Вот такие песни
Григорий Гладков родился 18 июля 1953 г. в Хабаровске, а жил и учился
в Брянске, где окончил институт транспортного машиностроения (1975). Еще
в школе (1968) начал сочинять и исполнять песни - как на свои стихи, так
и на стихи профессиональных поэтов.
Получив специальность инженера-конструктора по городскому транспорту,
он был распределен в Ленинград. Здесь он делает выбор между профессией
инженера и музыкой - в пользу последней. Он поступает в музыкальное училище
по классам гитары и теории музыки, а затем в Ленинградский государственный
институт культуры, которые благополучно закончил (соответственно в 1980
и в1984 гг.). С 1983 г. живет в Москве. Пишет музыку к мультфильмам, кинофильмам
и спектаклям. Вышло 4 миньона, 5 дисков-гигантов и около 20 компакт-дисков.
В большинстве своем - это песни для детей.
Большое значение для творческой судьбы Гр. Гладкова имели встречи с
режиссером А.Татарским и поэтом Э.Успенским, в результате которых родились
мультфильмы "Пластилиновая ворона" и "Вера и Анфиса", имевшие большой успех
как у детей, так и у взрослых. Увлечение "кантри-фолком" привело к созданию
ансамбля "Кукуруза", объединившего "банджо с балалайкой", затем - "Кантри-клуба"
и, наконец, - музыкальных фестивалей "Фермер" (1989-1992). Нельзя не упомянуть
и о роли Гр. Гладкова в создании серии радиопередач Э.Успенского "В нашу
гавань заходили корабли" о русском городском фольклоре.
Статья нижегородской журналистки Натальи Аксельруд, написанная незадолго
до ее кончины, содержит, по мнению Гр. Гладкова, адекватную оценку его
творчества.
Скажите, вы знакомы с пластилиновой вороной?
Ну да, с той самой, из мультфильма, хотя она, может быть, и не ворона вовсе,
а лисица или корова, а если честно, то вполне
возможно, что страус или вообще собака?.. А помните незадачливого
мужичка — тоже из мультленты — "Падал прошлогодний снег"? - тот снег
падал под уютную, как сон, колыбельную...
А в первый день этого года успели посмотреть телефильм "Сказки старого
волшебника" — в нем целых десять песен , веселых и романтичных — сказочных!?
А пластинки слушали такие — "Чудетство", "Птичьи разговоры", "А может быть,
ворона..."?
Автор музыки этих фильмов и пластинок композитор Григорий Гладков.
Однажды на пляже
Да, почти десять лет назад на коктебельском пляже загорелый и совсем
юный ленинградец Григорий Гладков пел друзьям свои песни (пел, между прочим,
под гитару, купленную в Горьком, где проходила дипломная практика тогдашнего
выпускника технического вуза, и не помышлявшего в те времена о будущих
превратностях судьбы. Позже на этой гитаре сочинится и впервые оживет песенная
Ворона). Бродивший по этому же пляжу киевский оператор и режиссер Александр
Татарский услышал песни и незамедлительно примкнул к компании. Потом по
одной из песен решил сделать мультфильм. В Москве эта одночастевка, созданная
на основе детских рисунков, была по достоинству оценена. Мастер современных
сказок Эдуард Успенский ("отец" Чебурашки, гроев Простоквашино, Радионяни,
АБВГДейки) сочинил стих про ворону-собаку-корову, отдав известную дань
не столько Крылову (соответственно, Лафонтену и Эзопу), сколько иронии
и насмешливости нашего времени. Родился новый мультфильм в неординарной
"пластилиновой" технике — "Пластилиновая ворона", принесшая его авторам
лауреатство на IV Всесоюзном фестивале телефильмов и на V Всесоюзном фестивале
молодых кинематографистов (диплом за музыку), а также, как уверяет Григорий,
"сломавшая жизнь и Татарскому, и мне: каждый из нас переехал в Москву...".
Следующей совместной работой была лента "Падал прошлогодний снег",
ставшая призером Международного фестиваля в Габрове.
Потом — мультфильм "По щучьему велению".
Параллельно Гладков работал над о музыкой к
спектаклям (уже более десяти
— в разных городах страны — "озвучены" его музыкой), к телевизионному "Будильнику",
к нескольким документальным фильмам, радиопередачам.
Продолжается сочинение песен — работа, ставшая жизнью, ее смыслом и
сутью.
- Музыка всегда была моим утешением, любовью, — говорит Григорий. -
И чувство святого отношения к ней осталось.
— И тут же, словно устыдившись высоких слов и интонации, добавляет
твердо: — Я за это ручаюсь.
