В начале июля на Мастрюковских озерах под Самарой состоялся 26 туристский
фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. На него собралось более
100 тысяч гостей и около полусотни известных всей стране бардов. Фестиваль
проходил под маркой общественно-политического движения «Голос России»,
возглавляемого губернатором Самарской области Константином Титовым. Но
речь в этой статье пойдет о политике иного рода.
Владислав Басов
--------------------------------------------------------------------------------
ПОДСЕСТЬ НА ГРУШУ В этом году я в третий раз побывал на фестивале авторской песни им. В. Грушина или, как его попросту называют, - «на Груше». Поехал туда вопреки всем сложившимся обстоятельствам, а теперь вот размышляю: зачем? В конкурсе я нынче не участвовал, видеть - и раньше все видел. Быть бы этим размышлениям не более чем фактом моей частной жизни, который читателей совершенно не заинтересует, если бы один я такие сомнения испытывал! Итак, зачем люди ездят на фестиваль? Первое, что напрашивается: попеть и послушать. Прекрасно. На прошлый, юбилейный, фестиваль приехало более 200 тысяч человек (нынешний куда скромнее - 120 тысяч). Предположим, из этого числа осчастливить народ своим творчеством стремится хотя бы каждый сотый. Исходя из этого, задача жюри сводится к тому, чтобы отсеять как можно больше конкурсантов. Где уж там вдуматься, кто, как и что поет... Тут лишь бы физически выжить! Поэтому сразу предупреждаю местных талантов, желающих засветиться, например, на следующей «Груше»: не берите с собой гитару! Лишний груз,лишние хлопоты. Либо наработайте стаж, как у ансамбля Матвеева, а уж тогда... Теперь насчет «послушать». Разумеется, концерты звезд, «Гора», «Гитара» и т. д. Да, звезды приезжают, да, все они замечательны, но любая мифоритуальная структура не допускает перемен. Митяев прекрасный автор, но представьте: двадцать (или сколько там) лет поет: «Изгиб гитары желтой...», и все прутся! Когда «Гора» начинает в восторге реветь, становится страшно (впрочем, в этом году ревели довольно вяло, а вот прошлый, юбилейный - куда там поклонникам «Алисы», которой в эпоху перестройки пугали детей!) Представляете? Из года в год: Митяев, Сергеев, Туриянский, Берковский, Ми-щуки, «Иваси» (нынче их не было). Заранее известно, кто что споет и скажет. А вы что хотите - ТРАДИЦИЯ! «Второй канал» В. Ланцберга возник как альтернатива всему происходящему, но -в той же форме и почти с тем же самым содержанием. Допускаю, что мастерские Ланцберга могут что-то дать молодым авторам (мне самому он в прошлом году сказал пару ласковых слов). И мне лично гораздо больше нравится атмосфера финального концерта «Второго канала», чем такого же концерта «главного потока». Вот ложка меда. Фестиваль живет и здравствует, хотя в этом году даже само словосочетание «авторская песня» куда-то испарилось из его названия (на плакатах значилось: «туристский фестиваль имени Грушина»). И это понятно: фестиваль - грандиозная рекламная акция, шоу, огромный рынок (в буквальном смысле), и чем больше людей хороших и разных (в том числе и не имеющих к песне никакого отношения) на него удастся завлечь, тем лучше. Вот только песня потихоньку уходит. А мы почему-то все равно ездим туда, и нам даже нравится. Черт возьми, похоже, нас «подсадили» на новый наркотик...» Александр Иванов Эти материалы были опубликованы на полосе,
|
|
---|