В новой России субкультура КСП должна была умереть. Однако она, сильно сократившись количественно и утратив многие важные атрибуты, нашла свою нишу. В начале мая 1980 года безвестная полувымершая деревушка близ границы Московской и Смоленской областей была поражена необычным зрелищем. Со стороны железной дороги вдруг появились огромные толпы людей в невиданных одеждах, с огромными заплечными мешками, с гитарами и диковинными флагами. Первые ряды уже скрывались за горизонтом, а сквозь деревню шли все новые и новые. Когда один из пришельцев попросил у стоящей возле калитки пожилой крестьянки колодезной воды, та, наливая ему в кружку, не удержалась от мучившего ее вопроса: - И куда же вас, бедных, гонят? Жизненный опыт этой женщины не допускал возможности того, чтобы такая масса людей могла двигаться в одном направлении по собственной воле. Hо, вероятно, впервые за ее долгую жизнь этот вывод оказался ошибочным. Через деревню шли участники очередного общегородского слета КСП. Человеку, получавшему высшее образование в 70-е годы в Советском Союзе, можно не объяснять, что означает эта аббревиатура. Если даже он сам не ходил на лесные слеты и не интересовался песнями бардов, то уж наверняка был знаком с кем-нибудь, кто ходил и интересовался. "Клубы самодеятельной песни" были не только практически единственным легальным массовым движением в советском обществе, но и единственной (по крайней мере, до появления "митьков") чисто советской субкультурой, не имевшей аналогов и образцов для подражания за рубежом. Робинзоны больших городов
Однако за все приходилось платить. И не только кустарностью усилительной аппаратуры или чудовищной версткой и редактурой самодельных сборников. (В конце концов, хижина Робинзона тоже, наверное, была не самым комфортным жилищем в мире, а его козы - не самыми удойными, зато все это хозяйство позволяло ему выжить на острове.) Гораздо хуже было то, что под влиянием бредовых внешних условий складывались соответствующие нормы и традиции. Скажем, песня с нелояльным по отношению к властям текстом или хотя бы намеком шла "на ура" вне зависимости от ее художественных достоинств (и такое отношение сохранялось все горбачевские годы, т. е. тогда, когда подобная "гражданственность" была уже абсолютно безопасной). А публичная (т. е. адресованная не только самим КСПшникам) критика "своих" - авторов, клубов и т. д. - воспринималась как нечто абсолютно недопустимое и вызывала резкое отторжение. Да и само ненормальное полуподпольное существование по лесам и квартирам стало казаться единственно достойным, а тех бардов, которым время от времени удавалось прорваться в эфир или выпустить диск, подчас обвиняли в "продажности". В известном смысле движение КСП как бы зеркально воспроизвело те самые нравы позднесоветского общества, от которых оно и пыталось защититься. Hо тогда этого почти никто не замечал: на фоне подававшего все меньше признаков жизни "большого" социума в глаза бросались прежде всего жизненная энергия, свободный дух и креативность песенного движения. За что боролись, на то и напоролись
В новой России не было места для огромного аморфного движения, занятого то ли досугом, то ли искусством, то ли альтернативным образом жизни. КСП должно было умереть. "Мы живы, покуда поем..."
Обычный масштаб таких выездов - от пары десятков до пары сотен человек. В 1994-96 гг. "возрождались" и московские общегородские слеты, собиравшие по 2 - 3 тысячи участников (всего вдвое меньше, чем в самые славные времена московского клуба). Однако в этом году традиция вновь прервалась. И скорее всего восстановить ее уже не удастся - слишком изменилась атмосфера на этих слетах, слишком разные люди на них собираются. В прежние времена, несмотря на обилие горячительных напитков, а также режущих и рубящих предметов, на слетах практически не случалось драк - разве что с местными искателями приключений. Подошедший к костру незнакомец немедленно получал место у огня и кружку чая (или чего покрепче), любые конфликты разрешались путем переговоров, в самом крайнем случае - путем обращения в ГОП ("группу охраны порядка", члены которой играли на слетах роль не столько вышибал, сколько арбитров). В 90-е годы городские слеты уже патрулировали сотрудники официально приглашенных охранных агентств, а подошедший к костру чужак неизменно вызывал напряжение у хозяев - чего от него ожидать? Правда, все эти годы успешно пережил мастодонт КСПшных слетов - фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, ежегодно собирающий близ Самары свыше ста тысяч человек. Однако это исключение как нельзя лучше подтверждает правило. Во-первых, феномен Грушинского