Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
28 Грушинский фестиваль
ДЕНЬ ПРИЕЗДА
(5 июля 2001 г.)
Число 28, по всей видимости, имеет для
меня какой-то магический смысл. Не говоря уже о том, что я родился 28 сентября,
я ещё и к КСП приобщился, если мне память не изменяет, на 28-м Московском
слёте. И Грушинский Фестиваль, на который я впервые приехал, тоже оказался
28-м.
17 часов в душном плацкартном вагоне со всеми неудобствами и непрерывными
санитарными зонами по пути от Москвы до Самары, потом ещё более двух часов
на электричке от Самары до бывшей платформы 135 км, которую только что,
наверное, для того, чтобы я не путался в километрах, переименовали в платформу
Валерия Грушина, - и я оказался на той самой знаменитой горе, под которой
расположена не менее знаменитая "плавучая гитара", на которой выступают
ещё более знаменитые барды. Я, правда, не сразу понял, что это та самая
гора. Спускаясь с крутой горки, утопая ногами в песке, я думал только о
том, как удержаться на ногах. Сейчас, уже проделав обратный путь на гору
с рюкзаком, я только удивляюсь, почему на всех фотографиях эта гора выглядит
пологой. Не верьте никаким фотографиям. Она - крутая!
Под горой, за Головным озером (а Фестиваль проводится на Мастрюковых
озёрах в Самарской области, - а вовсе не на берегу Волги, как думают некоторые
чайники, вроде меня, - хотя и недалеко от Волги) оказалось то, что здесь
называется Поляной (Лермонтов сказал бы: "И вот нашли большое поле"). И
вся эта Поляна - и дальше, дальше, дальше - уставлена палатками.
После нескольких попыток найти Стол регистрации (который, как мне сказали,
должен был находиться в Гостинном дворе) я его нашёл и подойдя к нему,
убедился, что компания, которая выехала чуть-чуть раньше меня и к которой
я должен был присоединиться, не зарегистрировалась, как мне обещали. Нехорошо
подумав о своих товарищах, которые вместо того, чтобы зарегистрироваться,
по всей видимости, сразу же побежали купаться на Волгу, я приступил к самостоятельным
поискам. Всю бесполезность этой затеи я поначалу не понял, так как сразу
же встретил хорошо знакомого мне Сергея Крыжановского, который несколько
раз участвовал в наших Фестивалях "Апрель", а в 2000 г. даже был режиссёром
этого мероприятия (по моей, между прочим, наводке), и сейчас руководит
Клубом Авторской песни в г. Мытищи. Почему-то я стал считать, что среди
250 тысяч человек (по каким-то неофициальным оценкам) очень легко найти
знакомых. Но куда бы я не пошёл, я встречал только Сергея. При очередной
встрече с ним я, наконец, догадался оставить вещи у него в лагере и продолжил
поиски налегке. (Кстати, вещи можно было оставить и в камере хранения за
незначительную сумму совсем не зелёных).
Попытался воспользоваться предоставляемым (за 15 или 17 рублей в разных
компаниях) сервисом и связаться по сотовому телефону с сотовыми телефонами
друзей, но телефоны молчали. А я таким образом сэкономил приличную сумму.
Доски Объявлений тоже не хранили никаких следов разыскиваемых мной
товарищей.
И тогда я встретил Юру Ваганова, которого давно знаю - ещё с тех пор,
когда он был лидером и организатором Калининградского (теперь - Королёвского)
КСП. Вспомнив, как я однажды хорошо стоял с ними на слёте "Сборной леса"
(кажется, в Павловской Слободе), и отчаявшись найти своих, я принял
его предложение встать с его группой.
А мои друзья из Можайска и Вязьмы обнаружились только к вечеру. На
зафрахтованном автобусе они весело и с песнями добирались почти два дня.
Я к ним ходил только в гости, оставшись в лагере, в котором уже основательно
обосновался.
Кстати, встречать знакомых на Фестивале оказалось, всё-таки, довольно
легко, и мне постоянно кто-нибудь встречался. И самое интересное - многие
из встреченных, кого я уже давно не видел, тоже приехали на Грушинский
Фестиваль, как и я, впервые. (Например, тоже королёвские ребята из компании
наших фрязинских Славы и Маши Ледовых, осваивающих сейчас далёкий Американский
континент).