Еще бы: эти слова подкреплены поступками. Вначале — музыкальная школа
(правда, на баяне, который Гладков там осваивал, не было сочинено ничего.
Песни начались класса с восьмого, когда впервые взял в руки гитару). Затем
— очевидно, не уверившись в собственных силах и перспективах в искусстве
— Гладков заканчивает технический вуз, но поверяет алгебру гармонией, и
вот позади уже и музыкальное училище (теоретический факультет), и институт
культуры (факультет режиссуры зрелищ).
Каков "послужной список" тридцатидвухлетнего музыканта!
И — масса планов: пишутся песни для четырехсерийного телефильма "С
нами не соскучишься", для художественного фильма "Поезд вне расписания",
идет работа над пластинкой "День открытых зверей", "Пой, Вася, или Памяти
джаза детского сада", "Чучело-мяучело"...
Причем пластинки Григорий хочет записывать необычные: поэт Михаил Яснов,
на чьи стихи написаны почти все детские песни Гладкова, будет свои стихи
читать, сам Гладков — петь песни, а помогать им в этом станут дети: чтобы,
поясняет Гладков, «как в "Вороне"», был виден сам процесс создания, рождения
песни, чтобы дети подпевали, подсвистывали, подкрикивали — в общем, делали
бы все то, что они любят делать".
Детские песни Григория Гладкова. Их множество, но — стоп! — "Я не разделяю
для себя эти понятия: детская песня и песня взрослая. — Это слова Гладкова.
- Может быть, по-тому, что писать так называемые детские песни - потребность
моего характера. Помните Грина? — детское живет в человеке до седых волос...
А может быть, потому, что сейчас наблюдается своеобразная "перемена
мест": взрослые охотно поют детские песенки, а дети — Пугачеву, "Машину
времени" — все что угодно, кроме того, что пишется специально для них...
Его детские песни действительно специфичны. Порой это откровенный джаз,
порой — музыка в стиле "кантри", - причем всё это совершенно оправдано.
Вот песенка "Велосипед" на стихи Сергея Михалкова. Герой ее, современный
мальчишка, чувствует себя не на обычном велосипеде, а на горячем мустанге
где-нибудь в майнридовских прериях.
Заметьте: в стихах об этом ни слова! Но кантри-музыка говорит яснее
слов о вечных мечтах любого пацана...
Человек, веселый наполовину
— Круг "моих" авторов неширок, — говорит Гладков, — И вообще,
как мне кажется, я человек веселый на одну свою половину...
Ну, про первую "половину" мы поняли, узнав о существовании пе-сенных
Вороны, Нил Нилыча, ослят, оловянного солдатика и фарфоровой куклы, сэра
Удода и прочих милых и симпатичных личностей.
А вторая "половина"... Ведь кроме известных по сценам и экранам песен,
кроме тех, что поются с эстрады — Боярским, "Землянами", - есть еще те,
что пока известны только слушателям авторских концертов. На этих концертах
мы слышим композитора — теперь уже и исполнителя (прекрасное владение гитарой,
приятный тембр голоса) в ином, новом качестве.
О песнях Гладкова на стихи Кушнера можно говорить долго. О том,
какая это все-таки редкость - счастливая творческая встреча поэта и композитора.
О том, как стихи Кушнера — автора необычного,
— раскрылись в мелодиях Гладкова. О том, какие разные эти мелодии —
эти вальсы, романсы, — и какой они создают тем не менее цельный мир.
Труба, часы и саксофон
Как композитор-профессионал, Гладков даже чисто бардовские свои песни
не может исполнять обычным способом: голос и гитара.
Ему необходима как можно более интересная аранжировка каждой песни,
пусть в арсенале на данный момент — пока концерт — только и есть что голос
и гитара. Но не станем забывать об артистизме Гладкова (в Ленинграде он
играл в театрах-студиях "Суббота" и "Эксперимент", а в "Сказках старого
волшебника" снялся в эпизоде) — и тогда мы не удивимся, а только обрадуемся,
услышав, как Григорий имитирует то трубу, то саксофон, как аккорды его
гитары трансформируются в тиканье часов ("Ну, прощай"), в барабанный бой
("Оловянный солдатик") в первые такты "Маленькой ночной серенады" Моцарта
("Гофман").
Он бережен со стихом. Основное в стихотворении Гладков может подчеркнуть
и сменой аккордов, и разнообразием ритмов, и необычным звуковым оформлением,
— и все это в рамках даже только одной песни ("Прощание со славой").
Не все его песни можно назвать бесспорной удачей. Но это естественно.
Ведь для Гладкова естественно и другое: работа, поиски, непрерывность творчества.
Творчества не только как результата — как образа жизни.
(Ленинская смена. Горький, 1985.15 мая) |