Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Ольга Чикина - Русский Том Уэйтс
Том Уэйтс начал писать песни, работая вышибалой в лос-анжелесском ночном клубе,
записывая беседы посетителей у стойки бара. Ольга Чикина занялась песенным
творчеством, работая ночным сторожем на рельсовой базе. О схожести их голосов уж
и не буду упоминать. Думаю, что Том Уэйтс был бы лучшим исполнителем Олиных
песен, если бы знал русский язык.
Может, так бы и остались песни девочки, родившейся в маленьком, но древнем
русском городке Скопине (ударение на второй слог, название происходит от птицы
Скопа), закончивший филфак педагогического в Рязани, никому неизвестными, но
друзья отправили её кассету на конкурс авторской песни, где она и стала
лауреатом. А потом она становилась победителем и на разных других фестивалях,
куда приезжала.
Мой друг Гарик Конн как-то пошутил: «Для того чтобы автор стал известен, он
должен жить в Москве и носить фамилию Щербаков». Чикина стала известна, живя в
Рязани, где она сначала 10 лет преподавала зарубежную литературу в лицее, а
теперь работает в интернет-салоне. Её песни разлетелись моментально по всей
стране. Их все почему-то поют. Хотя пока я слышал только одного достойного
исполнителя этих песен и это сам их автор. Триединство текста, музыки и личности
автора настолько сильно, что разорвать его пока не удалось никому. Это, кстати,
единственное, что связывает Ольгу с «авторской песней». Во всём остальном –
нормальное музыкальное образование, классика и рок-музыка «послушайте Deep
Purple не хочется – покушайте лапши», все мы в детстве выбирали первое и быстро
проходили романтику палаток и парусов.
Я искренне заблуждался, считая, что слово Родина в песне уже невозможно
упоминать, так как обычно получается откровенная пошлость. И долго не мог
понять, как это у Чикиной получилось, пока не познакомился с ней. Дело в том,
что Ольга, на мой взгляд, самый русский автор в авторской песне. Родина для неё
это всё, независимо от того, какая она, любовь к ней безмерна, а искренность
полная. Вот почему её песни задевают всех. Одни их безоговорочно принимают,
других они раздражают. Но равнодушных нет.
Привожу полностью одну из её лучших песен. Надеюсь на её долгую жизнь.
Я ли не люблю тебя,
Родина моя?
Елочки веселые.
Светлые края.
А когда ты посветлу
Кружишь во хмелю,
Я ли не люблю тебя?
Я ли не люблю?
Снег летит по елочкам.
Весело снежку.
Мальчики веселые
Плачут по дружку.
А один по улочке
Кружит во хмелю.
Я ли не люблю тебя?
Я ли не люблю?
А над нами вечное
Острое крыло.
А дружка под венчиком
В небо унесло.
А ты все веселая.
Кружишь во хмелю.
Я ли не люблю тебя?
Я ли не люблю?
Ольга начала писать рано, но думаю, что только когда написала «Ботиночки», стало
понятно, что она умеет писать песни. Вроде всё просто, снять или оставить
«ботиночки», которые тянут к земле, ведь хочется взлететь вместе с воздушным
змеем. А вот удалась песня, и так завидно, что не ты её написал.
На первый взгляд непонятно, как у Ольги рождаются песни. Открою секрет - для неё
написать песню - это так же естественно, как дышать или жить. Как будто нет
ничего вокруг кроме необыкновенной красоты и счастья жить в этом мире. Вот так
легко они и рождаются. Многие сравнивают её песни с картинами. На самом деле
Ольге, кроме песенного дара, дан ещё и художественный. Она замечательный
художних-график.
Её выставки с большим успехом прошли в Амстердаме и Дрездене.
Жаль, что часть её работ там и осталось. Хорошо, что хоть её песни – это уже
общее достояние.
О чём же пишет Чикина? Если бы она стала пытаться рассказывать об этом, мне было
бы очень жаль. Ведь в этом заключено некое таинство, и для каждого слушателя,
способного их воспринять, смысл их будет совершенно разным.