2
БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ
При таком скоплении народа найти свободный
клочочек земли для лагеря в престижном районе было проблематично. Приехавшие
чуть позже сталкивались с трудностями. Нам даже пришлось быть свидетелями
ссоры и мелкой драки вновь прибывших с собственными квартирьерами, не обеспечившими
их приличным жильём. Лагеря ставились плотненько, - жили весело и после
драк дружно.
Наш лагерь расположился очень удачно: достаточно близко к местам основных
событий и сразу между двумя преимуществами. Первое преимущество - сцена
"На пеньках"(насколько я знаю, в её организации принимает участие г.Волжск
Республики Мари Эл). На мой взгляд, это лучшая сцена - очень добрая, с
радостью принимающая всех. Второе преимущество - мужской туалет - имело
некоторые недостатки. Нет, особых запахов мы не ощущали. Но к нему тянулся
непрекращающийся ни днём, ни ночью поток озабоченных граждан. Я даже наблюдал
явление, которое видел всего только пару раз в жизни, - очередь в мужской
туалет.
Впрочем, для эстетов в нескольких местах были поставлены биотуалеты.
Там нужно было обязательно отстоять очередь и всего за 5 рублей получить
удовольствие. Я так и не собрался испытать это удовольствие на себе - лениво
и некогда. А для остальных (не эстетов) в качестве туалетов использовались
"чёрные комнаты" - большие ямы с положенными на них деревянными настилами,
обнесённые по периметру чёрной плёнкой. Вот это удовольствие пришлось испытывать
часто.
За водой тоже нужно было ходить. Возле озера были организованы несколько
линий подачи чистейшей воды. А когда и там образовались очереди, воду привезли
в цистернах поливальных машин.
Дровами для костров обеспечивали централизованно, но в отличие от воды
и "чёрных комнат", за дрова нужно было платить (на мой взгляд, не очень
дорого). А если дежурные лесники заставали тебя в лесу с топором (иногда
даже только с сухим валежником и подобранным с земли хворостом), то штрафовали
беспощадно. Ну здесь уже, по всей видимости, всё определялось не столько
экологией, сколько бизнесом.
На Волгу мы ходили минут 20. Причём, днём, передвигаясь по всем объектам,
никто не обременял себя лишними одеждами. Погода располагала к купанию:
за всё время было только два дождичка поздно ночью в первые два дня. Сделав
в первый день пробный заплыв, на второй день я, всё же, переплыл на другой
берег - на остров (точнее - полуостров), и это было, если можно так сказать,
почти последнее моё купание. И вода оказалась не очень тёплой, и моё легкомысленное
поведение (в смысле - одеяния) на ночных концертах - всё это в результате
привело к тому, что я довольно жестоко простудился. Но я ещё безуспешно
пытался вылечиться народными методами - клин клином - и не сразу прекратил
водные процедуры. Купаться можно было ещё в озере возле Гитары (я попробовал
и мне понравилось) и в протоке (собственно - тоже озере) по пути на Волгу
- этого я уже не пробовал. Ребята ходили загорать и купаться, а я старался,
как можно больше набраться авторскими выступлениями.
А ещё мне полюбились ежедневные походы на рынок, расположенный на одной
из окраин Лагеря. Там продавались специфические товары: кассеты и диски
с авторскими песнями; туристские принадлежности - коврики, палатки, рюкзаки,
сидушки; сувениры с Фестивальной символикой. Конечно, были продукты. А
самые ленивые могли там пообедать в импровизированных кафешках. Я ежедневно
(даже несмотря на простуду) баловался там мороженым и покупал квас и другие
напитки. Самое удивительное, что находясь в Жигулях, я даже не вспомнил
о пиве, и так и не попробовал местного "Жигулёвского".
Зато часто я вспоминал об Интернете. Я мог бы ежедневно им пользоваться.
Такую услугу предоставлял Интернет-городок. Я долго боролся с собой, но,
всё же, решил отдохнуть от всех чудес цивилизации и наслаждаться природой
и песнями.
3
КТО БЫЛ
В то время, как сотни гениев и просто
непревзойдённых талантов пытались доказать своё право выйти на Фестивальные
сцены, пробираясь сквозь сито отборочных туров, те, кто уже давно доказал
все свои права, показывали своё искусство. С первого же дня на четырёх
сценах и ещё нескольких площадках (а их всего около 20) почти непрерывно
проходили концерты. Немногочисленные известные барды, переходя от сцены
к сцене, катали свои программы.
