Наталья Аксельруд - Можно ли утверждать, что ваша творческая биография складывается счастливо? На этот вопрос Владимир Качан ответил так: - Счастливо? Трудно сказать. Она, как у всех, складывается неровно... Суть в том, что я только театральным артистом себя не считаю. Не знаю, что важнее в моей жизни - театр или песни... По прошествии многих лет думается, что это - грани одной судьбы, потому что, не будь у меня песен, - я бы несколько иначе играл в театре, не будь у меня театра - я бы иначе пел песни и, наверное, по-другому сочинял бы их... Любители самодеятельной песни знают, что, как ни странно, лучшие мелодисты в этой области - люди технических профессий: физик Сергей Никитин, металлург Виктор Берковский, конструктор Евгений Клячкин, математик Александр Суханов. Когда же на сцене поет песни актер, поет к тому же свои песни, мы вправе ждать от него прежде всего артистизма - в поведении на сцене, в исполнении, в тонкой нюансировке песенных деталей, в подаче песни в целом, в образности ее пластического решения. Именно эти "составные" присущи исполнительской манере Владимира Качана. Как актер, Качан начинал в московском ТЮЗе. В спектакле "Три мушкетера", наполненном песнями, увидел и услышал Качана Л. О. Утесов и пригласил в качестве солиста в свой оркестр. Так театр "совмещался" с концертами на профессиональной эстраде, где Владимир пел собственные песни. Затем встреча с Анатолием Эфросом, театр на Малой Бронной... Здесь Качан сыграл Чичикова в "Дороге" (инсценировка "Мертвых душ"), Андрея Прозорова в "Трех сестрах", директора школы в спектакле "А все-таки она вертится!" А. Хмелика, главную роль в спектакле "Лето и дым" по Т. Уильямсу. Кино- и телезрители тоже могли видеть работы Качана. Наиболее интересными из них представляются две: Борис в телефильме "Всем - спасибо!" и шофер такси Коля в картине "Когда я стану великаном". Двух этих людей Качан сыграл очень по-разному, но великолепно выявил в них самые характерные черты и заострил их, доведя порой до гротеска. "Но есть моря..." - сказал поэт. В применении к герою нашей статьи это звучит так но есть песни... И те, кому не довелось увидеть Качана на сцене или на экране, конечно же, слышали его голос в фильме "Звезда пленительного счастья". Голос этот, исполнявший романс кавалергарда, был не просто красивого тембра, не просто профессионально поставлен, не только гибок и выразителен. Он словно был наполнен знанием правды - правды героя, правды времени, когда еще так радостны дружеские пирушки, но кто знает, насколько близок он - час, когда оборвется молодая стремительная жизнь? В добром и грустном голосе Качана за кадром слышалась мудрость - может быть, еще не присущая юному Анненкову, образом которого навеян романс, но, очевидная в песне, мудрость эта и печаль еще сильнее высвечивала характер не одного только героя, но и целого поколения совсем еще юных декабристов... - Так получилось, - говорит Владимир, - что в кино меня часто приглашали спеть ту или иную песню, но эти песни не мои. А иногда свои пою не я - как, например, в фильме "Молодые". Качан пишет музыку на стихи многих поэтов. В концертах он поет нежную элегию "Озеро Память" и вольную, беспечальную "Пиратскую" (стихи П. Вегина), радостную, шутливую "Песенку о счастливом возрасте" и балладу "От лесника ушла жена", пленяющую своей странной тайной (стихи Ю. Ряшенцева). Несложную, казалось бы, но акварельно прозрачную и чистую "Листья мокли...", полный старинного очарования вальс "В Ленинграде, когда была метель", "Вишневый сад", построенный на контрастах: музыка, следуя за поэтическими строками, замедленна и чуточку сентиментальна - и тут же, словно вспомнив, что XX век, "другие будто ритмы", резко меняет окраску, темп, настроение... Во всех трех песнях драматургия стихов Ю. Левитанского раскрыта безупречно. Надо сказать, что Владимир Качан вообще очень чутко относится к стихам, не просто перелагая их на основу мелодии, пусть даже явно удачной, - он будто продлевает, продолжает музыкой стих, и порой мысль знакомых строк звучит по-новому. Например, песня на стихи Н. Рубцова "Ветер всхлипывал, словно дитя..." Музыка здесь настолько трепетна, что, действительно, напоминает легкие всхлипывания ветра: осень, разметавшаяся по двору солома, дом, потемневший от дождей... Собственно, песня могла быть и об этом. Но главная строка в стихе, по мнению Качана, не о природе, не в словах о ней, а в ощущении человеческого единения перед "дыханием близкой зимы" - и основной становится строка: "Разве можно расстаться шутя?". И когда Качан повторяет эту строку в конце песни еще и еще раз, возникает чувство тревоги, чувство необходимости близкого человека рядом, и понимаешь, что слышишь не только ритм всхлипываний молодого ветра, но и ритм человеческого сердца, которое "может услышать и развлечь только сердце другого человека" (А. Платонов)... И все-таки наибольшее слияние стихов и музыки происходит в песнях тандема "Леонид Филатов - Владимир Качан". Актера театра на Таганке Леонида Филатова многие знают не только по театральным и киноролям, но и как сценариста, как автора блестящих поэтических пародий. К сожалению, немногим известны его стихи - а они по-настоящему глубоки и отточены. Качан и Филатов дружат со студенческой скамьи, ими написано вместе множество песен. То они темпераменты, взрывчаты: таковы "Гусарский марш", "Бизоны", "Так повелось...", "Мгновение тишины", порой плавны и лиричны: "Все не верится", "Ганс-Христиан", "Молитва моряка", иногда наполнены мягким юмором: "Свадьба", "Разноцветная Москва", "Вино из одуванчиков"... Но любая из этих, столь разных, песен - пример удивительно точного совпадения поэтической и музыкальной основы, совпадения двух миров, того совпадения, которое называется так просто и хорошо - дружба. ...Зажигаются огни рампы или освещается прожекторами пустая сцена, приготовленная
для одного-единственного исполнителя - и выходит на подмостки Владимир
Качан - актер, композитор, солист, человек серьезный и беспокойный, вдумчивый
и искренний, чья жизнь в музыке и в театре - грани одной судьбы...
"Ленинская смена", г. Горький
|
|
---|