Её лирический герой (или героиня), хотя и родился вместе с автором в один день –
8 мая, - самый обыкновенный русский человек, живущий в провинциальном городке,
со своими проблемами и заботами, радостями и праздниками. Если это женщина, то
полна противоречий, но очень простых. То она любит - «порхала выше леса, любила
я орла», то ненавидит - «о не плодите горьких размышлений о том, какие все вы
мудаки», но всегда к этому относится с юмором - «так встречайте у порога, мамка,
ужин приготовь, мне сегодня, слава Богу, не играется в любовь» или - «профессор
Фёдоров украл мои носки. Ему, наверное, так легче уезжать». Если это мужчина, то
он «лежит на снегу и страдает за планету» (чистый Веня Ерофеев), а «планета ему
объясняет, кто он такой», «гоняется в трусах по Рязанской метели», «плачет один
от любви к красоте» (ну, это просто я), «хочется человечного Клинского пива»
(впрочем и женщине хочется), «читает Кортасара в чужом сортире». Лирический её
герой всегда добр, как и всё творчество. Тема доброты, я бы сказал, вообще у неё
во главе всего. Вот человек вспоминает, как он очень давно ждал поезда в зале
ожидания на маленькой станции.
Я сижу на корточках
Посреди вокзала – я в печали.
Надо мной опасное
Маленькое облачко любви.
Дотянусь до облачка –
Будет всё как раньше, как вначале –
Я его не трогаю,
я его не трогаю – плыви.
Каждый может вспомнит всю ту грязь и мерзость провинциального вокзала. Но в
памяти у героя осталось только светлое – «псина безобразная», но это
единственный дружочек на вокзале. И вот она уже «спит моя хорошая собака, а над
нами облачко, а над ним высокая звезда» И ему страшно потерять это ощущение,
этот воздушный шарик, который в любой момент может лопнуть прямо в руках. И как
хочется вернуться туда - в светлый безоблачный мир своего детства.
Совершенно неожиданны многие уже хорошо известные образы в трактовке Ольги
Чикиной. Так, например, романтический образ моряков у неё превратился в символ
трагический - расставания навсегда «с парусами невозможной красоты». Они
«уплывают в небесный океан, уплывают, оставив на земле» девушек с «янтарными
бусами».
22 апреля в ПОДЦ "Восхождение", в 19.00 состоится концерт Ольги Чикиной
Одна из самых известных песен Чикиной – «Балерина». Евтушенко очень резануло
использование в этой песне слова «жопа». Думаю, что и Сухарев по этой же причине
не включил её в свою Антологию Авторской песни. Но ведь это совершенно точное
определение того, где оказалось всё наше искусство сейчас. Да, ведь всё
искусство оказалось сейчас голым, как та балерина, которой приходится танцевать
перед прачками, так как господа на Колыме. И «прыгать балерине… прямо жопой на
траву», чтобы заработать на кусок хлеба. Лучшее песенное определение всего
происходящего в нашей стране с творческими людьми.
О чём бы не писала Чикина, всегда получается о своём родном. Её Клава с её
староанглийскими видениями - простая русская женщина, которая то ли хочет
«попросить, то ли хочет помочь», восклицающая: «Ах, либидо ты моё, либидо, что
тебе надо ещё?» Не поймёшь, смеётся над ней автор или плачет? Сам же автор любит
своего несчастного и одновременно счастливого героя, живущего в современном мире
в наше «счастливое» время.
В песнях Чикиной даже цифры какие-то магические - восемь, двенадцать. Восемь
мальчиков, двенадцать волчат. Двенадцать волчат у неё живут на свете. Каждый по-
своему понимает этот образ, но в любом случае в её песне это добро, которое
«идёт на планету». Вообще животные – один из любимых образов Чикиной. Птица
Дронт «доверчивая птица», на которую похожа сама Ольга, которая также открыто
входит своим творчеством к слушателям, понимая, что «что мы одни на планете»,
что «кому мы нужны?», что «и нас переловят», но всё же мы «человечны».
Очень я боялся, что Ольга, достигнув определённого уровня, остановится и
перестанет писать. Послушав то, что она написала за несколько последних лет,
порадовался за неё и позавидовал тем, кто познакомится с творчеством этого
автора. Ведь какое открытие их ожидает. Запомните это имя! Ольга Чикина -
русский поэт и бард.
Игорь Грызлов
http://www.dp.perm.ru/article.php?id=4377 |