни значительно сузилась; концерты
переместились из больших концертных залов в маленькие салоны. В Москве
функционируют три "очага", где регулярно проводятся концерты бардов: Центр
авторской песни, Театр песни "Перекрёсток" под руководством В. Луферова
и бар'д-кафе "Гнездо глухаря"; в Центральном доме литераторов собирается
экспериментальное "Рок-кабаре", где также выступают барды. А.Анпилов определяет
сегодняшний ареал авторской песни как "промежуточный", где-то между театром
и литературным музеем".
Вместе с тем в последние год-полтора наблюдается некоторое усиление
опосредованного влияния авторской песни на культурную жизнь России. Без
бардов практически не обходится ни один литературный вечер. Ежегодно проводятся
фестивали солдатской песни. Бардов активно приглашают к участию в своих
культурных программах различные политические партии. Не утихает и процесс
самодеятельного песнетворчества: песни сочиняют телеведущий И. Кононов
(Авторское телевидение), экс-советник Президента РФ Г. Сатаров, глава налоговой
службы Г. Боос, депутат Госдумы С. Бабурин, Президент Украины Л. Кучма.
Выступают с акустическими концертами рок-музыканты.
Видимо, в ближайшее время развитие авторской песни будет определяться
двумя тенденциями: с одной стороны, усилится музыкальное начало и исполнительский
профессионализм, так как ниша "умной" песни на эстраде отнюдь не заполнена;
с другой стороны, авторская песня укрепится как некий противовес массовой
культуре, и тогда здесь возможно образование новых синтетических, экспериментальных
направлений.
Перспективы развития авторской песни оцениваются исследователями жанра
по-разному. Существует точка зрения, согласно которой авторской песней
следует считать только то, что написано до начала 1990-х годов (А. Е. Крылов).
С другой стороны, внушает оптимизм прогноз известного литературоведа Л.Долгополова,
пророчащего авторской песне расцвет именно на рубеже веков . Оправдаются
ли эти надежды, достигнет ли авторская песня новых высот в новой культурной
ситуации, зависит от того, как сложится творческий путь каждого из молодых
бардов, находящихся сейчас на "стилистическом распутье". У нового поколения
существует возможность использовать и синтезировать творческий опыт классиков
жанра - романтиков-шестидесятников (романсового театра Окуджавы), балладного
театра Галича и Высоцкого, "тихих лириков" второй волны и болезненно-эпатажных
рок-поэтов. На творчестве нового поколения не может не сказаться и опыт
прочтения совершенно доступной сейчас новейшей русской поэзии, отечественной
и эмигрантской. К развитию авторской песни как жанра пограничного, междуродового
побуждает и технический прогресс, обуславливающий постепенное усиление
"звучащего" слова.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Книги поэтов
1. Анчаров М. Звук шагов: Сб. / Сост. В. Юровского, вступит. статья
В. Отрошенко. - М., 1992.
2. Бережков В. Мы встретились в Раю / Послесловие А. Анпилова. - М.,
1997.
3. Брюсов В. Собрание сочинений: В 7 т. - М., 1973. - Т. 2.
4. Вертинский А. Дорогой длинною... / Сост. и вступит. статья Ю. Томашевского;
Послесловие К. Рудницкого. - М., 1991.
5. Вертинский А. За кулисами: Сб. / Сост. и вступит. статья Ю. Томашевского.
- М., 1991.
6. В нашу гавань заходили корабли. Песни: Сб. / Сост. Э. Успенского
и Э. Филиной. - М., 1996.
7. Высоцкий В. С. Нерв: Стихи / Составление и предисловие Р. Рождественского.
- М., 1981.
8. Высоцкий В. С. Клич: Стихи / Сост. В. В. Чагин; Предисловие А. Вознесенского.
- Красноярск, 1988.
9. Высоцкий В. С. Избранное / Составление и послесловие Н.А. Крымовой;
Предисловие Б. Окуджавы. - М., 1988.
10. Высоцкий В. С. Четыре четверти пути: Сб. / Сост. А. Е. Крылов.
- М., 1989.
11. Высоцкий В. С. Избранные песни и стихи: В 5 т. / Сост. Л.
Корякина. - М., 1991.
12. Высоцкий В. С. Поэзия и проза / Сост. А. Крылов и Вл. Новиков.
- М., 1989. (Произведения Высоцкого цит. по вышеуказанному изданию).
13. Высоцкий В. С. Сочинения: В 2 т. / Сост., подгот. Текста
и коммент. А. Крылова. - М., 1991.
14. Высоцкий В. С. Сочинения: В 4 т. / Подгот. текста и коммент.
В. И. Чака, В. Ф. Попова. - СПб., 1993.
15. Высоцкий В. С. Собрание сочинений: В 4 кн., 10 т. /Сост.,
подгот. текста и коммент. Н. Л. Никифорова. - Омск, 1996-1997.
16. Высоцкий В. С. Собрание сочинений: В 4 т. / Сост. Ю. Тырин.
- СПб., 1998.
17. Галич А. А. Песни. - Франкфурт-на-Майне, 1969.
18. Галич А. А. Поколение обречённых. - Франкфурт-на-Майне, 1974.
19. Галич А. А. Когда я вернусь. - Франкфурт-на-Майне, 1977.
