Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Причастные к тонкой материи
Сайт "mediaзавод"
24.10.2011
Павел Фахртдинов и Борис Плотников подарили челябинцам много хорошей музыки.
В нашей области появляется все больше людей, которые не сетуют на засилье
низкокачественной музыки, а сами организуют концерты, приглашая хороших
музыкантов. Эти концерты легко проворонить: афиш по городу не расклеено, билетов
в общегородской сети нет, анонсов в маленьких цветных журнальчиках – тоже. Но
есть сарафанное радио, сообщества в социальных сетях, посвященные предстоящим
концертам, и есть наш сайт medizavod.ru, который старается отслеживать если и не
все, то хотя бы часть «неформатных» событий.
Таким событием стал приезд в Челябинск молодого автора и исполнителя Павла
Фахртдинова. В Доме Архитектора Павел выступал не один, а вместе с Борисом
Плотниковым, одним из лучших губных гармонистов России.
Сложно сказать, к какому стилю принадлежит музыка Павла. На мой взгляд, она
ближе к року, чем к авторской песне в традиционном ее понимании. Начав концерт с
«Тишины», Павел надолго расстался с Борисом Плотниковым, чтобы спеть «несколько
не самых веселых песен». Хотелось высказать все, что наболело. Жесткие, порой
яростные песни и стихи потребовали усилий не только от артиста, но и от публики.
Те, кто остался, были вознаграждены вторым отделением концерта, где прозвучали
самые известные песни, принесшие Фахртдинову популярность: «Минус десять»,
необыкновенно лиричная «Колыбельная для Веры и Нади», «Босса-нова», «Пока играет
джаз» и другие. Губная гармошка Бориса Плотникова придала композициям приятный
блюзовый оттенок, а в те моменты, когда она солировала, можно было испытать
кайф, знакомый любителям джазовых концертов.
Когда все закончилось, мы немного поговорили и с Павлом, и с Борисом.
Павел Фахртдинов: «Я себе говорю: не парься»
- Ваш отец – автор и исполнитель Марат Фахртдинов. Стало быть, вы выросли в
атмосфере авторской песни?
- Нет, я рос на диком смешении разных музыкальных стилей. Папа мне все детство
пел песни, как свои собственные, так и Визбора, Окуджавы. Мог спеть что-то из
«Машины Времени» или «Аквариума». То есть я с самого детства слушал и рок, и
авторскую песню. Во мне все смешалось, и сейчас это, безусловно, отражается на
моих песнях.
- Вы не стараетесь придерживаться строго определенного стиля.
- Считаю, что я вообще не должен об этом думать. Я себе говорю: не парься.
Делай, что должен и будь, что будет. Мне кажется, это важно.
- Как вы стали сочинять песни?
- Совершенно стандартно. В пубертатном возрасте, когда у подростка все болит,
весь мир не такой, как тебе нужен, и ты не такой, как нужен миру.
- Многие начинают писать песни, но немногие потом связывают жизнь с творчеством.
- Чем дальше, тем сильнее я понимал, что музыка – это то, что меня интересует
больше всего на свете. Причем музыка в глобальном смысле, а не только
сочинительство или исполнение. Разная, большая и маленькая, мэйнстримовая и
андеграундная. Мне просто хочется быть причастным к такой тонкой материи, как
музыка.
- Вы довольно часто выступаете на «Квартирниках у Гороховского». Расскажите, что
это за человек?
- На Диме Гороховском держится значительная часть культурной жизни
Санкт-Петербурга. Люди, подобные ему, поддерживают гармонию в этом мире. Денег
на квартирниках Дима практически не зарабатывает. Со временем сложилась такая
ситуация, что у него не брезгуют, а даже порой и просятся выступить довольно
матерые люди – Юрий Наумов, Ольга Арефьева, Серега Калугин.
- Это действительно его квартира?
- Да, он живет там вместе с котом. Туда, конечно, невозможно просто прийти водки
попить. А на концерт – пожалуйста. Существуют определенные правила: снимать
обувь, не приходить в свинячьем состоянии, не распивать спиртные напитки,
приносить что-нибудь к чаю. Атмосфера там очень теплая.
- В каких городах существуют квартирники?
- Довольно много где есть концерты, именуемые «квартирниками», хотя по сути это
просто маленькая сцена. Вот в Самаре есть «квартирники без квартиры». Они и
свободные, и вместе с тем артисту сложно их играть. Все глаза перед тобой, и
если ты не честен, соврал или сфальшивил, это моментально будет замечено.
Борис Плотников: «Мотивированному студенту педагогика не нужна»
- Борис, ни один из известных мне харперов (губных гармонистов) не начинал свой
путь в музыку с этого инструмента. Так было и в вашем случае?
- Я поначалу играл на гитаре, не видя это своей профессией. Когда поступил на
биофак (УрГУ), мне стало категорически не хватать времени. Услышал на записях у
Умки как играет Кожекин, купил губную гармошку и стал с собой таскать. А что
такое биофак? 45 минут лекция, пять минут перемена. Я на каждой перемене
занимался. Преподаватели куда меня только ни обещали засунуть поначалу! В
Екатеринбурге я знал всего лишь двух человек, играющих на губной гармошке, и
через полтора года я превзошел их обоих. Губная гармоника – инструмент, идеально
соответствующий мне. На нем можно играть, где угодно. Еду в машине, стою в
пробке – занимаюсь. Еде в трамвае, если народу не много – занимаюсь. Жду поезда
в метро – занимаюсь.
- В Нидерландах вы давали мастер-класс по импровизации на губной гармонике. А
сами нигде не учились?
- Я занимался сам, брал в Москве уроки у Александра Братецкого, Михаила
Владимирова. И плюс я активный пользователь Интернета, а там очень много
информации, просто нужно знать, кого спросить. Я до сих пор не вполне верю в
педагогику. Считаю, что она актуальна только для немотивированной аудитории.
Мотивированному студенту не нужен преподаватель, он все сам найдет. Ему нужно
будет десять минут на общение со знающим человеком, чтобы получился результат. Я
до сих пор над теми заданиями, что дал мне Говард Леви больше года назад, думаю
и работаю. Парадокс в том, что сейчас я сам веду класс в Свердловском
музыкальном училище. У моих студентов будет диплом: «исполнитель эстрадного
оркестра (губная гармоника)».
- Интерес к инструменту растет?
- Безусловно. В 2000 году, когда я начал заниматься, был информационный вакуум.
Теперь же ребят привлекает не только общедоступность информации, но и концерты
губных гармонистов. Ключевой момент – чтобы человек задумался: ух ты, есть
губная гармоника, может быть, стоит попробовать? А найти преподавателя не так
тяжело. Я даю уроки по скайпу без проблем по всей России.
- Чего бы вам хотелось достичь?
- Чтобы концертная деятельность стала основной, но играть при этом хорошие
концерты – не шансон и не попсу. Пока чтобы заработать, приходится много
преподавать и модернизировать гармоники. Я делаю апгрейд – они становятся
гораздо более герметичными и уже не имеют никакого отношения к тем инструментам,
что производятся серийно.
Олеся Горюк, http://mediazavod.ru. |