Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Подумаем о наших фестивалях прочитано в FIDO
По обе стороны морали
Добра и зла жрецы и жрицы Так безобразно много срали, Что стерли начисто границы. И. Губерман Я пишу эту статью для тех, кто в КСП не один год и для кого авторская песня стала частичкой жизни. Если вы не считаете себя таковым, не стоит тратить своего времени. Собственно, давно уже просились на бумагу мысли о нынешних фестивалях и слетах, но сейчас, после очередной поездки, охватившей сразу четыре совершенно разных по концепции мероприятия, стало просто невозможным не высказаться. Дело в том, что эти действа на основе авторской песни стали так сильно отличаться друг от друга и давать настолько разный результат, что сам собой поднимается вопрос: "А одно ли мы дело делаем, господа, товарищи, ребята?" В бытность Советской власти мы имели совершенно очевидную баррикаду и точно знали, кто с какой стороны. Теперь ее нет, разобрали на сувениры воспоминаний. И что же мы имеем? А имеем совершенно иную экологическую среду, где надо по иному и плавать и дышать. Но давайте вместе со мной побываем на этих четырех фестивалях и подумаем вместе. Итак, поехали. Днепропетровск. Юбилей клуба, ему двадцать лет. Скромный - по финансам - фестиваль, тем не менее, оставил хорошее впечатление. Небольшой пансионат на берегу Днепра. Несколько даже условный конкурсный концерт с хорошей долей мпровизации. Так, например, было решено не разбивать выступление участников конкурса и гостей с жюри на отдельные концерты, а совместить их, чтобы подчеркнуть равенство на сцене. А когда во время концерта подъехала машина с тяжело больной Наташей Баевой, организатором многих Днепропетровских фестивалей, по предложению Коли Адаменко переместили "сцену" прямо к машине. Получилось хорошо. Жили все вместе, "Чайхану" провели сами для себя. Она вышла смешной и не вульгарной. Были и открытия. Так, появление на фестивале замечательного донецкого поэта-ироника Владимира Авцена было просто очаровательным сюрпризом. Финальный концерт - полное взаимопонимание с небольшим, но уютным залом ТЮЗа. Разъехались, как говорится, с чувством глубокого удовлетворения. Из всего абзаца прошу обратить внимание на слово "небольшой". Оно тут появляется дважды. Через неделю мы в Черкассах. Лесной слет, четвертый по
счету. "Пристрелянный" пансионат с разного объема домиками, оформленная
и озвученная сцена, более пятисот участников, неплохая поддержка спонсоров
и местных властей, ларьки вокруг цены, охрана, регистрация каждого
прибывшего и т.д. Атмосфера отличается от днепропетровской. Чувствуется
некоторое напряжение организаторов, вызванное ответственностью за мероприятие.
Творческие мастерские идут с долей непонимания между участниками и жюри
(синдром молодых, оторванных от большого движения клубов). Дело не гиблое,
но ситуация требует внимания и сосредоточенности, особенно к вечернему
концерту, когда над поляной повеяло, да простят меня украинские националисты,
"русским духом". Но жюри и организаторы уже не первый год вместе и с ситуацией
знакомы. Более того. И команда Тани Гайдар (надо же, какая фамилия)
и жюри: Король, Барановский, Ворожейкин, Келов, Байрак работают как две
руки одного организма. Концерт начался выступлением жюри.
Схожу со сцены и ... узнаю о смерти Наташи Баевой в Днепропетровске.
Минута молчания. Hе очень КСПешная публика видит наше неподдельное единство.
Конкурс обретает
Еще неделя - и Курск. "Соловьиная трель". Массовость, размах,
спонсоры, власти... Банкет во славу дружбы между бардами и вышеуказанными,
транспорт, гонорары, на каждых пятьдесят человек по милиционеру, радиосвязь,
бесконечные ларьки, профессиональные ведущие с нескончаемыми "Слава! Слава!",
более десяти тысяч народу. Два года назад за интервью
независимому телевидению я попал в немилость курских властей (генерал Руцкой
в представлении не нуждается) за простые слова о том, что происходит на
поляне. В этом году ситуация усугубилась. Дело дошло до зверского убийства.