К сожалению, этого не делали Анатолий Киреев и Владимир Ланцберг. Киреев
выступил в первый день на затерянной в лесу площадке (пока её искали, мы
опоздали на его выступление) и больше не показывался до основных концертов.
Ланцберг поселился в районе сцены № 1 и выступал только там (я не смог
отследить по программе и так и не попал на его выступление).
Но зато много выступал Владимир Туриянский, хотя некоторые хиты прошлых
лет придерживал до последних дней. Молодёжь приветствовала его, выкрикивая
его коронное словечко: "Everybody!" И заслуженный ковбой России добродушно
улыбался в ответ.
После нескольких концертов изменилось в лучшую сторону моё отношение
к Виктору Третьякову. Когда он только проявился в КСП-шных кругах, он почему-то
мне не понравился - его стиль не волновал мою душу. А сейчас - это совсем
другой Виктор Третьяков: с широким диапазоном тем и стилей. Мне понравились
его лирические песни. Но хитом была его шуточная песня - "Тюбик".
Из моих любимых были ещё Елена Казанцева и Любовь Захарченко.
А молодёжь с ума сходила от "Грассмейстера", и девочки выпрашивали
автографы у Тимура Ведерникова. "Грассмейстер" выступал много и в различных
комбинациях - с Андреем Козловским, с Андреем Лобановым, потом с Галиной
Хомчик, с Виталием Калашниковым и даже с Дмитрием Дибровым. Музыканты,
конечно, хорошие, но я себя уговорить не смог, что это авторская (в моём
и классическом понимании) песня. Что они исполняют не берусь отнести к
какому-либо определённому стилю, но групп хороших и разных я в своей жизни
видел много, поэтому к творчеству "Грассмейстера" отнёсся спокойно.
Были ещё Альфред Тальковский, старейшина Валентин Вихорев, Александр
Гейнц и Сергей Данилов (и тоже с Андреем Лобановым), Елена Фролова (одна
и с "Азиатским проектом"), камчадалы (Лысиков и Косыгин - почему-то имена
перепутались, поэтому во избежание ошибки не пишу - по-моему, довольно
пошловато: репертуар мне не понравился, хотя, по всей видимости, они пытались
понравиться не мне), Генна (именно так написано на кассете) Горлов - кажется,
лауреат прошлого года (в целом, мне понравился: есть что-то оригинальное),
трио "Мультики" и Виктор Попов. С Витей Поповым я познакомился, ещё когда
он был режиссёром театрального коллектива во Фрязине; потом он стал обладателем
Приза Зрительских симпатий нашего первого Фестиваля "Апрель"; потом мы
однажды стояли с ним вместе на слёте "Сборной леса" (как раз с Вагановской
командой) и на нашей совести даже одна загубленная сосна или ель, которая
оказалась наверху не такой сухой, какой казалась снизу, которая почему-то
(по нашей тогда неопытности) упала совершенно в другую сторону, а не в
ту, в какую мы хотели её завалить, и едва не задела верхушкой одинокую
(поставленную в отдалении от всех) палатку - думаю, для той парочки, которая
выскочила из неё, это тоже незабываемое впечатление. Сейчас Виктор Попов
- актёр театра Елены Камбуровой. И тоже меня немного удивил и порадовал
- дозированностью своих выступлений (раньше иногда он, на мой взгляд, нарушал
регламент).
Впервые приехали "Свояси" и, как мне кажется, удачно выступили. Сейчас
в составе трио Павел Матвейко, Сергей Белокопытов и Елена Филиппова (заменившая
Наташу Родионову). Павла Матвейко много раз слышал на Московских слётах.
С Леной Филипповой давно знаком через Пашу Скрынника, неоднократно бываем
с ней в одних компаниях, часто встречались на слётах и совсем недавно виделись
на слёте "Сливки Общества". По-моему, они все как-то по новому зазвучали.
Видел и слышал знакомых по "Апрелю" Александра Карпова и Татьяну Королёву
(из Ассоциации "32 Августа").
Но первых лиц (особенно, в первые дни) не было. На одном концерте женщина,
проходя мимо сцены, бросила смешную фразу: "А-а-а... Городницкого и Митяева
нет... Кого здесь, вообще, слушать?.." Для меня Городницкий и Митяев находятся
на разных полюсах жанра, хотя и того и другого люблю.