20. Галич А. А. Возвращение / Вступит. статья и послесловие Ст.
Рассадина. - Л-д, 1989.
21. Галич А. А. Петербургский романс: Стихи / Сост. А. Н. Шаталов.
- Л., 1989. (Произведения Галича цит. по вышеуказанному изданию).
22. Галич А. А. Избранные стихотворения. - М., 1989.
23. Галич А. А. Возвращение: Сб. / Сост. Г. Соловьёва. - Л-д,
1990.
24. Галич А. А. Генеральная репетиция / Сост. А. Н. Шаталов.
- М., 1991.
25. Галич А. А. Я выбираю свободу: Сб. - М., 1991. (Глагол. №
3).
26. Долина В. Воздухоплаватель: Стихи. - М., 1989.
27. Матвеева Н. Н. Лирика. - М., 1961.
28. Матвеева Н. Н. Кораблик. - М., 1963.
29. Матвеева Н. Н. Ласточкина школа. - М., 1973.
30. Матвеева Н. Н. Река. - М., 1978.
31. Матвеева Н. Н. Избранное. - М., 1986.
32. Нет хода нам назад: 33 московских барда: Сб. / Сост. Р. А.
Шипов. - М., 1991.
33. Окуджава Б. Ш. Лирика. - Калуга, 1956.
34. Окуджава Б. Ш. Острова. - М., 1959.
35. Окуджава Б. Ш. Весёлый барабанщик. - М., 1964.
36. Окуджава Б. Ш. По дороге в Тинатин. - Тбилиси, 1964.
37. Окуджава Б. Ш. Март великодушный. - М., 1967.
38. Окуджава Б. Ш. Арбат, мой Арбат. - М., 1976.
39. Окуджава Б. Ш. Стихотворения. - М., 1984.
40. Окуджава Б. Ш. Посвящается Вам. - М., 1988.
41. Окуджава Б. Ш. Избранное. - М., 1989.
42. Окуджава Б. Ш. Капли датского короля / Сост. В. И. Босенко.
- М., 1991.
43. Окуджава Б. Ш. Милости судьбы. - М., 1993.
44. Окуджава Б. Ш. Чаепитие на Арбате. - М., 1996.
45. Окуджава Б. Ш. Чаепитие на Арбате: Стихи разных лет / Сост.
Ольга Окуджава. - М., 1997. (Произведения Окуджавы цит. по вышеуказанному
изданию).
46. Песни Булата Окуджавы / Сост. Л. А. Шилов. - М., 1989.
2. Книги, диссертации, сборники статей о поэзии
1. Абрамова Л., Перевозчиков В. Факты его биографии: Людмила Абрамова
о Владимире Высоцком. - М., 1991.
2. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М., 1994.
3. Андреев Ю., Вайнонен Н. Наша самодеятельная песня. - М., 1983.
4. Аннинский Л. Ядро ореха: Критические очерки. - М., 1965.
5. Авторская песня: Кн. для ученика и учителя / Сост. Вл. Новикова.
- М., 1997.
6. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. - М., 1986.
7. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1972.
8. Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. - М., 1996. - Т. 5.
9. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья
и Ренессанса. - М., 1990.
10. Белая Г. Путешествие в поисках истины: Статьи о советских
писателях. - Тбилиси, 1987.
11. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т.
- М., 1994. - Т. 2.
12. Бирюкова С. С. Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции
авторской песни на эстраде: Дисс. <...> канд. искусствоведения. - М.:
ВНИИ искусствознания, 1990.
13. Блинов Ю. Н. Приёмы контраста и противоречия в идиостиле
В. Высоцкого: Дисс. <...> канд. филол. наук. - М.: РУДН, 1994.
14. Бочаров А. Г. Советская массовая песня. - М., 1956.
15. Вайль П., Генис А. 60-Е. Мир советского человека. - М., 1996.
16. Вакуленко А. Г. "Страшная" баллада от В. А. Жуковского до
Н. С. Гумилёва: Автореф. дисс. <...> канд. филол. наук. - М.,
1996.
17. Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века.
- М.-Л., 1956.
18. Веселовский А. Историческая поэтика. - М., 1989.
19. Вицаи П. Т. Авторская песня на занятиях по русскому языку
со студентами-филологами Венгрии: Дисс. <...> канд. пед. наук. - М.:
ИРЯ им. А. С. Пушкина, 1997.
20. Владимир Высоцкий: исследования и материалы. - Воронеж, 1990.
21. Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актёр / Сост. Ю. А. Андреев
и И. Н. Богуславский; Вступит. статья Ю. А. Андреева; Вместо послесловия
- В. И. Толстых. - М., 1989.
22. Высоцковедение и высоцковидение: Сб. науч. ст. - Орёл, 1994.
23. Владимир Семёнович Высоцкий: Что? Где? Когда? Библиографический
указ.-справ. (1960-1990) / Авт.-сост. А. С. Эпштейн. - Харьков, 1992.
24. Выходцев П. С. Новаторство. Традиции. Мастерство. - Л-д,
1973.
25. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. - М., 1971. - Т. 3.
26. Гинзбург Л. О лирике. - Л., 1974.
27. Гинзбург Л. О литературном герое. - Л., 1979.
