Авторская песня, как база
русской национальной идеи Тезисы эссе Александра Мирзаяна
Мы ищем пути возрождения Отечества. Ищем достойный истинный
фундамент национальной идеи, чтобы не возводить в очередной раз наш общий
дом на песке или на лагерной пыли. Необходимо обрести и утвердить подлинное
национальное начало и приоритеты. Этим началом, причем, началом в значительной
степени нерукотворным, является наш русский язык.
Наиболее действенной и соприродной человеку формой
обретения, освоения и развития языка у всех народов мира была песенная
поэзия. Все дописменные и допечатанные культуры были песенными: Илиада,
Одиссея, Махабхарата, Саги, Слово о Полку, Былины и т.д.
Сегодняшнее влияние песни на формирование языка
происходит еще более активно, поскольку песня стала жанром тотального присутствия:
TV, радио, магнитофоны, диски... Песня стала, фактически, частью экологии
и нарастание этого “вторжения” - очевидно. Влияние языка на человека и
на общество – неоценимо. Потому и служение словесности расценивалось у
нас как служение Отечеству. Отсюда и культ русских поэтов, бардов, писателей.
Это наши национальные пророки и учителя. Ни в одном государстве, ни у какого
народа слово не занимало такого положения.
Исследования последних двух веков показали, что
язык и мышление явления тождественные. Организация и стиль процессов мышления,
возможности духовных и аналитических постижений есть функция языка и напрямую
связаны и предопределены особенностями и возможностями данного языка. Феномен
“загадочной русской души и русского сознания” есть феномен и загадка “великого
и могучего” русского слова.
Высшая форма существования и развития языка- есть поэзия. Феномен
русской поэзии в дополнительных представлениях не
нуждается. Современная наука констатирует, что принципы организации поэтического
мышления напрямую соотнесены с принципами и организацией научного мышления,
его характером. Отечественная научная мысль - прямое тому подтверждение.
Причем, поэзия явлена через песню. Песня - это дописменная
и допечатная форма “печати”, “трансляции” и памяти (т.е. хранения). Секрет
этих возможностей у данной формы искусства очевидно в том, что песня
- это возможность говорения (и думанья) одновременно несколькими
текстами: поэтическим, музыкальным и интонационным (эмоциональным). Это
одновременное обращение к нескольким каналам восприятия, причем в очень
органичной, соприродной человеку форме. И взаимодействие этих текстов помогает
воспринять и усвоить всю полноту информации. Это значит, что помимо усвоения
языка, песня дает возможность непосредственного усвоения эмоционального,
переживательного опыта, опыта состояния, культуру чувств, т.е. как бы сам
жизненный опыт. Песня - самая активная и убедительная форма переживания,
обращения в свое состояние, в свои чувства, в свой язык, в свою веру. Не
случайно у всех народов мира религиозные службы построены на песнопениях.
Силу песенного воздействия прекрасно понимали идеологи всех тоталитарных
государств и использовали песню как основной инструмент идеологии.
Русская Авторская Песня (АП) явила собою “благую
весть” о живой человеческой душе, заставила по новому ощутить, воспринять
себя и окружающие реалии.
Имена основоположников жанра АП - Окуджавы, Высоцкого,
Галича, Городницкого, Кима, Визбора - стали паролевыми, тестовыми, на принадлежность
к общности нового самосознания. Эти авторы дали нам возможность пережить
и почувствовать, что у нас внутри не “пламенный мотор”, а живое человеческое
сердце, что в каждом из нас - живая душа и мы несем за нее ответственность.
Эти песни совершили наше внутренне преображение. Они стали как бы нашей
мирской, гражданской “литургией” атеистического общества. И они обратили
нас в свою веру, в центре которой была человеческая личность, ее живая,
мыслящая душа, исповедующая ценности вполне христианского характера.
Песня была и остается начальной матрицей культуры
и языка. И в контексте сегодняшней песенной экспансии и всех перечисленных
ее свойств, она уже стала самой влиятельной силой несущей диктат языка,
ценностных установок, культуры переживания, культуры чувств.
Песня - наиболее органичная, исторически и генетически
предопределенная форма и инструмент обретения языка. Разумеется, если это
песня, в которой язык представлен во всем многообразии поэтических форм.
В этом смысле у АП накоплен значительный потенциал
и опыт приобщения к слову. Ведь основная функция песни и есть сделать ее
язык - языком каждого. Обретая язык, мы обретаем настоящее и будущее,
культуру и науку, человека и нацию.
Александр Мирзаян
|