фестиваля стал возможен только благодаря массированной организационно-финансовой поддержке администрации Самарской области и мэрий Самары и Тольятти, наличию крупных спонсоров и напряженной работе постоянно действующего оргкомитета. А во-вторых, уже давно все постоянные участники Грушинского, включая его организаторов, жалуются, что его атмосфера мало напоминает дух легендарных слетов КСП. Фактически этот фестиваль стал праздником чуть ли не всех субкультур, от туристов до кришнаитов, от панков до скаутов, не считая просто местных жителей. Кстати, несмотря на постоянное присутствие на фестивале двухсот омоновцев кражи и драки на нем случаются регулярно, а в этом году зафиксировано и изнасилование. Hа этом фоне рассказы ветеранов движения о нравах 70-х кажутся обычными мифами о "золотом веке". Hадо сказать, идеализация прошлого в КСПшной среде действительно весьма распространена. Однако и сегодня можно найти слеты, где "золотой век" продолжается - например, слеты гитарных школ или нерегулярный межгородской фестиваль "Костры", созданный известным бардом Владимиром Ланцбергом. Кстати, "Костры" возникли много позже романтических времен - в 1989 году, так что дело не в "сохранении древнего благочестия". Скорее, дело в том, что СВОИМ может быть лишь тот фестиваль, слет и т. п., на котором ты играешь некую внятную роль. Роль эта может быть определяющей или второстепенной, требовать огромного труда или быть синекурой, но ей обязательно должно сопутствовать ощущение зависимости успеха всего мероприятия от тебя. Если этого нет, если пришедший на слет - не работник и даже не слишком желанный гость, то очень скоро он будет говорить про организаторов "они", пересказывать сплетни про их тотальную коррумпированность и плевать на любые правила и даже приличия - раз "они" такие нехорошие, то "нам" можно все. А потом, вспоминая слет, удивится: что ж так скучно и тошно-то было? Чем, кстати, и хороши "Костры", так это тем, что на них роль "хозяина слета" не только дозволяется, но и активно предлагается всякому приехавшему. Hо я не знаю, как выглядели бы "Костры", если бы на них явилось хотя бы пара тысяч человек. В 90-е годы слеты КСП вдруг расцвели на чужой земле - в Израиле, Германии, США (понятное дело, что собирают они не немцев или американцев, а бывших советских интеллигентов). Один из таких слетов прошел даже в окрестностях столь любимой на родине его участников Санта-Барбары. Так вот там кризис больших слетов как-то не ощущается: израильская Дуговка (по названию кемпинга "Хоф Дуга" на Кинеретском озере, традиционно служащего базой для этого слета) стабильно собирает свыше 5 тысяч участников. Сегодня в клубе
Еще одна форма "нового КСП", характерная для столиц, - площадка. Казалось бы, сегодня авторская песня звучит практически на любых подмостках, от Дворца съездов и ГЦКЗ "Россия" до квартир (вот разве что на стадионах ее нет, хотя во второй половине 80-х прецеденты были). С другой стороны, и у клубов, и у студий есть собственные залы и они не ппростаивают. Однако кроме них есть еще не связанные с каким-либо клубом или студией площадки. В Москве это - песенный театр Виктора Луферова "Перекресток" (открытый, впрочем, почти для всех направлений некоммерческой музыки), бард-кафе "Гнездо глухаря", клуб Юрия Лореса, музей Маяковского, абонементы в ЦДРИ, "Меридиане", Политехническом музее; в Питере - зал лектория зоопарка, концертный зал у Финляндского вокзала и др. Часто эти заведения малодоходны и неустойчивы (клуб Лореса уже сменил несколько адресов, а объединение "Первый круг", покочевав по разным ДК, сейчас вообще не имеет площадки), иной раз вообще невозможно понять, как же они живут. Hо - живут, тоже постепенно превращаясь в клубы, хотя и совсем иного типа, нежели классические КСП. И те немногие из бардов, чьи имена могут собрать 2 - 3-тысячный зал, не пренебрегают клубами и площадками, хотя их финансовые возможности довольно скромны. Общими усилиями площадок, клубов, студий и т. п. в Москве в последние годы проходит по 35 - 40 концертов в месяц (конечно, кроме лета), что позволяет удовлетворить потребности КСПшной тусовки не только в любимых песнях, но и в общении с себе подобными. Стали появляться и чисто авторские объединения: "Свой круг", в который вошли ведущие московские авторы среднего и младшего поколений, межгородское объединение "Азия", уже упомянутое "32 августа". А вот попытки создать творческий союз бардов (которому даже придумали звучное название АРБА - Ассоциация российских бардов) или влиться в какой-нибудь из вновь создаваемых союзов (типа Союза литераторов) никакого видимого результата не имели. Борис Жуков |
|
---|