28. Глинчиков В. С. Феномен авторской песни в школьном изучении
(А. Галич, В. Высоцкий, А. Башлачёв): Дисс. <...> канд. пед. наук. -
Самара: СГПУ, 1997.
29. Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. - М.,
1990.
30. Гринберг И. Три грани лирики: современная баллада, ода и
элегия. - М., 1975.
31. Гудошников Я. И. Основные закономерности русской любовной
песенной лирики и её соотношение с фольклором XVIII - XIX вв.: Дисс. <...>
доктора искусствоведения. - М., 1982.
32. Гуковский Г. А. Русская поэзия XVIII века. - Л., 1927.
33. Гусев В. В предчувствии нового. О некоторых чертах литературы
60-х гг. - М., 1974.
34. Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка: В
4 т. - Т. 1. - М., 1994.
35. Душина Л. Н. Поэтика русской баллады в период становления
жанра: Дисс. <...> канд. филол. наук. - Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1975.
36. Евтюгина А. А. Прецедентные тексты в поэзии В. Высоцкого
(к проблеме идиостиля): Дисс. <...> канд. филол. наук. - Екатеринбург:
УрГУ им. А. М. Горького, 1995.
37. Жебровска А.И. Авторская песня в восприятии критики, 60е
- 80е гг.: Дисс. <...> доктора филол. наук. - М.: МГУ, 1994.
38. Живая жизнь: Штрихи к биогр. Владимира Высоцкого / Интервью
и лит. запись В. Перевозчикова. - М., 1988.
39. Жигачёва М. В. Эволюция жанра баллады в русской поэзии 60
- 80-х годов XX века: Дисс. <...> канд. филол. наук. - М., 1994.
40. Жирмунский В. Валерий Брюсов и наследие Пушкина: Опыт сравнительно-стилистического
исследования. - Пб., 1922.
41. Зайцев В. А. Русская советская поэзия 1960-1970 гг. (жанровостилевые
искания и тенденции): Дисс. <...> доктора филол. наук. - М.: МГУ, 1983.
42. Заклинание Добра и Зла: Сб. / Сост. Н. Крейтнер. - М., 1991.
43. Иванов К. А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. - СПб., 1901.
44. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. - М., 1996.
45. Каманкина М. В. Самодеятельная авторская песня 1950-1970-х
годов (к проблеме типологии и эволюции жанра): Дисс. <...> канд. искусствоведения.
- М.: ВНИИ искусствознания, 1989.
46. Кассис В., Колосов Л. Безысходность. Пьеса в двух действиях.
- М., 1978.
47. Квятковский А. П. Поэтический словарь. - М., 1966.
48. Коварский Н. Н. С. Тихонов: критический очерк. - Л., 1935.
49. Краткая литературная энциклопедия: В 7 т. / Гл. ред. А. Сурков.
- М., 1962.
50. Кузьмичёв И. Литературные перекрёстки: типология жанров,
их историческая судьба. - Горький, 1983.
51. Кулагин А. Поэзия В. С. Высоцкого: Творческая эволюция. -
М., 1997.
52. Лавлинский Л. Сердца взрывающая сила (о лирической поэзии
60-х гг.). - М., 1972.
53. ЛГ-Досье. - 1992. - № 11 / Спец. выпуск "Барды".
54. Литературное обозрение. - 1998. - № 3 / Спец. выпуск, посв.
памяти Б. Окуджавы.
55. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. Кожевникова
В. М. и Николаева П. М. - М., 1987.
56. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.
57. Лихачёв Д. С., Панченко А. - М., Понырко Н. В. Смех в Древней
Руси. - Л., 1984.
58. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.
59. Мазепа Н. Р. В поэтическом поиске. Об эпическом и лирическом
начале в современной русской поэзии. - Киев, 1977.
60. Манн Ю. О гротеске в литературе. - М., 1966.
61. Маршак С. Я. Воспитание словом. - М., 1961.
62. Минералов Ю. И. Так говорила держава: XX век и русская песня.
- М., 1995.
63. Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 1. - М.,1997.
64. Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. - М.,1998.
65. Новиков Вл. В Союзе писателей не состоял...: Писатель Владимир
Высоцкий. - М., 1991.
66. Новиков Вл. Высоцкий есть Высоцкий: Сб. ст. Вагант: Прил.
- М., 1995.
67. Новиков Вл. Диалог. - М., 1986.
68. Огнев В. Поэзия и современность: Сб. ст. - М., 1961.
69. Окуджава Б. "Я никому ничего не навязывал..." - М., 1997.
70. Олеша Ю. Ни дня без строчки. - М., 1965.
71. Проблемы стиля и жанра в современной литературе. Сб. 8. -
Свердловск, 1976.
72. Распутина С. П. Социально-ценностное и мотивационное своеобразие
советского бардового движения 1960-1980-х годов: Дисс. <...> канд. филос.
наук. - М.: МПГУ, 1997.
73. Рудник Н. М. Проблема трагического в поэзии В. С. Высоцкого:
Дисс. <...> канд. филол. наук. - М.: МГУ, 1994.
74. Рудник Н. М. Проблема трагического в поэзии В. С. Высоцкого.
- Курск, 1995.
75. Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. 1946 -
1975. - Л., 1978.