К субботе стали появляться известные люди. Приехала Галина Хомчик,
проявился Леонид Сергеев. Обнаружились Борис Вахнюк, Михаил Кочетков, Константин
Тарасов, Борис Кинер и Михаил Цитриняк, кажется, был Владимир Капгер. Поздно
вечером объявился, наконец, Олег Митяев.
А все концерты на сцене № 3 (можно сказать - основной) вёл обожаемый
и уважаемый мной Виктор Забашта.
4
ПЯТНИЧНЫЙ КОНЦЕРТ НА СЦЕНЕ № 3
(6 июля 2001 г.)
Яркое событие происходило в пятницу вечером
на сцене № 3 - большой гостевой концерт. Выступали многие мои любимые,
а среди тех, кого раньше не знал, тоже оказались авторы и исполнители,
которых я теперь полюбил. Программа вечера была насыщенной: кажется, в
Чайхане планировалась встреча Нового года, на сцене "Летучий голландец"
ещё что-то. Каждый выбирал на свой вкус. Но у меня не было ни каких сомнений
- я сразу выбрал сцену № 3.
А многие так и не смогли ничего выбрать до конца. Цепочки пьяной
молодёжи шумно и весело сновали туда-сюда, и выступающие, по всей видимости,
им со всем не мешали. По мнению старожилов, неоднократно бывавших на Фестивале,
было очень много пьяных. Хотя тут же они оговаривались, что просто очень
много народа (неофициальные оценки дошли уже до 300 тысяч), а в процентном
отношении - всё, как всегда. Зачем ребята приезжали - я так и не
понял. Выпить могли бы и в другом месте.
Мне запомнился весёленький эпизодик. Когда выступала Любовь Захарченко,
пьяненькая дама, проходя мимо, с удивлением обнаружила: "О-о-о, кто-то
выступает..." Заглянула через моё плечо, долго присматривалась и безошибочно
определила: "А-а-а, женщина!" И махнув рукой, двинулась дальше.
Лучшие места перед сценой тоже, между прочим, занимали пьяненькие.
Некоторые просто спали на ковриках и без, а другие продолжали праздник,
весело разливая по стаканам согревающую жидкость и не обращая внимания
на призывы ведущих вести себя прилично. (И так, к сожалению, было почти
на всех концертах на сцене №3). А желающим послушать и посмотреть доставались
места только на галёрке.
Просидев часть концерта на поляне перед сценой (но довольно далеко
от сцены), я не выдержал и переместился на любимое место - за сцену. Я
стоял рядом со всеми готовившимися выступать. А когда пришёл Андрей Козловский,
и камчадалы дали ему какой-то современный аппаратик для настройки гитары,
то он подстраивал гитару, как я теперь говорю, вместе со мной.
Выступающих было очень много, и всё было так интересно, что я никак
не мог найти время отбежать в свой лагерь, чтобы приодеться. Холода я не
чувствовал, зато утром почувствовал себя бесповоротно простуженным.
А в этом концерте был ещё один яркий номер . Виктор Забашта, выходивший
на сцену, как на сцену Дворца Съездов, в строгом костюме, в белой рубашке,
с галстуком, вместе с Юрием Рыковым исполнили песню из золотого фонда Самарского
фольклора. Когда в конце песни Забашта отчаянно (как требовала драматургия
номера) рванул на груди рубашку, оборвав все пуговицы, публика ответила
овацией. Забашта оборвал пуговицы и сорвал аплодисменты.
5
ГОРА - КОНЦЕРТ НА ГИТАРЕ
(7 июля 2001 г.)
Знающие люди занимают лучшие места
на Горе с утра (а то и накануне), а потом постоянно дежурят. Мы этим не
страдали. Мы пришли к 22.00 (по Самарскому времени) и заняли довольно неплохие
места (правда, высоковато - ближе к галёрке). Всё было видно (особенно,
если в бинокль посмотреть), а главное - слышно.
Заканчивались последние приготовления к концерту. В фигуре, подошедшей
к микрофону, моим товарищам показалось что-то похожее на Александра Градского,
но - что ему делать на бардовском Фестивале? Стали рассматривать фигуру
в наш единственный бинокль. Я, всё равно, его не узнал. И только, когда
он сказал несколько слов при настройке микрофона, ни у кого (кроме меня)
сомнений не осталось.
