Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ ПОД ЗНАКОМ «ГРУШИНКИ» Владимир Городзейский Потребовалось пару – тройку недель, чтобы как-то осознать то, что происходило на известном и любимом соотечественниками главном форуме авторской песни – Грушинском Фестивале, а проще – на «Грушинке». Надо заметить, что это был XXIX фестиваль и уже сама эта цифра говорит о неослабевающем интересе к жанру авторской песни. К сожалению, наша пресса, отношение к которой на фестивале уважительное и доброжелательное, публикации свои посвятила, в основном, не песне, не лауреатам или гостям фестиваля, а всяким около фестивальным штучкам. Особо постарался «Комерсантъ», который, видимо, в силу своих рыночных пристрастий с упоением описал экономические особенности фестиваля ( «фестиваль бардовской песни перешел к рынку…», «фестиваль стал напоминать большой супермаркет под открытым небом…») С нескрываемым удовольствием в статье «Подгнившая «Груша» (№8 за 8 июля) автор пишет о количестве выпитого и съеденного, об огромном числе обратившихся за медицинской помощью по причинам алкогольного отравления, травм или солнечных ожогов и о многом другом, только не об авторской песне. Что ж, каждый пишет о том, что ему наиболее близко и понятно. Между тем, авторская песня - явление удивительное, массовое и, как показала практика, очень живучее. Грушинка не раз подвергалась нападкам со стороны прессы и властей, но жива и жить будет. А автор статейки, небось, попил-поел на халяву, пожил в любезно предоставленной для прессы палатке, отдохнул, покупался в Волге и … честно выполнил заказ своих хозяев, получив неплохой гонорарчик. Хватит, и не только на пивко. А на авторскую песню ему плевать, да не затем и ехал. «Своей свободой «Грушинка» напомнила то ли первый Вудсток, то ли первый
рок-клубовский фестиваль — все слушают всех, и нет никакой направленности
на хитовость. Рок-н-ролльный дух постоянно ищет себе место и теперь, похоже,
переместился сюда. Именно здесь я почувствовал его здоровое начало — очень
чистая, здоровая атмосфера вокруг, совершенно непохожая на «пивные путчи»
вроде «Крыльев» с «Нашествием» или «Продвижения», где шоу-бизнес окончательно
убил все живое. Важно, чтобы «Грушинка» не пошла по этому пути, не превратилась
в коммерческий фестиваль, а сохранила эту неповторимую чистую атмосферу,
тем более, чудо это рождено на нашей земле, а не содрано с Запада, как
какое-нибудь «За стеклом».
Юрий ШЕВЧУК (Из интервью «Новой газете» №51 за18июля2002г.)
Фестиваль прошел без многих корифеев авторской песни. Но ведь прошел! Да, непривычно, что не приехали Берковский и Суханов, Мищуки и «Иваси», Никитин и многие другие. Но так уж много потерял от этого фестиваль? Зато скольких новых авторов, исполнителей и песен открыл для себя каждый вместо того, чтобы слушать уже знакомые (пусть даже очень хорошие) песни в двадцатый раз. И всё-таки не зря Грушинку называют неким «Гайд-Парком на Волге». Здесь практически каждый, умеющий держать гитару в руках, мог выступить на той или иной сцене, а если нет, то попеть у костра и не только у своего. Обстановка очень демократичная. Народ слушать любит и умеет. Услышать можно песни практически любого жанра. Разве что нет оперных арий и «попсы». Любят рок. И, наверно, поэтому появление на фестивале Юрия Шевчука не удивило, а вызвало полный восторг. На вопрос, что спеть, многотысячная толпа скандировала: «Осень! Осень!» А затем с удовольствием пела хором под сопровождение гитары Шевчука. При том настолько слаженно, что позавидовали бы любые краснознаменные ансамбли. Как всегда особой популярностью пользовалась «Чайхана» - концерт юмористической песни. Несмотря на то, что проходит она в воскресенье утром (после ночной «Гитары»), поляна была переполнена и многотысячный смех был слышен отовсюду. Организаторы фестиваля любезно предоставили время для проведения концертов
различных творческих объединений. Особенно запомнился концерт московского
«Горнолыжного творческого клуба «Чегетия». Перед зрителями выступили авторы-исполнители
Михаил Калинкин, Андрей Дербилов, Александр Минаев, Михаил Михайлов, Валерий
Михлюков, Валентин Соломатов, Артур Гладышев и многие другие. И это не
просто выступления исполнителей-одиночек. Программа была очень тонко выстроена
– серьезные песни, лирика ненавязчиво перетекали в пародийные, песни, юмор…
Было здорово, когда большая группа этого творческого объединения вместе
с поляной хором пели попурри из любимых песен. Раздавались подсказки, какую
песню петь следующей. При этом отмечалось заметное перетекание зрителей
с соседних концертных площадок.
