Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
"БЕЗНАДЕЖНЫЕ" ЗАПИСКИ
("Грушинский-97")
--------------------------------------------------------------------------------
Вадим Бисеров,
редактор газеты "Зеленый поезд"
--------------------------------------------------------------------------------
I.Театр начинается с вешалки...
В компьютерном жаргоне есть словечко "юзер", означающее простого честного
малого, пользующегося машиной без претензий на имидж компьютерного творца-вершителя,
которому доступны все электронные тайны полупроводникового приятеля...
Мыслями, следующими от юзерской же позиции, но уже в отношении славноизвестного
Грушинского фестиваля мне и хотелось бы поделиться.
...В Самару мы попали поздно ночью -- так уж подгадало разлюбезное
МПС. И первым кто как-то отреагировал на наше появление, был... пьяненький
сотрудник местной железнодорожной милиции. Он резвился на пригородной платформе:
усиленно размахивал "демократизатором", виртуозно матюкался и тыкал всем
в нос свои красные корочки. Нас же он повлек, было, в станционное отделение
на предмет досмотра, не везем ли мы в своих рюкзаках "травку" или, на худой
конец, нейтронную бомбу... На наше счастье, дежуривший в эту ночь офицер
был уже утомлен активностью этого своего подчиненного и особого интереса
к нашим персонам не проявил, почти сразу же отпустив восвояси. Куда мы
и отправились, унося в себе долгую память об этом акте "гостеприимства".
Добавлю: на вокзале никаких признаков гостевой службы фестиваля обнаружено
не было...
II.Притча о незаряженном ружье...
Что Вам рассказать о Грушинском? О его творческой стороне исчерпывающе
написал Борис Жуков, и чем то дополнить его повествование сложно. Однако,
чувствуя в себе определенные навыки старого певца отечественных маразмов,
не могу не сказать пару-восемь слов о фестивале, как о событии. Несомненно
самый крупный фестиваль страны и всего экс-СССР в интересном положении.
По моему, его организаторы стоят вплотную к невозможности управлять своим
детищем. Под этим я не имею в виду ту рощу из вопросительных знаков, что
наставил выше Борис Жуков. Творческие материи, как наиболее нежные оставим
пока в стороне.
Гораздо больше волнует меня возможность приехать на Грушинский фестиваль
еще раз и живым вернуться назад. Прошу не морщиться -- я вовсе не намерен
плясать на той "ракетной" мозоли от 1995 года. У Грушинского при нынешнем
порядке вещей есть все шансы отличиться чем-то еще более ужасным...
Пример номер один. С 1992 года я приезжаю сюда, и каждый год над поляной
тарахтят местные мотодельтапланы и самодельные самолеты. (В 92-м летали
и вертолеты). Они активно мешают присутствующим слушать и записывать то,
за чем они сюда приехали -- песни. И это бы ладно. Но несмотря на все самарские
аэрокосмические таланты, я не верю в абсолютную надежность этих летательных
аппаратов.
Что будет, если такой самолетик с разгона врежется в толпу?
Можно сказать, что я преувеличиваю и перестраховываюсь... Но на таком
массовом действе -- более 100 000 народу перестраховываться должны организаторы.
А чем заняты они? Пример номер два. На прошлогодней пресс-конференции
у представителей оргкомитета спросили о происхождении некоего воздушного
шара, который висел-висел над поляной, а во время концерта на Горе взял
себе и улетел в небеса; спросили и о пятне от лазера, появлявшемся несколько
раз, вначале на парусе плавучей гитары, и после на том же взлетевшем шаре.
Вот расшифровка записи ответа с диктофона: "Мы не в курсе воздушного шара
-- куда он улетел, откуда прилетел... Какая то организация, причем, даже
не самарская привезла этот шар". Конец цитаты. Все это прозвучало под смех
присутствовавших журналистов.
Простите, но если чего-то о происходящем на Грушинской поляне не знаю
я с другом Федей, либо пресс-служба Грушинского -- это нормальное явление.
Если этого не знают органы, которые называются почему-то компетентными,
то это уже трагедия. Между прочим, не открытие, что над поляной фестиваля
заходят на посадку самолеты в самарский аэропорт Курумоч. Так вот, когда
в Москве в небо улетел олимпийский Мишка, воздушное движение над столицей
было специально урегулировано. Во избежание...
На Грушинском -- улетает немаленький воздушный шар, и подымается до
высот, на которых пролетают лайнеры -- это никого не волнует. Что, оргкомитету
захотелось иметь на поляне личный "Ту-154", или что там еще летает?
III. До будущей Горы...
После итоговой пресс-конференции руководитель пресс-центра Ирина Зверева
предложила всем желающим остаться и поговорить о том, что можно сделать
лучше на Грушинском.