76. Самойленко А. Катарсис как эстетическая проблема: Дисс. <...>
канд. филос. наук. - М., 1987.
77. Саркисян Е. Русская литературная песня второй половины XVIII
века в контексте жанров лирической поэзии (идиллия, элегия, романс, ода):
Диссертация на соискание учёной степени канд. филол. наук. - Н. Новгород,
1995.
78. Скобелев А., Шаулов С. Владимир Высоцкий: мир и слово. -
Воронеж, 1991.
79. Словарь иностранных слов. - М., 1989.
80. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-составители А.
Тимофеев и С. Тураев. - М., 1974.
81. Сохор А. Н. Русская советская песня. - М., 1959.
82. Страницы будущей книги (Живая жизнь, кн. 2.) - М., 1992.
83. Страшнов С. Л. "Молодеет и лад баллад": Литературно-критические
статьи. - М., 1990.
84. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
85. Фризман Л. С чем рифмуется слово "истина"... - М., 1992.
86. Шемякин М. Вспоминай всегда про Вовку... - М., 1991.
87. Эйхенбаум Б. О поэзии. - Л-д, 1963.
2. Статьи, рецензии, обзоры
1. Аграновская Г. "Всё будет хорошо..." // Галич А. Генеральная репетиция:
Сб. - М., 1991. - С. 539-548.
2. Адов И. Время славы // Вечерняя Москва. - 1962. - 20 апр.
3. Адолис А. Что есть поэма? // Литературная газета. - 1965. - 15 июля.
4. Аксёнов В. Каждый пишет, как он дышит... // Булат Окуджава. Специальный
выпуск. - С. 8.
5. о. Александр (А. В. Мень). Блаженный значит счастливый // Заклинание
Добра и Зла: Сб. - М., 1991.
6. Александр Галич: "Помни о мельнике": Неизвестные страницы Новосибирского
фестиваля песни 1968 / Публикация К. Андреева // Мир Высоцкого: Исследования
и материалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 437-444.
7. Алёшин Ю. Вопреки интересам разрядки: радиодиверсанты империализма
// Правда, 1976. - 13 янв.
8. Андреев Ю. Известность Владимира Высоцкого // Вопросы ли тературы.
- 1987. - № 4. - С. 43-74.
9. Андреев Ю. Проблемы молодёжной песни // Октябрь. - 1967. - № 1.
- С. 213-223.
10. Андреев Ю. Что поют? - о современных "ашугах" // Октябрь.
- 1965. - № 1. - С. 182-192.
11. Аннинский Л. Предтеча? // АП Арт. - 1997. - № 5. - С. 24.
12. Анпилов А. Вино и хлеб // АП Арт. - 1996. - № 3. - С. 67.
13. Анпилов А. Куда ж нам плыть? // АП Арт. - 1996. - № 1. -
С. 5.
14. Анпилов А. Так было надо... // АП Арт. - 1996. - № 2. - С.
78.
15. Антокольский П. Отцы и дети // Лит. газета. - 1962. - 11
дек.
16. Антокольский П. Поэзия и физика // Формулы и образы. Спор
о научной теме в художественной литературе: Сб. - М., 1961.
17. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Д. А. Шаховской). Предисловие
к сборнику "Поэма России" // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып.
2. - М., 1998. - С. 445-447.
18. Асатиани Г. О грузинском // Литературная Грузия. - 1982.
- № 8. - С. 147-175.
19. Асафьев Б. Русский романс XIX века // Русская музыка XIX
и нач. XX века. - Л., 1979.
20. Байдаков Б. Человек с двойным дном // Советская Россия. -
1969. -18 ноя.
21. Баранова Т. "Я пою от имени всех..." // Вопросы литературы.
- № 4. - С. 75-102.
22. Бахтин М. М. К вопросам теории смеха // Бахтин М. М. Собрание
сочинений: В 7 т. - М., 1996. - Т. 5. - С. 49.
23. Бахтин М. М. Проблема серьёзности // Бахтин М. М. Собрание
сочинений: В 7 т. - М., 1996. - Т. 5. - С. 10.
24. Бахтин М. М. Рабле и Гоголь // Бахтин М. М. Творчество Франсуа
Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990. - С.
526-536.
25. Бахтин М. М. Сатира // Бахтин М. М. Соб. соч.: В 7
т.- М., 1996. - Т. 5. - С. 11-35.
26. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и Ренессанса (введение) // Бахтин М. М. Литературно-критические
статьи. - М., 1986. - С. 291-351.
27. Безруков Г. С чужого голоса // Тюменская правда. - 1968.
- 7 июля.
28. Белая Г. Ценность простых истин // Аврора. - 1985. - № 12.
- С. 109-113.
29. Бершин Е. Бриллиант, утопленный в киселе // ЛГ-Досье. - 1992.
- № 11. - С. 29.
30. Бойко С. - С. О прагматическом характере употребления слова
"атеист" в анкетных высказываниях Булата Окуджавы // Функциональная лингвистика:
Прагматика текста. Материалы конф. Ялта, 6-10 окт. - Симферополь, 1997.
- С. 21-22.
31. Бойко С. - С. Пушкинская традиция в лирике Булата Окуджавы
// Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 472-484.
