1 |
А вы читали?
Только что на книжных прилавках магазинов и развалах появились две любопытные
книги - "Сочинения Александра Галича" в двух томах, вышедшие в свет в московском
издательстве "Локид" в авторском проекте Давида Хубларова. Эти книги
действительно любопытны. Особый интерес для читателя представляет, пожалуй,
второй том, куда вошли киносценарии Александра Аркадьевича Галича,
опубликованные впервые. Это - "Федор Шаляпин" и "Разные чудеса" (история с
музыкой, пением и танцами. Мюзикл).
В составлении второго тома активное участие принимала дочь известного поэта
и драматурга Алена ГАЛИЧ. Ей слово:
- Отец работал над созданием фильма "Третья молодость". Это был первый
совместный советско-французский фильм ("Мосфильм" - "Алкам-филм"), и,
совершенствуя сценарий, он почти полгода прожил в Париже - редкая для тогдашнего
советского человека удача.
В Париже Александр Галич знакомится со многими представителями первой волны
русской эмиграции и среди них - с Федором Федоровичем Шаляпиным. Там же, в
Париже, и зарождается идея фильма о великом русском певце.
С "Шаляпиным" связана забавная история, произошедшая с одним из
"заграничных" отцовских поклонников. (А их после Парижа появилось немало).
Богатый американец предложил безвозмездно продюсировать постановку "Федора
Шаляпина", и отцу ничего не оставалось, как порекомендовать меценату обратиться
к Е.А.Фурцевой, тогдашнему министру культуры, где он, естественно, получил
отказ. К делу подключился соавтор отца и режиссер фильма дипломатичный Марк
Донской - мол, фильм хорошо бы снимать и в Париже, и в Америке... "Все отлично
можно снять и в Риге", - отрезала госпожа министерша.
Уже осенью 1971 года оператор Михаил Якович уехал в Нижний Новгород (тогда
город Горький) подбирать натуру, а в Москве активно шли актерские пробы.
А 29 декабря, как раз под Новый год, решением правления Союза писателей СССР
отец был исключен из Союза.
Фильм закрыли. О судьбе сценария никто не вспоминал, кроме Федора Федоровича
Шаляпина, который из Италии сделал несколько попыток возобновить производство
фильма, но и его труды не увенчались успехом. Так "Федор ШАЛЯПИН" до сих пор
пролежал на полках киностудий и авторских групп.
Во втором томе "Сочинений" текст печатается по режиссерскому варианту Марка
Донского, оригинал которого хранится в ЦГАЛИ.
Госпожа министерша "зарезала" фильм.
Нищая
(Отрывок из киносценария "Федор Шаляпин")
Едем в Самару.
Шаляпин радостно удивлен:
- Там родители мои живут.
- Оттуда в Азию поедем. А теперь в Самару.
Гудит гудок. К самарской пристани приближается пароход. В маленькой каюте
торопливо прихорашивается Шаляпин. На голое тело он надевает темную шевиотовую
тужурку, закрывая шею и грудь гуттаперчевой манишкой и воротничком. Затягивает
галстук крапинками.
Пароход у пристани. Торопливо спускаются пассажиры. С очень важным видом
сходит на берег молодой артист Шаляпин.
Люди с любопытством смотрят на него.
Франтоватый артист шагает по улицам Самары.
Прохожие оглядываются на длинного франта.
А он спешит, прибавляет шаг.
На углу, неподалеку от рынка, стоит старая женщина с протянутой рукой.
- Подайте, люди добрые, Христа ради... Подайте, люди добрые...
Шаляпин быстро проходит мимо женщины. Вдруг останавливается. Голос кажется
знакомым. Смотрит на нищенку.
Она стоит, сгорбившись, не поднимая глаз, с протянутой рукой.
Шаляпин вглядывается. Вдруг быстро подходит и, положив руку на грудь,
шепчет:
- Мама... Мама...
Нищенка поднимает глаза.
- Феденька, сыночек мой...
Шаляпин обнимает мать, она прижимается к нему, плачет, шепчет:
- Сыночек, сыночек, мой родненький!
Шаляпин берет мать под руку.
- Уйдем отсюда, мама...
Они идут по шумящей улице.
Люди оглядываются на эту странную пару. А они, прижавшись друг к другу, идут
среди шума и криков торговцев, предлагающих пирожки, воду, сласти.
Так, обнявшись, входят они в нищенскую, унылую комнатушку. В углу стоит
похудевший, бледный отец. Увидев сына и жену, он, равнодушно оглядев их,
говорит:
- Приехал! А мы плохо живем! Службы нет.
И, отвернув голову, совсем тихо:
- Да... А... мать-то по миру ходит.
Мать стыдливо прячет котомку в угол.
Шаляпин молча вынимает пятерку и кладет ее на стол.
Отец жадно хватает ее.
- Ты долго побудешь?
Шаляпин, тяжело вздыхая, подходит к матери. Обнимает ее.
- Два дня с тобой, мама... Я с артистами уезжаю... С театром.
Отец зло:
- Опять с артистами... Петь. А об отце с матерью подумал? Все по театрам
шляешься... Песни поешь... Тебе, дьяволу, кроме театра, ничего не надо - я знаю!
Будь прокляты они... Езди... Езди...
В знойный летний вечер растянулись по степной дороге телеги. Едут артисты
украинской труппы. Невыносимо жарко. А по сторонам дороги бахчи арбузов и дынь.
Прохладно блестят их зеленые и желтые бока. Несколько групп мужчин, выставив
дозоры, таскают арбузы и дыни, никем не охраняемые. В одной группе Федор. Он
действует быстро и ловко. На телегах измученные жарой люди. Здесь мужчины,
женщины, дети. Они среди наваленного жалкого реквизита и бутафории...
...От тусклого нарисованного солнца отъезжает аппарат, открывая сцену,
зрительный зал. Идет спектакль. Хор весело поет:
Ой, зiйшла, зоря, та вечерова...
Поет и танцует Федор. И снова вечернее солнце, настоящее.
Федор шагает по незнакомым улицам. Проходит мимо рынка, где жарят, варят...
Продавцы громко предлагают свой товар. Шагает Федор, жадно косясь на еду...
И снова по пыльным дорогам тянутся телеги с артистами. И, как прежде,
отъезжая от знакомого, тускло нарисованного солнца, аппарат открывает сцену и
зал. Поет Федор:
Закувала та сыза зозуля...
И слушают украинскую песню люди в халатах, с тюбетейками на головах -
узбеки. На сцене весело поют, танцуют гопак, среди них Федор. Публика
аплодирует, переговариваясь на незнакомом, гортанном языке.
Падает занавес с грубо намалеванными жирными нимфами. Шаляпин идет в
актерскую уборную, где раздеваются и разгримировываются его товарищи. На
гримировальном столике лежит телеграмма. Федор раскрывает ее. Читает: "Мать
умерла. Пришли денег. Отец". Федор растерянно замирает. Слышен голос:
- Живей надо, веселей надо, а то как дохлые мухи на сцене...
|