В отличиие, скажем, от рок-фестиваля "Нашествие", на Грушинском - искусство
тянет народ за собой, а не опускается до уровня народа. Поэтому все, даже
далёкие от КСП, исполнители вписались вполне органично. Про Градского с
его великолепным голосом и говорить нечего. Все восприняли его выступление,
как подарок. (Правда, выпускать после него на сцену Владимира Ланцберга
было, по меньшей мере, несправедливо по отношению к Ланцбергу. Ланцберг
не обладает таким сильным голосом, зато у него другие достоинства, и его
песни Гора пела вместе с ним). Даже Сергей Трофимов (Трофим) со своими
хитами "Боже, какой пустяк" и "Бьюсь, как рыба" не оказался инородным вливанием
и (что очень трудно) понравился даже мне. Вышел на сцену поприветствовать
Фестиваль Михаил Боярский, но очень-очень хриплым голосом сказав мало понятную
фразу: "Я потерял голос, но не потерял совесть", петь не стал. Выступил
тоже известный довольно хриплым голосом Никита Джигурда, кроме всего прочего
призвав любить по-русски. Если по поводу Трофима и даже Джигурды (работающего
на стыке жанров) были разные мнения, то к Градскому даже барды отнеслись
благосклонно. А вот совершенно ни к чему, на мой взгляд, было выступление
Александры Буратаевой от имени молодёжного "Единства". Правда, она, кажется,
не пела, хотя, может, это и хорошо. Мне думается, что политикой нужно заниматься
в других местах. Впрочем, если юные медведи, на самом деле, любят авторскую
песню, ничего плохого в этом нет.
А вот недопонятые мной ранее Андрей Козловский и "Грассмейстер" спели
настоящий гимн Горы (если не ошибаюсь, слова сочинил Виталий Калашников).
Эта песня идеально соответствовала моменту по духу и настроению. И Гора
сразу подхватила эту песню и откликнулась светящимися фонариками.
А кроме уже известных, выступали лауреаты этого Фестиваля. Начал Виктор
Трофимов с песней "Пограничная юность моя". От своих Можайских друзей я
знал о Викторе и знаю, что у него есть хорошие песни (в стиле Киреева),
а вот отмеченную жюри песню я не считаю лучшей в его творчестве. Вообще,
на этом Фестивале проводился ещё и отдельный конкурс Солдатской песни,
который мне кажется неуместным: на этом Фестивале должен проводиться только
конкурс Хорошей песни - и не надо делить их на солдатские, детские и прочие.
(Кстати, где-то прочитал, что лауреатом Фестиваля стал Трофим, но он
был только гостем. По всей видимости, его перепутали с названным выше Виктором
Трофимовым)
Всем понравилась Ксения Федулова из Елизово с Камчатки с песней "Домовой".
У неё очень приятный голос, но, к сожалению, пока только одна хорошая песня.
(Я послушал Ксению в первый день. Тоже услышал эту песню и заинтересовался.
Но оказалось, что она находится под сильным влиянием своих камчатских старших
товарищей, и следующие спетые ей песни меня разочаровали).
Хорошо выступили "Три толстяка" из г. Кувандык Оренбургской области
(мы запомнили их ещё когда они выступали "На пеньках") и студия гитарной
песни"Интеграл" из Кургана, прекрасно исполняющая КСП-шную классику.
А потом случилось самое запоминающееся. Ещё задолго до окончания концерта,
вырубилось электричество (кто-то из шутников утверждает, что это произошло
после того, как Любовь Захарченко спела песню "Погасла лампочка", но я
не уверен, что эти события совпали). Самое смешное, что Генеральным спонсором
Фестиваля было РАО "ЕЭС" - ведомство Чубайса. Стали кричать: "Во всём виноват
Чубайс!" и прочие нелестные отзывы, и создалось впечатление, что спонсоры
уехали. В это время выступал Юрий Гарин со своим ансамблем. Они попытались
продолжать петь без микрофонов. Первым рядам нужно было бы подхватить,
и по цепочке вверх подхватила бы вся Гора. Но, к сожалению, на первых рядах
со скамейками, как водится, сидели блатные - как видно, нужные люди, но
незнающие авторскую песню, поэтому Гора (вопреки утверждениям некоторых
СМИ) не запела общую песню и, вообще, позорно молчала несколько минут.