32. Бойко С. - С. Этот остров музыкальный... Тема музыки и об
раз музыканта в творчестве О. Мандельштама и Б. Окуджавы // Вагант (Москва).
- 1997. - № 44-46. - С. 21-27.
33. Борин Д. Пасквилянты с псевдонимами: на мутной волне радиостанции
"Свобода" // Известия. - 1976. - 5 мая.
34. Бочаров А. Две оттепели: вера и смятение // Октябрь. - 1991.
- С. 187-189.
35. Булат Окуджава: "Не стараясь угодить" (Беседа А. Гербер с
Б. Окуджавой) // Вечерний Таллин. - 1983. - 19 апр.
36. Вайль П., Генис А. Семь кругов ЛАДа // ЛГ-Досье. - 1992.
- № 11. - С. 16-17.
37. Вайнонен Н. Товарищ гитара // Клуб и художественная самодеятельность.
- 1974. - № 8. - С. 33-36.
38. Ваншенкин К. Преимущественно о рифме // Литературная газета.
- 1960. - 12 июля.
39. Венцов Л. Поэзия Александра Галича // Заклинание Добра и
Зла: Сб. / Сост. Н. Крейтнер. - М., 1991.
40. Верченко Ю. Где же обещанные Корчагины? // Смена. - 1963.
- № 8. - С. 10-11.
41. Владимиров С. Да, с чужого голоса! // Тюменская правда. -
1968. - 30 авг.
42. Внимание песня // Молодой коммунист. - 1965. - № 2. - С.
30-37.
43. Вознесенский А. / Наша анкета. Молодые о себе // Вопросы
литературы. - 1962. - № 9. - С. 122-123.
44. Войнович В. Вот счастливый человек, это видно по всему...
// Булат Окуджава. Специальный выпуск (ЛГ-Досье). - Июнь 1997. - С. 4.
45. Воронова М. Стилистические средства маркировки лирического
и ролевых героев В. - С. Высоцкого // Владимир Высоцкий: исследования и
материалы. - Воронеж, 1990. - С. 117-128.
46. Востоков Е. Искусство, зовущее на подвиг // Советский воин.
- 1963. - № 9. - С. 14-15.
47. Вулис А. Искры карнавального костра // ЛГ-Досье. - 1992.
- № 11. - С. 15.
48. Галич А. "Верю в торжество слова" (Неопубликованное интервью
Александра Галича) // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 1.
- М., 1997. - С. 372-375.
49. Свящ. Георгий Чистяков. Как умел, так и жил, а безгрешных
не знает природа // Булат Окуджава. Спец. выпуск. - С. 8.
50. Гитара, магнитофон и мы // Московский комсомолец. - 1966.
- 15 дек.
51. Горелик М. Голубой шарик отирает слезу // Независимая газета.
- 1997. - 24 июля.
52. Григорьев С., Шубин Ф. Это случилось на "Свободе" // Не деля.
- 1978. - № 16.
53. Гринберг И. Поэзия 1965 года // Вопросы литературы. - 1966.
- № 3. - С. 57-68.
54. Гуль Р. Рецензия на сборник Б. Окуджавы "Будь здоров, школяр".
Франкфурт-на-Майне, 1964. Цит. по: Мир Высоцкого: Исследования и материалы.
Вып. 2. - М., 1998. - С.489-492.
55. Гусев В. Форма и суть // Литературная газета. - 1965. - 19
авг.
56. Гущина Л. Вероника Долина // Нет хода нам назад. 33 московских
барда: Сб. - М., 1991. - С. 63-67.
57. Дадамян Г. Образы, устремлённые в будущее // Декоративное
искусство. - 1984. - № 12. - С. 24.
58. Долгополов Л. Стих - песня - судьба // Владимир Высоцкий:
исследования и материалы. - Воронеж, 1990. - С. 6-24.
59. Друскин М. Студенческая песня в России 1840-60-х гг. // История
и современность. - Л., 1960.
60. Дыханова Б., Шпилевая Г. "На фоне Пушкина..." (к проблеме
классических традиций в поэзии В. - С. Высоцкого) // Владимир Высоцкий:
исследования и материалы. - Воронеж, 1990. - С. 71-73.
61. Дыховичный И. // Живая жизнь: Штрихи к биографии Владимира
Высоцкого / Интервью и лит. запись В. Перевозчикова. - М., 1988. - С. 217.
62. Елигулашвили Э. Булат Окуджава без аккомпанемента // Литературная
Грузия. - 1965. - № 11. - С. 71-80.
63. Елигулашвили Э. Возвращение к Тинатин // Литературная Грузия.
- 1984. - № 5. - С. 149-163.
64. Жирмунский В. Английская народная баллада // Английские и
шотландские баллады в переводах С. Маршака. - М., 1973. - С. 87-103.
65. Карабчиевский Ю. И вохровцы, и зэки // Нева. - 1991. - №
1. - С. 170-176.
66. Карабчиевский Ю. Товарищ Надежда // Искусство кино. - 1990.
- № 1. - С. 35-45.
67. Каретников Н. Готовность к бытию // Континент. - 1992. -
№ 1 (71). - С. 52.
68. Карякин Ю. О песнях Владимира Высоцкого // Литературное обозрение.
- 1981. - № 7. - С. 94-99.
69. Карякин Ю. Стоит ли наступать на грабли? // Знамя. - 1987.