Были интересные предложения (Правда, редактор и учредитель туристской
газеты "Вольный ветер" С.Минделевич сделал максимум возможного, чтобы превратить
действо в рекламную кампанию своего издания.). Было обсуждено и предложение
Бориса Кейльмана привозить с собой примусы, вместо того, чтобы жечь костры...
Да, фестиваль задыхается по ночам. НО! Если мы везем с собой примусы,
где брать для них горючее? Ни в поездах, ни, тем более, в самолетах бензин
провозить нельзя. Следовательно, нужно организовать заправку примусов прямо
на фестивале. (Я предвижу ухмылки, мол, нельзя, а ведь все равно возим...)
Да, возим. До поры. Но этим предожениемы становимся перед необходимостью
нарушать правила.
Но ведь костер на Грушинском это не только средство обогрева и приготовления
горячей пиши. Это еще и традиционный символ, тесно увязанный с авторской
песней и традициями ее исполнения. Отнимите костровые братства, засиживающиеся
глубоко за полночь у этих островков огня с гитарой и песня сразу потеряет
болшую часть своей привлекательности... Сделайте что ли взамен частных
костерков один, два, три... икс больших костров, где можно было бы посидеть
и послушать песни. Поймите, что у очень многие едут на Грушинский не за
киловаттами аппаратуры, а за компанией, которая собирается здесь. И те
разговоры, которые тут ведутся между старыми и новыми знакомыми, они требуют
не хорошей режиссуры и именитых спонсоров, а приватности и доверительности,
которая как раз костровым посиделкам и присуща.
А если хотите приучить народ пользоваться примусами -- наладьте продажу
бензина и газа на поляне фестиваля, и не по "договорным" ценам, а по минимальным,
чтобы стимулировать покупку оного газа, и часть проблемы вы уже решите.
Но чего то я сомневаюсь в этом. У меня давно уже сложилось ощущение
всепобеждающей любви к денькам со стороны почтенного оргкомитета. В своих
коммерческих потугах он напоминает родное правительство. Не кажется ли
вам, что брать с торгующих на фестивале одновременно и взнос за право торговли
и 10% от выручки несколько не по-джентльменски? Я понимаю, что денег не
хватает, что фестиваль съедает много (Кстати - сколько? За пять моих поездок
на фестиваль ни на одной пресс-конференции не была названа точная сумма.
Все время идут отговорки, дескать, невозможно посчитать, нельзя оценить
труд бескорыстных помошников... Такие заявления рассчитаны на уровень восприятия
студента-первокурсника журфака, двоечника Васи Пупкина, который свято верит
всему, что бы ему на пресс-конференции не говорили. На Грушинском фестивале,
все же, работают более опытные (как правило) журналисты, и ежегодно предлагать
им такую развесистую клюкву взамен истины -- все равно, что себя не уважать...),
но есть же рамки приличия...
Заговорив о журналистах, скажу и еще об одной детали. Не существует
никакой круглогодичной связи с пресс-службой фестиваля. Слава Богу, недавно
появился сайт Грушинского фестиваля в Интернете, где можно найти хоть какую-то
информацию. Я, например, с этого сайта узнал, что в Самаре прошел Зимний
Грушинский фестиваль. Но я знал о нем и раньше, а как быть тем, кто и не
догадывается о его существовании, но очень хотел бы написать об этом событии,
либо просто побывать на нем, ради собственного удовольствия.
А так на фестивале -- хорошо. Масса людей, среди которых большая часть
-- твои единомышленники.
По-хорошему удивляют старания самарцев, построивших новую плавучую
"Гитару" из алюминиевых труб, способную держать на себе 6 тонн. Мощность
звука из акустических систем во время концерта на Горе -- 6 киловатт. Кто
понимает, может представить себе масштабы действа...
IV.Два слова о чинопочитании.
В заключение еще об одном моменте. Очень трудном для разговора. В прошлом
году на всех нас свалилась трагедия -- не стало Булата Шалвовича Окуджавы...
О смерти вообще невозможно говорить, о ней правдиво и нелукаво можно только
молчать. Однако на прошлогоднем Грушинском, похоже, задались целью как
можно сильнее истрепать его имя. "...Окуджава, Окуджава, песния Окуджавы,
сейчас я спою песню Булата Шалвовича..." - неслось со сцен. Все, кто может
и кто не может кинулись петь его песни. Это выглядело пристойно раз-другой.
Дальше это выглядело пошло и глупо. Имя Высоцкого пережило после своей
смерти нашествие ранее не существовавших друзей, приятелей, свидетелей,
подельников и протчая. Нечто подобное в миниатюре состоялось и на Грушинском...
Апофеозом всего этого был малец на сцене плавучей Гитары, разевающий
рот под звуки транслируемой песни Окуджавы. "Под фанеру", так сказать...
Не знаю, как кому, но мне это показалось с точки зрения режиссуры бесталанным,
а в целом -- просто кощунственным.
Грустно, господа...
В.Бисеров
|