Статья-интервью Елена Фролова Очень часто поражает в человеке не то, как он живет, а то, как он относится к этой жизни. Елена Казанцева относится к своей жизни с юмором и с грустью. Это парадоксальное сочетание и порождает такие удивительные создания, как "стихи и песни Елены Казанцевой". Их ни с чем не перепугаешь, они похожи только на себя и только на свою родительницу... Вот вам стихи и вот вам поэт. Мои вопросы возникали стихийно и совсем не академически, потому как Лена человек уникальный в своей открытости и закрытости одновременно, и иногда невозможно разобраться, где она плачет, а где смеется, где шутит, а где говорит серьезно, посему мне пришлось приложить огромное усилие, чтобы выдержать хоть какую-нибудь традицию интервью. - Какое твое любимое занятие? - Спать. - А стихи писать? - Стихи - это как наркотик, понимаешь, привык, и отвыкать тяжело. А любимое - поспать... - А у тебя разве не бывает творческих застоев? - Ну, бывает. Я тогда думаю, что свет клином не сошелся на этих вот стихах, мне же интересно и все остальное в жизни. Хотя иногда ляжешь на диван и думаешь: вообще бы никуда не выходить и ничего не видеть. Сидит уже известный нам поэт на диване в глубокой измученной задумчивости, курит и молчит, может быть, читает, а может, и телевизор смотрит... Иногда налетают друзья, похищают ее с любимого дивана на какие-нибудь концерты, фестивали, встречи, посиделки. И она не сопротивляясь, разве что, жалуясь на погоду, на неважное самочувствие, на неудавшееся настроение и личную жизнь, - летит вместе со всеми в гущу событий совершенно иного порядка. Правда, такие резкие переключения даются все сложнее, да и неохотнее. Что может быть лучше родного, теплого логова, тихого уединения и единственной подруги - гитары. Обломовщина сидит в каждом русском человеке, но это не просто трагедия человека, которому лень шевелиться, - это огромный труд души, заставляющий настолько глубоко участвовать в собственной внутренней жизни, что - одно неловкое, резкое движение - и ты вышел из собственного ритма, тем самым, быть может, сломал самый прекрасный цветок, который выращивал для людей, веря в то, что он кому-нибудь нужен. - Почему ты их все-таки пишешь? Ты, вообще, часто пишешь? - Хочется писать всю жизнь, потому что если не писать, то застрелиться можно... Что же я еще буду делать? И вообще, я тебе честно скажу, Фролова, понимаешь, когда меня начинают вот так спрашивать и вопросы задавать, я начинаю отвечать таким важным голосом, становлюсь таким вот гордым и, действительно, каким-то серьезным созданием. А на самом деле, я боюсь относиться ко всему серьезно. Ну, сочинила, ну и что... Если б я была Лев Толстой или писала бы, как Бродский, такие вот, сама понимаешь... А то тут всего четыре строчки. Это же как гармонист в деревне куплеты поет. Я иногда говорю: вы знаете, кто я? Я - народ, вот он на завалинке сидит, лепечет с петухами от нечего делать. А еще, знаешь, чего боюсь, ну писала я эти свои стишки, писала, но сколько можно, все, вроде, одно и тоже. Я когда-то написала "Невозможно оторваться от дурацкого стиха", потому что это как зараза, вроде как руку набил и эти частушки пишешь, пишешь... Я же, в общем-то, не писатель. Мы - артисты. Моя профессия: выйти на сцену, и, худо-бедно, спеть. Я почему прибедняюсь, потому что вот тут в телевизоре поют с голыми ногами, у них же там все красиво, а тут выходишь с одной струной, да с тремя аккордами. Я раньше очень стеснялась, думала: боже мой, выходишь, поешь неизвестно что, а потом люди спрашивают: это все про вас? - неуютно как-то себя чувствуешь. Хотя я по натуре не актер. Ну, играть все играют, по мере способностей, но я почти не играю, так живу живьем. Так вот "живет живьем" Лена Казанцева в городе Минске, где родилась и выросла, окончила школу, институт, потом поступила на работу в КБ. И так вот, после работы, приходя домой, и спасаясь от грусти и тоски, брала в руки гитару и тихонечко сама себе напевала. Так испокон веков рождалась песня: сидел человек сам с собой, вокруг мир, его окружающий, о чем-то думал, мечтал, что-то чувствовал, и тихонечко, сам того не замечая, рождал звук за звуком. И лилась мелодия, которая, вырвавшись, захватывала своего создателя все больше и больше, так что становилось мало просто звука, хотелось все дальше и дальше взбираться по круче несущегося из глубины сердца чувства, - так появлялись слова. - Когда ты вообще начала петь? - Ну не помню - В детском саду... Больше всего мне там нравились музыкальные занятия, я все песни наизусть знала. - Вероятно, корни твоего нынешнего творчества идут оттуда?! Ведь я могу себе представить детсадовский репертуар, сама там была. А кем бы ты хотела быть, вообще? - Знаешь, в 19 веке, что-то типа такого, что "Барыня не принимает". Вот как будто я - барыня, ко мне пришли, звонят в дверь, а я сплю и говорю горничной: "Барыня не принимает!". Вспомни, какие там были барышни. Я не виновата, что мы такие тут родились. И никто не виноват. Хотя, если б я в прошлом веке жила, то, может быть, была бы той самой горничной или крестьянкой какой... - И сочиняла бы частушки... - Ну да... Мне до сих пор странно, когда слышу: о, стихи! Я говорю: так все ведь пишут, что тут такого, а Пушкин все равно один. - Значит, ты не считаешь себя поэтом? - Ну, как тебе сказать? В глубине души я, может, и считаю, но всегда как бы так, стесняюсь. Я такая трусливая девушка. Когда уважаемые мною барды или писатели, люди компетентные, - что-то там находят - я им верю, и я им благодарна, они, вроде, дают какую-то надежду, что не зазря живу. - А кто твои любимые барды? - Мои любимые барды - это Дима Строцев, независимо от того, бард он или нет. Потому что он меня за руку водит, а то сама я не дойду. Это уже полоса такая. Меня мама с детства водила, теперь люди водят. Порода не та. - А мечта у тебя какая? - Ну какая... Большая светлая любовь, какая же еще.
Для поэта влюбленность - это самое то!
Если б я была свободна,
Нужно было заболеть,
Стоят на книжной полочке Гомер, Овидий, Пушкин,
Когда я пела для тебя –
Елена Фролова
|
|
---|