ГОРОД МАСТЕРОВ.
Тв.о. "Талисман" - А.Яржомбек, В.Бережков
(эссе Е.Фроловой)
Наверное, где-то он есть, такой город, где в каждом
доме живет каких-нибудь дел мастер. Здесь кожевенник, тут кровельщик там,
чуть подальше, ювелир, а совсем на краю реки, вон в том домике в зарослях
старого сада, живет иконописец (раньше ведь в каждой веси обязательно был
свой иконописец).
Вот, каждый из них занят своей работой. Сидит деревянщик
над еще неоформившимся чурбаком, кровельшик возвышается на чьей-то прохудившейся
крыше, ювелир всматривается в едва различимые штрихи своей работы - и каждый
бубнит себе под нос какую-то песню: то тише, то громче, то замолкая, замерев
над особо ответственной деталью, то оживая над случившейся удачей, даже
слова проговаривая. И ведь у каждого из них своя песня. Вот интересно,
о чем поет мастер целиком погруженный в свое дело? Не думаю, что кровельщик
поет о крыше, но может - о небе, сомневаюсь, что столяр поет о дереве,
хотя вполне вероятно, что о той самой вишенке, под которой плачет брошенная
девушка. Но может?..
А, собственно, что гадать... Я знаю двух мастеров,
правда, из совершенно конкретного города, которые не просто поют песни
- они их сами сочиняют.
Живут Антон Яржомбек и Владимир Бережков в Москве.
И мне кажется, что я сделаю большое открытие для тех, кто был на их концерте
во Владимире (в январе этого года), если скажу, что один из них - иконописец,
а другой - ювелир. Более того, в храме (в Москве) есть икона, которую писал
Антон, а украшал драгоценными каменьями. Володя. И, как ни странно, эта
их совместная работа состоялась благодаря песне, которая в свое время их
и познакомила.
Владимира Бережкова в среде авторской песни представлять
не надо.
Плеяда 60-х, поэтический круг СМОГ: союз молодых гениев,( в который
входили такие ныне маститые поэты, как Леонид Губанов, Юрий Кублановский,
Вадим Делоне) - пожизненные спутники Володи. Такие же пожизненные спутники
у него есть и в песне. Лично для меня это очень дорогие имена, я бы даже
сказала необходимые, ибо песни Веры Матвеевой, Александра Мирзаяна и Виктора
Луферова открыли новый караванный путь в пустыне современной песенной культуры,
или просто создали на пути этом оазис, тем самым доказав, что глас вопиющий
и в пустыне способен творить чудеса. Песни их привели в нашу жизнь надежду,
потому что напомнили о вечном.
На сегодняшний день Владимир Бережков, вооружившись
магией камней и силой песни, вышел на поприще сражения.
А и вышел он во чисто поле русской речи, а и вызвал он
на бой Змия Тугаринского. А и говорит он тому Змию: «Ты почто, Змеище Злобное,
слово наше русское засоряешь чужеземной пошлостью, вывортнем да изворотнем?!
Да не быть сему на родной земле!»
Если вернуться к прозе жизни, то поприще это именуется
редакторская деятельность. Иногда таким образом приходится зарабатывать.
Редактировать, в основном, приходится пошленькие переводные романчики,
которые просто заполонили своими бесцеремонно-яркими обложками всю книжную
индустрию. Противостоять этому уже почти невозможно. Единственной заботой
остается хоть как-то охранить русскую речь от мусорного потока иностранно-переводного
жаргона, в котором захлебнулась вся сеть информационно-массового вещания.
Володя сражается с редактируемыми текстами, как истинный рыцарь-одиночка,
никем не узнанный и не поддерживаемый, даже самой русской речью, ибо не
течет она заваленная и засоренная. Конечно, усилия одного человека, какими
бы неистовыми они не были, не способны спасти целую культуру, но чистый
ручеек всегда пробьется к свету, к людям, чтобы спасти от жажды. Таким
ручейком, на мой взгляд, являются Володины стихи и песни. В прошлом году
у них появилась еще одна жизнь - в Москве вышла книжка, вобравшая в себя
целое тридцатилетие творческой жизни. Именно так она и начинается:
За тридцать лет я и творил семь дней.
С тех пор - как словом стала жизнь моя...
Я думаю, что эта книжка и каждое выступление Владимира
Бережкова могут сказать о нем много больше, чем мои самые хвалебные слова.
А вот Антон Яржомбек на сегодняшний день более
известен как иконописец, нежели как автор и исполнитель, хотя песни сочиняет
достаточно давно.
Впервые я о нем услышана от его друзей юности Александра
Деревягина и Николая Якимова. Они и песни его пели, говоря, что написаны
они Антоном в возрасте от 14 лет (когда он женился) до 21 года (когда воцерковился
и начал писать иконы). Честно говоря, все это больше было похоже на легенду,
потому что такие песни сочинять в столь юном возрасте могли бы только очень
большие поэты, если бы они сочиняли песни. А фамилия Яржомбек никак не
была зафиксирована в видимом пространстве, даже в среде авторской песни.
Много позже, став взрослее и умудреннее, я поняла, что в «видимом пространстве»
фиксируются далеко не самые важные вещи и не самые талантливые люди. От
чего это так, мне и до сих пор трудно понять, но достаточно вспомнить два
имени (из великого множества, мною открытых), которые в моей творческой
судьбе сыграли колоссальную роль, чтобы убедиться в полной некомпетентности
окружающего пространства. Кто из «любителей авторской песни» (назовем так
это видимое пространство) знает имена Веры Евушкиной и Александра Деревягина?!
Я очень сочувствую всем обделенным этим незнанием.
И так же сочувствую, если вы еще не познакомились
с песнями Антона Яржомбека, который в 33 года вновь обрел необходимость
петь и сочинять песни. Как и многие новообращенные люди, Антон прошел период
полного отрицания всякого светского творчества, но наступил момент благодарности
этому Дару Свыше.
И теперь, слушая его ранние и нынешние песни, я
понимаю, что они просто продолжают жить, будто и не было этих десяти лет
без них. Может, это чувство ко мне приходит от того, что сами по себе песни
у Антона очень разные, непохожие одна на другую, но вместе с тем они очень
органично друг с другом сосуществуют. У него нет песен о чем-то, они как
прыгающие по лужам дети, стоящие под проливным дождем прохожие, задумчиво
качающиеся на облаках Ангелы. Каждая песня, как существо, со своим характером,
интонационно-мелодической походкой. А какие причудливые образы: «дерево
в бигудях», «зонтик от солнечного дождя», «заросли старости».
Слушая эти солнечные песни, как-то трудно совместить
образ их автора со стереотипно-привычным образом иконописца. Да и Володя
Бережков во всей своей величавой выразительности больше похож на играющего
в сенатского советника ребенка. Но то, что движет художником - остается
тайной даже для самого художника. А то, что Володя и Антон прежде всего
художники, а потом уже прекрасные мастера земного ремесла - сомнению не
подлежит.
В нашем Городе Мастеров иначе и не бывает. Каждый
ремесленник, становясь мастером, остается художником, ибо оказано в Писании:
«будьте как дети».
Елена Фролова май 1998 года
www.golos.de |