Из вторых рук я узнал о двух изнасилованиях и двух утонувших (повторяю,
из вторых рук). Жюри и гости фестиваля традиционно жили на огороженной
Следующая неделя - Великие Луки. Фестиваль вписан в праздник
воздухоплавания и наградой лучшим предполагался полет на воздушном шаре,
который не состоялся из-за плохой погоды. Ситуация в городе непростая.
Губернатор Псковской области содействует, городской отдел культуры сует
палки в колеса. Достаточно того, что из перечисленных на отдел культуры
для фестиваля денег тамошняя "глава" запросила за перечисление половину
суммы (бандиты в этих случаях вымогают 10-15%). Пришлось ребятам в последний
день ночью ехать через всю область. Володя Быстров - крепкий орешек. О
такого и зубы обломать недолго. Более чем условный конкурсный
концерт с такими же призами. Минимум зрителей. Каждого очень интересно
слушать. После концерта "разбор полетов", то есть творческая мастерская.
Тут бы я обратил внимание организаторов фестивалей на одну деталь: весьма
целесообразно проводить мастерские после общего прослушивания, а не персонально
после каждого участника. Дело в том, что если ведущим творческих мастерских
делать записи, а затем, обобщив результат, делать разбор каждого, исходя
из общей картины, получается и динамичней и убедительней. У отдельных конкурсантов
не возникает обидной иллюзии персональной неприязни. Действенней подчеркнуть
достоинства и недостатки конкурсанта в сравнении, а не персонально. Присутствуют
на этом разборе только те, кого этот разбор действительно интересует. И
уж совсем очевидными становятся критерии отбора, что интересует всех.
Так и конкурсантам полезней и жюри не подхалтурить. Тут
я опять возвращаюсь к теме команды. Великолукский фестиваль лично для меня
пример идеальной коллективной работы. Удивительно ровный по психологической
совместимости состав: Козловский (Вологда), Васильев (Харьков), Макаренков
(Смоленск), Шмидт, Пышненко, Перелыгин (все из Витебска), Фахртдинов (Электросталь),
Hикитина, Коробкин (оба из Великих Лук) и, конечно же, Цывкины (Сергиев
Посад), Байрак (Одесса). А ведь особенностью этого фестиваля была почти
недельное концертная деятельность в небольших городах Псковской области,
для
Вот и самое время сделать выводы. Мне видится вот какая
штука. Баррикада, о которой я упомянул выше, осталась. Только названия
сторон поменялись. Достаточно дать точные определения и все становится
ясным. Дело в том, что ничего нового не происходит. С одной стороны - духовность,
развитие, созидание, истинное творчество, откровение, эксперимент, одним
словом, культура. С другой стороны - политика, деньги, честолюбие, борьба
за место под солнцем, все эти небезобидные взрослые игры из разряда "человек
человека". Испокон веков между этим мирами проходила граница, которую люди
двигали и двигают туда-сюда, опираясь на собственные моральные устои. А
она, эта граница, под этим вековым слоем незыблема. И как ее ни демаркируй,
стоит, как вкопанная. И дело тут совсем не в авторской песне. Точно такие
процессы происходят и в других сферах. Пришла пора прояснения ситуации,
а с ней и пора выбора. Пришла пора понять, что не все, что делается под
знаменем КСП, свято, и что мы подвластны всем человеческим порокам. Пора
понять, что прошло время перестать делить людей на любителей АП и прочих.
Я не ставил перед собой цели публично выразить претензии или похвальбы указанным в статье людям, я просто не хотел смягчать углы. И еще. Мое мнение - это только мое мнение, а не истина в последней инстанции. Очень надеюсь на дискуссию. Следующая статья - после Грушинского.
В. Байрак
|
|
---|