Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
ТОЛКУЧКА ИМЕНИ ГРУШИНА, ИЛИ КАК ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ
НА БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ
Мало что сохранилось в нашей жизни с советских времен. Особенно это
касается культуры. Культ денег убил множество фестивалей и конкурсов, бывших
и интересными, и любимыми... Но кто-то все-таки выстоял. Выстоял, в основном,
благодаря народной любви. Ежегодный фестиваль авторской песни им. Валерия
Грушина - из таких. На него ездят из года в год известные барды и простые
любители со всего бывшего Советского Союза. Причем как ездят! В последние
годы на Грушинке собирается по 200-250 тысяч человек. Естественно, что
такое количество народа, иной раз копящего ради этой поездки весь год деньги
и отгулы, вызывает у организаторов и местной администрации острое желание
«пограбить». В самом деле, не будет же человек скупиться, раз в год вырвавшись
«на простор». И грабеж с каждым годом набирает силу. Для тех, кто хочет
делать деньги на чем-либо подобном, и предназначены правила, сформулировать
которые помогла толкучка имени Грушина.
Правило первое: люди - ничто, деньги - все!
Чем меньше делаешь для удобства приехавших на фестиваль любителей песни,
тем лучше (в смысле дешевле). Зачем делать удобной дорогу на пляж, особенно
спуски к понтону через протоку, если и так все, кому хочется купаться,
до Волги дойдут? А не дойдут - значит, не больно-то и хотели. Зачем составлять
заранее программу выступлений гостей фестиваля на малых сценах, это ведь
хлопотно. А желающий услышать да услышит (может быть...). Зачем благоустраивать
знаменитую Гору, расширять мостики и прокладывать нормальные дорожки, если
и так сойдет? На мостике ставится пяток милиционеров, на Горе никого не
ставится. А случится что - так будет на кого свалить: куда смотрела та
же милиция? (Кстати, по мнению милиции, если кто-то споткнется и покатится
с Горы, то «случится» завал, трупы в котором придется считать сотнями...)
Из года в год не хватает мусорных контейнеров - ерунда, не привозить
же еще сотню (дорого!). А мусорки на пляже - вообще снобизм. Волга смоет!
Правило второе: деньги надо драть за все.
Турист - это костер, а костер - это дрова. Где брать дрова? У лесников.
Иди и покупай. Вопросов нет: эти дрова кто-то напилил и привез на фестивальную
поляну, но когда дрова продаются чуть ли не по цене деловой древесины...
А куда турист денется, ведь все сухие деревья давно сожжены.
Знаете ли вы, что самая дорогая дорога в мире проходит в районе Грушинки?
Так вот, если вы решили приехать на машине, с вас возьмут «экологический
налог» (100 руб.). Но не за пропуск на фестивальную поляну, а за проезд
последнего километра до платной стоянки (на поляну вас все равно не пустят).
Такой же побор введен на лодки (напомню, что главная сцена фестиваля находится
на протоке, и хозяева плавсредств любят слушать концерт с воды).
Надо признать, что в плане «налогов» у организаторов большой резерв.
Среднее число машин на фестивале - около 4000, и если на каждой приехало
по пять человек, то в сумме получается только 20 000. Значит, остальные
230 000 человек за «экологию» не платят ни гроша (лодки вряд ли вообще
стоит учитывать, их всего несколько десятков). А ведь можно и с пеших брать
деньги за вход, только для этого придется обнести территорию колючей проволокой
и поставить по углам вышки, чтобы бесплатно никто не проник. Еще можно
«экологически» обкладывать костры (опять же, никуда турист не денется,
у примуса песен особо не попоешь). Правда, законность всех вышеперечисленных
поборов весьма сомнительна, зато позволяет сформулировать Правило третье:
плевать на законы!
А что же с творчеством?
А ничего! Песни продолжают жить у костров. Организаторов это не интересует,
да и не в состоянии они повлиять на процесс, который когда-то даже КГБ
не смог остановить. Организаторы просто стригут с творчества купоны концертами
известных бардов и лауреатов Грушинки.
Отсюда - Правило четвертое: не стоит заниматься творчеством, оно и
само не помрет.
Как известно, дурной пример заразителен, и главный концерт фестиваля
- на Горе - с каждым годом тускнеет. Не спасает и участие в нем ведущих
бардов. Они тоже поддаются общему настрою и частенько откровенно халтурят.
Один из известнейших бардов на мой вопрос о причинах такого отношения к
главному концерту дал предельно честный и циничный ответ: «Гора сожрет
все!» И самое страшное, что он прав...
P.S. ...А «большие барды» на фестивале больше не живут. Их селят на
одной из соседних турбаз, подальше от поклонников...
Валентин СОЛОМАТОВ |