- № 9. - С. 200-224.
70. Квятковский А. П. Баллада // Квятковский А. П. Поэтический
словарь. - М., 1966. - С. 56.
71. Кириллова Н. Вера Матвеева // Нет хода нам назад. 33 московских
барда: Сб. - М., 1991. - С. 109-111.
72. Кнабе Г. - С. Конец мифа // Лит. обозрение. - 1998. - № 3.
- С. 24-27.
73. Ковалов О. Виноватые станут судьями // Советский экран. -
1988. - № 13. - С. 16-17.
74. Козачков В. Ф. / Беседовал Л. Черняк. - 1997. - Фонд ГКЦМ.
КП № 4149/6. Цит. по: Мир Высоцкого. Вып. 2. - С. 435.
75. Копелев Л. Чем поэт жив // Заклинание Добра и Зла: Сб. -
М., 1991. - С. 173-185.
76. Копылова Н. Фольклорная ассоциация в поэзии В. - С. Высоцкого
// Вл. Высоцкий: исследования и материалы. - Воронеж, 1990. - С. 74-95.
77. Кормилов С. Песни В. Высоцкого о войне, дружбе и любви //
Русская речь. - 1983. - № 3. - С. 41-48.
78. Кофман А. Ф. Аргентинское танго и русский мещанский романс
// Литература в контексте культуры. - М., 1986. - С.220-234.
79. Краснопёров А., Семыкин Г. В. Высоцкий: "Сердце бьётся раненой
птицей" // Радуга (Таллин). - 1988. - № 7. - С. 63-68.
80. Красухин Г. "То грустен он, то весел он..." // Вопросы литературы.
- 1968. - № 9. - С. 40-53.
81. "Круглый стол" Дня Поэзии // День Поэзии. - М., 1967. - С. 33-50.
82. Крылов А. Е. О жанровых песнях и их языке (По материалам
творческого наследия Александра Галича) // Мир Высоцкого: Исслед. и мат.
Вып. 1. - М., 1997. - С. 365-371.
83. Крымова Н. Мы вместе с ним посмеёмся // Дружба народов.
1985. - № 8. - С. 242-254.
84. Крымова Н. "Наша профессия пламень страшный" // Аврора. -
1984. - № 9. - С. 125-139.
85. Крымова Н. О Высоцком // Аврора. - 1981. - № 8. - С. 98-115.
86. Крымова Н. О поэзии Владимира Высоцкого // Высоцкий В. Избранное.
- М., 1988. - С. 492-496.
87. Крымова Н. О поэте // Аврора. - 1986. - № 9. - С. 103-111.
88. Крымова Н. "Я путешествую и возвращаюсь..." // Советская
эстрада и цирк. - 1968. - № 1. - С. 68.
89. Крячко Л. Герой не хочет взрослеть... // Литературная газета.
- 1963. - 19 марта.
90. Кудимова М. Ученик отступника // Континент. - 1992. - № 2
(72). - С. 323-341.
91. Кулагин А. В. Агрессивное сознание в поэтическом изображении
Высоцкого (1964-1969) // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып.
2. - М., 1998. - С. 52-61.
92. Куллэ В. Год без Окуджавы // Литературное обозрение. - 1998.
- № 3. - С. 5.
93. Куняев С. Инерция аккомпанемента // Вопросы литературы.
1968. - № 9. - С. 31-39.
94. Курилов Д. Н. Христианские мотивы в авторской песне // Мир
Высоцкого. Вып. 2. - М., 1998. - С. 398-416.
95. Кухарский В. В интересах миллионов // Советская музыка.
1968. - № 10. - С. 8.
96. Кушнер А. Рискуя вызвать негодование // ЛГ-Досье. - 1992.
- № 11. - С. 3.
97. Лазарев Л. Нас время учило // Знамя. - 1989. - № 6. - С.
210-215.
98. Левицкий Л. Душа действительности // Новый мир. - 1967.
№ 6. - С. 254.
99. Лисочкин И. О цене "шумного" успеха // Комсомольская правда.
- 1961. - 5 дек.
100. Лотман Ю. М. Поэзия 1790-1810-х годов // Поэты 1790-1810-х годов.
- Л., 1971. - С. 37-38.
101. Лучше гор могут быть только горы. Интервью Н. Черепановой с В.
Высоцким // Спортивная жизнь России. - 1968. - № 5. - С. 22-23.
102. Лынев Р. Что за песней? // Комсомольская правда. - 1968. - 16
июля.
103. Львова М. Азарт молодости // Советская культура. - 1967. - 17
июня.
104. Львовский М. Нужны особые слова // Турист. - 1986. - № 5. - С.
18.
105. Македонов А. В. Владимир Высоцкий и его кони привередливые //
Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 2. - М., 1998. - С. 286-304.
106. Межевич Д. Нас сблизили концерты / Беседу ведёт В. Громов // Высоцкий:
время, наследие, судьба. - Киев, 1995. - Вып. 20.
107. Мейсак Н. Песня это оружие // Вечерний Новосибирск. - 1968. -
18 апр.
108. Меньшутин А., Синявский А. За поэтическую активность (заметки
о поэзии молодых) // Новый мир. - 1961. - № 1. - С. 224-241.