Вот теперь-то и перейдем к результатам конкурса Грушинского фестиваля. Лауреатами XXIХ Всероссийского Грушинского фестиваля стали:
Дипломанты XXIХ Всероссийского Грушинского фестиваля:
Из числа лауреатов я бы отметил первых трёх из приведенного списка и особенно Екатерину Болдыреву из Казани, которую я впервые услышал на «альтернативной» сцене «На пеньках» ребят из Волжска за два дня до объявления результатов конкурса. Я тогда выступал за ней и, помню, подумал: «Кто такая? Почему не знаю?» Запомните это имя! И, конечно, Миша Калинкин, за которого я искренне переживал и, как оказалось, абсолютно напрасно – Михаил подтвердил свой класс автора-исполнителя, причем, на мой взгляд, далеко с не лучшей своей песней. По крайней мере, в его багаже есть еще пару десятков песен, с которыми он смог бы с уверенностью стать лауреатом этого самого престижного фестиваля. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!! Что же касается Н.Кучер из Калининграда и П.Аксенова из Алма-Аты, то
я бы не выделил их из числа участников решающего конкурсного тура, как,
впрочем, и вместо них отобрать кого-либо в лауреаты было бы непросто. Жюри
итак выбрало в лауреаты всего пять человек. В прошлом году лауреатами стали
7 человек, а раньше этого звания удостаивалось и по 10 –12 авторов-исполнителей.
Зато по непонятным причинам не прошли в третий тур несколько достойных
исполнителей. В жюри первого и второго туров зачастую сидят, если и известные,
то в очень узких кругах люди. Одного из тех, кого я все-таки знал, не подпустил
бы к жюри на пушечный выстрел. Что ж, любой конкурс очень субъективен.
Виктор Третьяков, например, не участвует ни в каких жюри никаких фестивалей
именно, по его словам, из-за боязни быть необъективным и вольно или невольно
преградить дорогу действительно талантливому человеку.
Но ведь не только конкурсом жил фестиваль, не только концертами. Это
прежде всего встречи старых друзей, с некоторыми из которых сейчас уже
нигде и не можешь увидеться, кроме как на Груше. И, конечно, новые люди.
Знакомятся здесь легко, и через каких-нибудь полчаса создается впечатление,
что знаешь человека очень давно. А сколько классных песен я услышал у костра!
А одно имя я хочу обязательно назвать – Вячеслав Шадрин (Нижний Тагил).
Это настоящий кладезь юмористической песни, с хорошим слогом и потрясающе
артистичным исполнением. Это он является автором известной Песни ракетчика,
на которую высказывали свои авторские претензии некоторые наши знаменитости.
Его песни «Исповедь» или «Рассказ чудака, выпавшего со второго этажа женского
общежития» – истории не надуманные, все это происходило или с самим автором,
или с его знакомыми, но рассказаны и спеты так, что к концу песни уже и
смеяться то не можешь, только стонешь.
Итак, XXIX Международный фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина завершен. В будущем году – XXX, юбилейный. Наверно, его надо делать как-то необычно, неординарно. Я бы считал, что надо отдельно проводить конкурс для разных направлений авторской песни (классическая, патриотическая, юмористическая, песня для детей, бард-рок, бард-рэп…). Сам принцип выявления талантов и награждения их лауреатскими званиями не менялся много лет и явно устарел. Ведь совершенно очевидно, что невозможно и неправильно выбирать между солистом и ансамблем, автором-исполнителем, просто исполнителем и тем, кто пишет и исполняет песни на чужую музыку или на чужие стихи. Но несмотря ни на что, я знаю одно: каждый сможет найти в фестивале то, что он хочет. Поэтому не слушайте «коммерсантов» и «московских комсомольцев» и приезжайте на Грушу. http://www.rubca.com/bards/win/articles/grusha2002.htm |
|
---|