Сегодня представлять Андрея Козловского уже нет особой необходимости - он и так известен. Известен своими песнями, своим легко узнаваемым тембром голоса и таким уже привычным вологодским говором, без которого, уже кажется, и невозможно представить его песен, как, например, песен Высоцкого без привычной и даже уже необходимой хрипотцы. За годы, прошедшие с того памятного Грушинского фестиваля 1986 года, когда Андрей впервые выступил перед широкой публикой со своими песнями и стал лауреатом, он приобрёл не только известность и популярность, но и достиг по сути большего - его песни стали классикой, о чём сейчас можно говорить без излишней скромности. С именем Андрея Козловского связано становление студии, и поэтому интересно рассказать, как были сделаны записи его песен, некоторые из которых до сих пор остаются уникальными. Желание записать песни Андрея возникло ещё в 1987 году, когда накопилось достаточно много новых песен, значительная часть которых поётся и ныне. С 1986 года Андрей - постоянный житель КСПшного лагеря на острове Буян под Казанью, и уже оттуда по стране стали расходиться и “Рыбак”, и “Белого облака серая тень...”, и “Я и мой кот”. Однако записи по старинке в полевых условиях уже переставали удовлетворять, да и песни Андрея хотелось слушать с аранжировками - они того стоят. В 1988 году состоялось знакомство Козловского с Виталием Харисовым. Как выяснилось, Андрей уже однажды слышал песни Виталия, да и Харисов успел по достоинству оценить творчество нового знакомого. Андрей жил тогда в посёлке Советский Тюменской области и работал сварщиком. Необходимо отметить, что эта работа и непростые условия жизни помогли родиться многим песням того периода, а такое узкоспециализированное слово “эфтрофикация” в одной из песен неявно указывала на незаконченное высшее автора. Сближению музыкантов для совместного творчества помог и Второй всесоюзный фестиваль в Таллинне, на который Андрей привёз недавно написанный “Сентябрь”. Для записи первого альбома создались все условия, и в октябре работа началась. Первые несколько песен были записаны на одном дыхании, причём - “Сентябрь” сразу вместе с соло Светланы Перваковой на блок-флейте. Прослушав запись, Андрей сказал: “Давайте ещё куда-нибудь флейту вставим!” - “Молчать, господа гусары!”,- заметил Харисов. Но только уже во время второго приезда Козловского в Казань песни записывались с басом, с флейтой, с аккордеоном и с балалайкой. Необходимо напомнить, что в то время вторая гитара в аккомпанименте ещё не была привычной данью моде, и именно после этих записей Андрея стали приглашать на концерты с Виталием Харисовым, воспринимая вторую гитару как неотделимую часть звучания песен Андрея. В феврале 1989 года вышел первый магнитофонный альбом Андрея Козловского “Тень облака”. И это не была просто кассета с песнями, записанными кое-как в произвольном порядке. Катушка на 375 метров ленты с часовой записью была с двумя обложками, выполненными фотоспособом со снимком автора песен и участников записи. Присутствовал также список песен. Качество записи было высоким и соответствовало обычной копии с оригинала, что позволяло делать с этой фонограммы несколько копий подряд. Этот альбом не был первым, выпущенным студией, но именно первая запись песен Козловского под две гитары подбили Александра Городницкого в ноябре 1988 года сделать на студии запись своего альбома с Владимиром Менделевичем и Виталием Харисовым запись своего альбома под названием “Спасибо,что петь разрешили...”. Именно он, ныне студией не выпускаемый, и был первым. Но вернёмся к Козловскому. В первом альбоме довольно много песен из тех, которые сейчас Андрей поёт редко. Это и песни для театральных пьес и просто те, что актуальны была лишь тогда, в эпоху “перестройки”. Второй альбом записан был, естественно, позже и составлен был из более поздних по написанию песен Андрея. Он в основном гитарный и более ровный по характеру, содержит две новые записи уже известных по первому альбому песен “Сентябрь” и “Как много громких слов...”. Первая записана уже без флейты, более спокойно и, я бы сказал, вдумчиво, а вторая немного отличается от первого варианта тем, что тогда Андрей потерял стихи этой песни и написал её по памяти почти что заново, а теперь был записан изначальный вариант. В “Косарях” с наложением на готовую запись подпевает Михаил Вольдман, брат екатеринбургского автора Александра Вольдмана из Самары, а в песне “Когда луна...” подпевал во время записи импровизированый хор присутствовавших во время записи друзей и знакомых Андрея. Причём пробовали записать песню в самом начале, но не было нужного куража, зато она прекрасно получилась под конец записи, когда все “разогрелись” от песен. Альбом назывался “Казанская кухня”, подразумевая не только и не столько “кухонность” авторской песни, сколько “кухню” записи альбома. За эти годы два альбома выходили в разных и не очень существенных редакциях.
В настоящее время они потеряли названия и составлены в основном по песням,
записанным в два периода: до 1990 года и после. Сегодня сам Андрей Козловский
несколько иначе исполняет свои песни, а поэтому, что было - то было, эти
записи имеют историческую ценность и могут уже идти под грифом “архив”.
Пока нет запрета от Андрея на их распространение, Вы можете услышать его
песни такими, какими они звучали лет десять назад.
Валерий Мустафин
|
|
---|