109. Микешин А. М. О жанровой структуре русской романтической баллады
// Из истории русской и зарубежной литературы XIX-XX вв. - Кемерово, 1973.
- С. 156.
110. Микушевич В. Леонид Семаков // Нет хода нам назад. 33московских
барда: Сб. - М., 1991. - С. 141-143.
111. Мильштейн И. Калужский инцидент // Огонёк. - 1989. - № 4. - С.
22-25.
112. Мирзаян А. В начале была песня // АП Арт. - 1996. - № 1. - С.
24.
113. Мирзаян А. // Вечерний клуб. - 1996. - 22 июля.
114. о. Михаил Ходанов. "Я не люблю, когда наполовину" // Литературная
Россия. - 1998. - № 5 (30 января). - С. 13.
115. Молодость, песня, гитара // Литературная газета. - 1965. - апрель-июнь.
116. Мощанская О. Н. К вопросу об определении жанра английской баллады
// Литературные связи и традиции. Учёные за писки Горьковского гос. университета
им. Н. Лобачевского. - 1966. - Вып. 74. - С. 77-78.
117. Муравьёв М. Седьмая строка // Мир Высоцкого: Исследования и материалы.
Вып. 2. - М., 1998. - С. 448-461.
118. Мушта Г., Бондарюк А. О чём поёт Высоцкий? // Советская Россия.
- 1968.- 9 июня.
119. Нагибин Ю. О Галиче что помнится // Галич А. Генеральная репетиция.
- М., 1991. - С. 488-538.
120. Наровчатов С. Любовь к слову (о звукописи и рифме) // Литература
и жизнь. - 1961. - 28 июля.
121. "Не только всходы, но и почва". Беседа с Давидом Самой ловым //
Литературное обозрение. - 1983. - № 8. - С. 42.
122. Николаев Д. Границы гротеска // Вопросы литературы. - 1968. -
№ 4. - С. 76-97.
123. Новиков Вл. Владимир Маяковский и Владимир Высоцкий // Знамя.
- 1993. - № 7. - С. 200-204.
124. Новиков Вл. Живой: К 50-летию со дня рождения Владимира Высоцкого
// Октябрь. - 1988. - № 1. - С. 188-196.
125. Новиков Вл. По гамбургскому счёту (Поющие поэты в контексте большой
литературы) // Авторская песня. - М., 1997. - С. 371-408.
126. Новиков Вл. Смысл плюс смысл: (Владимир Высоцкий) // Новиков Вл.
Диалог. - М., 1986. - С. - 196-209.
127. Озеров Л. Вперёд к "Медному всаднику" // Литературная газета.
- 1965. - 12 авг.
128. Окуджава Б. XX век: вехи истории вехи судьбы: Анкета // Дружба
народов. - 1997. - № 4. - С. 189.
129. Осетров Е. Синтез современности // Вопросы литературы. 1965.
- № 2. - С. 21-29.
130. Панкратов Ю., Харабаров И. О чувстве нового // Литературная газета.
- 1959. - 24 окт.
131. Паперный З. За столом семи морей // Вопросы литературы. - 1983.
- № 6. - С. 32-52.
132. Педенко С. "Эрика" берёт четыре копии // Вопросы литературы. -
1989. - № 4. - С. 80-112.
133. Переяслов Н. Слушать ли на ночь Высоцкого? // Загадки литературы:
Сб. литературовед. ст. - Самара, 1996. - С. 46-52.
134. Песня это очень серьёзно... (Беседу вёл М. Дейч) // Литературная
Россия. - 1974. - 27 дек.
135. Положение о премии имени Булата Окуджавы // Мир Высоцкого: Исслед.
и мат. Вып. 2. - М., 1998. - С. 464.
136. По следам одной полемики // Мир Высоцкого. Вып. 2. - М., 1998.
- С. 423-436.
137. Потапенко В., Чернов А. "Если друг оказался вдруг..."// Советская
Россия. - 1968. - 31 мая.
138. Рабинович В. "Красивое страданье": Заметки о русском романсе //
Русский романс: Сб. - М., 1987. - С. 730.
139. Рассадин Ст. Возвращение // Галич А. Возвращение. - Л.,
1989. - С. 540.
140. Рассадин Ст. Испытание гласностью // Галич А. Возвращение.
- Л., 1989. - С. 283-314.
141. Рассадин Ст. "Свободы чёрная работа" // Апрель. - 1989. - Вып.
1. - С. 239-248.
142. Рассадин Ст. "Я выбираю свободу" // Московский комсомолец. - 1989.
- 16 апр.
143. Рощина А. А. Автор и его персонажи. Проблема соотношения ролевого
и лирического героев в поэзии В. Высоцкого //Мир Высоцкого: Исследования
и материалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 122-135.
144. Рубанова И. Владимир Высоцкий // Актёры советского кино. Вып.
11. - М., 1975. - С. 90-105.
145. Рубинштейн Н. Выключите магнитофон - поговорим о поэте // Заклинание
Добра и Зла: Сб. / Сост. Н. Крейтнер. - М., 1991. - С. 202-215.
146. Рудницкий К. Мастерство Вертинского // Вертинский А. Дорогой длинною...
- М., 1991. - С. 554-569.