Потом отдельные компании на горе стали петь: кто-то пел Шевчука, кто-то
- Чижа, кто-то - "Чайф", кто-то - ещё более далёкое от авторской песни.
А на Гитаре, между тем, собрались мужественные люди с гитарами и пели,
пели, пели наши любимые песни. Я мало кого из них знаю. И самое обидное,
что в отчётах о Фестивале я, скорей всего, не найду их фамилий. Кажется,
там были Юрий Гарин, Юрий Рыков, Алексей Брунов, Вячеслав Сергеев, подбежал
Константин Тарасов, дирижировал чайханщик (наверное, это и есть Юрий Маслов).
Но, почему-то, этот мощный хор был слышен от силы только метров на двадцать.
Публика стала спускаться с горы. Многие (опять же, вопреки утверждениям
СМИ), всё же, ушли в лагеря. Некоторые спустились к сцене и присоединили
свои голоса к хору бардов (даже я - насквозь простуженный и, вообще, не
поющий КСП-шник). И вот тогда Гора зазвучала.
Минут через 40 электричество включилось. Досматривал концерт я уже
значительно ближе к сцене. И уходящий Олег Митяев прошёл мимо меня совсем
рядом.
(Ещё где-то я прочитал, что в концерте на Гитаре принимал участие Тимур
Шаов. Если это так, то, по всей видимости, я, вообще в этом году не был
на Грушинском, потому что там был только один из нас).
После окончания концерта на Гитаре я вернулся в лагерь и встретился
там с Витей Поповым, который увёл меня к "Сявам". Правда, это оказались
не "Сявы", а дружественная им группа. Витя познакомил меня с ласковой девушкой
Ласточкой (её прозвали так, потому что она сама называет всех ласточками
при обращении). Оказалось, что Ласточка прекрасно поёт, и она пела нам
песни, причём лучше, чем некоторые исполнители на Гитаре.
Ещё были кришнаиты. Их лагерь располагался за рынком. И иногда мы наблюдали
их шествия, например, в сторону Волги.
Были мои родные саентологи. До их лагеря я так и не добрался, но на
рынке мы несколько раз неплохо поговорили о Дианетике. Они спокойно торговали
на рынке своей дорогой литературой и, как мне кажется, никому не навязывали
своих убеждений, в чём нас часто (и иногда справедливо) упрекают.
Были лагеря скаутов. Но всё это было, как-то, в стороне и особо не
мешало.
А вот политические партии, конечно, были в самом центре. Первое, на
что натыкались спустившиеся с горы, был лагерь Молодёжного Единства. Видел
я флаг соколов Жириновского. Попадались маечки с символикой СПС.
Яблочники, конечно, тоже были (хотя бы - я), но своего присутствия
никак не обнаруживали. А может, я просто не хотел замечать то, за что упрекаю
другие партии.
К чести коммунистов - они тоже не вели никакой пропаганды.
Но лучше поговорим о ком-нибудь, имеющим отношение к авторской песне.
И здесь следует, наверное, отметить, что были Никита Высоцкий и вдова
Леонида Семакова, хотя я их не видел. Это люди - достойные.
Я стараюсь исправлять ошибки, допущенные другими корреспондентами,
хотя сам, конечно, от ошибок не застрахован. Во-первых, потому что, оказывается,
не всё и не всех видел и многое узнаю теперь из совсем не многочисленных
публикаций. Во-вторых, не всё и не всех знаю, хотя благодаря Фестивалю
"Апрель" познакомился со многими узнаваемыми людьми из мира авторской песни.
И несмотря на это, я, всё равно, не всё запомнил и кое-что путаю. Например,
я так и не выучил фамилию Раи, которая вместе с Виктором Забаштой прекрасно
вела концерты на сцене №3 и исполняла прекрасные песни. Не возьмусь утверждать,
была ли это Раиса Нурмухаметова или другая Раиса с похожей фамилией. Не
знаю, выступала ли на Фестивале Эльмира Галеева или это была другая красивая
женщина. Кажется, много выступал Шухрат Хусаинов (и кстати, стоял в лагере
напротив меня), если я ничего не путаю. Уже говорил, что не уверен выступал
ли любимый мной Владимир Капгер. Однажды слышал фамилию хорошо мне знакомого
Сергея Погорелого, но не видел его и очень сомневаюсь. Почему-то не запомнились
мне выступления известных Андрея Крамаренко, Петра Старцева, Ирины Орищенко,
Валерия Бокова, Владимира Шамшученко.
