Грушинский фестиваль: нужен ли авторской песне день открытых дверей Недовольный Женька третий час сидел под синим куполом фестивального пресс-центра. Динамики звонко вещали: «...потерялся мальчик. Родителей просим откликнуться...» Женька заблудился в многоцветном палаточном городе среди тысяч людей. Они текли мимо него пестрой, жизнерадостной толпой, а мамы все не было. Организаторы знаменитого Грушинского не ожидали, что юбилейный XV фестиваль соберет гораздо больше 60 тысяч человек. «Поэтому самыми больными местами у нас оказались звук, питьевая вода, экология», - скажет потом председатель оргкомитета Сергей Есин. И мы вспомним мутное от сотен купающихся озеро, обрывки бумаги в лесу, длинный хвост за цистерной с водой, летящее к сцене эхо «не слышно!» и непраздничные лица членов оргкомитета, которые делали возможное и невозможное. «Открытый городской туристский слет с конкурсом авторской песни» давно перерос свои рамки и стихийно приобрел статус всесоюзного. Уже раздаются голоса: «А не передать ли в таком случае фестиваль в ведение Москвы!» Как же мы привыкли, что самое крупное, интересное, зрелищное получает столичную прописку! Но куйбышевцы гордятся Грушинским фестивалем. Это память о земляке, студенте авиационного института Валерии Грушине, авторе-исполнителе песен, который погиб на саянской реке Уде в 1967 году, спасая тонущих детей. С тех пор поднимается в Жигулях флаг песенного фестиваля, и никто не вправе перекраивать традиции. На Грушинском собираются старые и молодые жители города, школьники и рабочие, комсомольские работники и металлисты. Это их праздник. Члены КСП недовольны: мол, заполонили фестивальную поляну «лишние люди», которым авторская песня не нужна - ничего они в ней не понимают, только дискредитируют движение. Многие предлагают «поставить кордоны» и «массу» на Грушинский не пускать. Так будем делиться на достойных и недостойных слушать туристскую, самодеятельную песню? Но что в том плохого, когда самые разные люди приобщаются к ней, познают интереснейший вид общения? 15-20 лет назад сотни, а сегодня тысячи людей на горе поют хором Визбора, как знак одобрения мелькает свет множества фонариков. По стране достаточно проводится кустовых, закрытых слетов КСП. А Грушинский стал по сути Днем открытых дверей в авторскую песню. И не надо спешить иx закрывать. Может быть, наоборот, помочь людям разобраться в этом огромном песенном мире - сделать дискуссионные центры, «музыкальные ринги»? Надо спорить об эталонах и явной халтуре, а не сетовать на невоспитаннсть вкусов «горы» (зрителей на склоне) и на авторов, ублажающих «гору». Люди на Грушинском были готовы к такому разговору. Около столов с анкетой «Собеседника», стоящих на солнцепеке, постоянно толпился народ. Чьи-то мысли вмещались в одну строчку, кто-то исписывал мелким почерком даже обратную сторону. Но все анкеты показали: «масса» голосует за КСП! Случайных людей здесь не было. И от самодеятельной песни ждут гласного обсуждения социальных проблем. Понятно, что поставить заслон «серой» песне со всего Союза одни куйбышевцы не могут. Требуется помощь Всесоюзного совета КСП, ведь тот поддерживает связь со 176 городами, в его руках - критерии и право регионального отбора. Дело куйбышевцев быть гостеприимными хозяевами. Грушинский фестиваль - уникальный праздник, которым городу стоит гордиться. Значит, стоит прикладывать силы. В 1979 году город смог организовать быт 100 тысяч участников XII фестиваля, доказав, что песне количество не помеха. Сегодня разве меньше возможностей? В подготовке фестиваля занята не одна городская организация. У Грушинского находятся богатые спонсоры, во всех концах лагеря идет бойкая торговля буклетами, значками, вымпелами, кепками -по рублю, по три, по пять. Эти факты не несут ничего угрожающего. Фестиваль должен зарабатывать для себя деньги. Ведь он, беря в расчет экологическую ситуацию и все возрастающее число желающих сюда попасть, требует немалых расходов, а счет горкома комсомола небезграничен. Оргкомитет должен кипеть в течение всего года, а не выбиваться из сил на самом фестивале. Тогда это будет праздник для всех: и для каэспэшников, и для «посторонних», для каждого маленького Женьки. Марьяна Макарова, Вадим Якименко.
|
|
---|