147. Рунин Б. Далёкое и близкое: О сб. Н. Матвеевой "Кораблик" (М.,
1963) // Новый мир. - 1964. - № 5. - С. 240.
148. Рунин Б. "Законы" и "кризисы" жанра // Лит. газета. - 1965. -
26 авг.
149. Рыленков Н. Живые цветы поэзии // Литературная газета. - 1961.
- 21 ноя.
150. Сельвинский И. Возрождение поэмы // Лит. газета. - 1965. - 22
июля.
151. Сергеев Е. Многоборец // Вопросы литературы. - 1987. - № 4. -
С. 103-131.
152. Симаков А. "Словно Бог без штанов" // По страницам самиздата:
Сб. - М., 1990. - С. 216-218.
153. Скобелев А., Шаулов С. Концепция человека и мира (Этика и эстетика
Владимира Высоцкого) // Вл. Высоцкий: исследования и материалы. - Воронеж,
1990. - С. 24-52.
154. Скобелев А., Шаулов С. Менестрели наших дней // Литературная Грузия.
- 1986. - № 4. - С. 154-169.
155. Соколова И. А. Вначале был Анчаров... О поэтическом творчестве
Михаила Анчарова и его вкладе в развитие жанра авторской песни // Мир Высоцкого:
Исслед. и мат. Вып. 2. - С. 354-375.
156. Сорокин В. Свои и чужие // Наш современник. - 1989. - № 8. - С.
168-179.
157. Суть поиска. Критический диалог. Спорят Лев Аннинский и Лариса
Крячко // Октябрь. - 1962. - № 8.
158. Твардовский А. Проповедь серости и посредственности // Лит. газета.
- 1959. - 10 сент.
159. Токарев Г. Н. Стилистические особенности поэзии Высоцкого: К вопросу
о природе явления // Индивидуальность авторского стиля в контексте развития
литературных форм: Темат. сб. науч. трудов. – Алма-Ата, 1986. - С. 57-65.
160. Толстых В. В зеркале творчества: В. Высоцкий как явление культуры
// Вопросы философии. - 1986. - № 7. - С.112-124.
161. Тростников В. А у нас был Высоцкий... // Мир Высоцкого: Исследования
и материалы. Вып. 1. - М., 1997. - С. 131-148.
162. Тынянов Ю. О пародии // Тынянов Ю. Поэтика. История ли тературы.
Кино. - М., 1977. - С. 290.
163. Указ Президента Российской Федерации "Об увековечении памяти Окуджавы
Б. Ш." от 19 июня 1997 г. (№ 627) // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып.
2. - М., 1998. - С. 462.
164. Урбан А. Жизненные основания поэзии // Вопросы литературы. - 1971.
- № 4. - С. 335.
165. Федина Н. О соотношении ролевого и лирического героев в поэзии
В. - С. Высоцкого // Вл. Высоцкий: исслед. и мат. - Воронеж, 1990. - С.
105-117.
166. Фрид В. "С любовью и нежностью" // Заклинание Добра и Зла: Сб.
- М., 1992. - С. 283-288.
167. Фризман Л. Как оступившийся минёр // Русская речь. - 1991. - №
3. - С. 23-28.
168. Фрумкин В. Не только слово: вслушиваясь в Галича // Заклинание
Добра и Зла: Сб. - М., 1992. - С. 216-239.
169. Хазагеров Г. Г. Две черты поэтики Владимира Высоцкого // Мир Высоцкого:
Исслед. и мат. Вып. 1. - М., 1998. - С.82-106.
170. Хлоплянкина Т. Владимир Высоцкий новые роли // Экран 1973-1974.
- М., 1975. - С. 66-68.
171. Цыбин В. Не могу согласиться! // Лит. газета. - 1965. - 29 июля.
172. Чайковский Р. Души моей забота // Русская речь. - 1985. - № 3.
- С. 66-70.
173. Чесноков С. Двадцать лет спустя // Мир Высоцкого: Исследования
и материалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 415-422.
174. Чиковани С. Волшебное зеркало // Лит. газета. - 1965. - 4 ноя.
175. Чудакова М. О. "Лишь я, таинственный певец..." // Литературное
обозрение. - 1998. - № 3. - С. 10-12.
176. Чупринин С. Вакансия поэта // Знамя. - 1988. - № 7. - С. 220-225.
177. Шафер Н. О так называемых "блатных песнях" Вл. Высоцкого // Музыкальная
жизнь. - 1989. - № 20. - С. 11-14; № 21. - С. 25-27.
178. Шилина О. Ю. Поэзия В. Высоцкого в свете традиций христианского
гуманизма // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 1. - М., 1997. - С. 101-117.
179. Шлифер М. Частным порядком // Советская культура. - 1973. - 30
мар.
180. Штромас А. В мире образов и идей Александра Галича // Заклинание
Добра и Зла: Сб. - М., 1991. - С. 329-357.
181. Эльсберг Я. За изучение, против фразы // Литературная газета.
- 1960. - 10 сент.
182. Эткинд Е. Отщепенец // Заклинание Добра и Зла: Сб. - М., 1991.
- С. 189-201.
183. Эткинд Е. "Человеческая комедия" Александра Галича // Заклинание
Добра и Зла: Сб. - М., 1991. - С. 71-89.
|