Зато точно знаю, кто выступал. Самое приятное впечатление, неожиданно,
осталось у меня от выступления ансамбля (кажется, трио) им. Валерия Грушина.
Вот кого бы я слушал и слушал. Но приходилось слушать других.
Хорошо хоть, что классическая КСП-шная песня тоже была представлена.
Дарью Марченко из Самары я знаю уже давно (несмотря на её сравнительно
молодой возраст). Забашта привозил её к нам на "Апрель" в качестве гостьи.
Дуэт из Тюмени (Николай Старченков и Леонид Мараков) я раньше не знал,
хотя фамилии, кажется, слышал. Эти солидные мужики пели свои шлягеры (среди
которых мне особенно запомнились "Чайничек" и "Караганда").
Алексея Брунова и Юрия Рыкова я уже называл. Почему-то проникся к ним
большим уважением. Понравилась какая-то их самоотверженность. Моё твёрдое
убеждение: если ты любишь Фестиваль, то Фестиваль любит тебя. И эти люди,
как раз, из этой категории.
7
ПОСЛЕДНИЙ КОНЦЕРТ
(8 июля 2001 г.)
Концерт на Гитаре - официальный концерт,
в какой-то степени, я бы сказал, показушный. Там более- менее соблюдается
регламент. Поэтому не нужно обижаться, например, на Олега Митяева за короткое
выступление на Гитаре.
Самый главный концерт проходит в воскресенье вечером на сцене №3. Места
перед сценой занимают ещё с утра и потом пристроиться довольно трудно.
Олег Митяев спел на этом концерте мои любимые песни "С добрым утром, любимая"
(между прочим, написанную, как объявили как-то по радио, Константином Тарасовым)
и "Лето это маленькая жизнь". А потом по ходу песни "Из жизни замечательных
людей" заставил всех нас петь старые пионерские песни. А вот Леонид Сергеев,
обещавший накануне, когда комментировал традиционный футбольный матч между
самарскими бардами и бардами всего мира, спеть даже вроде бы новую "Свадьбу",
кажется, совсем не выступал (или выступил днём, и я просмотрел).
Вспомнили замечательного барда Леонида Семакова, и часть концерта все
пели его песни.
Запомнилось многим, как во время, почему-то, довольно скучного в этот
раз выступления Кинера и Цитриняка неожиданно вскочил зритель и на узенькой
площадочке (всё же было занято - яблоку негде было упасть) отплясывал "Цыганочку".
Десятки фонариков направили свои лучи в его сторону.
Этот концерт продолжался до самого утра. Не все зрители выдержали до
конца, многие ушли спать в лагеря. Другие спали прямо перед сценой, но
уходить не желали. Я всё ждал кульминации концерта, но все знаменитые барды
уже отпели и куда-то исчезли. До конца дотянул только Анатолий Киреев.
И в самом конце самые стойкие - и выступающие, и зрители - вместе пели
любимые песни.
8
ДЕНЬ ОТЪЕЗДА
(9 июля 2001 г.)
Уезжал я в понедельник. Обратно я должен
был ехать через Тольятти. Электричка почему-то опоздала, и пришлось целый
час ждать её на платформе, и я уже занервничал. Когда я сел в электричку,
то посмотрев на сидящего рядом, я увидел у него на бэйджике - Михаил Суханов.
Это был известный многим любителям авторской песни, пользующимся интернетом,
inst.ru/ctor, с которым я раньше был знаком только виртуально. Он тоже
был знаком со многими только виртуально, но на этом Фестивале смог увидеть
очень многих в реале.
Я по незнанию сел в поезд на конечной - в Тольятти, а знающие подсели
на станции Жигулёвское море. И весь вагон был заполнен возвращающимися
с Грушинского Фестиваля. Через 30 минут после отправления поезда мы промчались
мимо платформы Валерия Грушина.
Раньше я считал, что должен хотя бы раз съездить на этот Фестиваль.
Теперь я хочу обязательно поехать туда в следующем году. И желательно -
ещё не в последний раз.
|