Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Ювенильный романс
Андрей Анпилов
Может быть, в будущей литературной энциклопедии "заозерной школе» будет
посвящена одна строчка. Что-нибудь вроде:
"...а также поэты легендарной "заозерной школы" - И.Бондаревский, Г.Жуков и
В.Калашников /см. Игорь, Геннадий, Виталий/...»
Скорее всего - и больше.
Но она, эта строчка, уже вписана в историю литературы. Миф сложился, книги уже
стоят на полке памяти - а в центре ли, с краю - не так важно.
Настоящим поэтам, похоже, все идет впрок. И покой, и гонения, и слава, и
официальное замалчивание. Ребят же, в сущности, в начале 80-х стараниями ГБ
выдавили из Ростова, фактически сослали от греха подальше. Но в ответ - ни
жалоб, ни ропота. Все, что ни есть - во благо поэтической биографии. «Здесь, под
спокойным небом Танаиса, Я перестал жить чувством и моментом...»
Здесь, под античным небом Танаиса,
Зимой гостили у меня Гораций,
Гомер, Овидий, Геродот, а летом
Родные и приятели: актрисы,
Писатели каких-то диссертаций,
Изгнанники, скитальцы и поэты...
Оказалось, что поэт живет не столько в южной российской провинции, сколько на
крайнем севере античной ойкумены. Хранитель, носитель мировой цивилизации,
зимующий среди скифов и сарматов. Отсюда взгляду открывается широкий горизонт,
мысли откликается дальнее эхо. Игра? Не без того. Но ведь небеспочвенная и
талантливая.
Смотри-ка, Геннадий, как все вдруг сложилось удачно?
Ни войн, ни репрессий, и дельта настолько тиха,
Что дух - этот баловень женский, затворник чердачный,
Никто не тревожит на лоне любви и стиха...
Реализован также и сюжет собственно "озерной-заозерной школы". Та же совместная
жизнь на лоне природа, понимание литературы как высокого, естественного,
овеянного дружбой и теплом очага, занятия. Прочь от города, урбанизма, политики,
от пошлой злобы дня и казенщины,
В Москве и Питере ничего подобного, кстати, не было и быть не могло. Климат
суров.
Из всех "заозерщиков» Калашников более всех походил на романтического поэта.
Компания, вообще-то, вся подобралась колоритнейшая. Бондаревский - нечто среднее
между рыцарем печального образа и вороном-стервятником. Жуков - Калин-царь с
гитарой наперевес вместо кривой шашки, одновременно забубённый и хитроватый.
А Калашников - как на картинке. Всегда восторженная речь, кудри до плеч... Юный,
вечно на бегу, всегда от чего-то веселый и чем-то вдохновленный, интеллектуально
подвижный. Влюбленный как Арамис и самоуверенный как д,Артаньян. Глядеть было
противно - такой он, казалось, любимчик, везунчик и счастливчик. Хотя никаких
причин для бодрости, вроде, не имелось - ребята существовали социально даже
более эфемерно, чем ваша московская братия. А поэту - все в радость. Вообще все.
...Но мы - оптимисты - из мрачных предчувствий
Пока ни одно еще не обмануло...
.....................................................
...Там пусто так. что шелест фальши
И тот немного веселит...
...Лет пятнадцать назад случайно встречаю Виталия на улице. Бежит, сияет.
- А у меня подборку сняли в "Новом мире"!
- Это ты этим так доволен?
- Но если б ты знал, кому я место уступил!
- ... ?
- Нет, не скажу, чтоб не сглазить...
...Через какое-то время открываю журнал – первая "перестроечная" публикация
И.Бродского в Советском Союзе /"Новый Жюль Верн" и т.д./.
Однако все же странно, что Калашников в свое время не стал, или не захотел стать
подающим надежды советским поэтом. При его счастливом даре обращать внимание на
утешительные стороны реальности /или лирически интерпретировать безутешное/, "молодежности",
проникновенности и светлой печали - нетрудно было вписаться в формат "Юности"
или "Молодой гвардии". Да и антисоветизм-то его был какой-то...
каламбурно-несерьезный, почти детский:
...Когда певец выходит из народа.
Народ вздыхает с облегченьем...
.....................................................
Мне видится чудесная картина:
Идет страна несметною толпой,
И на знаменах - профиль Буратино,
А в уголочке - ключик золотой...
Не вписался, не захотел...
Да и потом - много еще куда не вписался. Ни в одно модное поэтическое течение -
ни в московский метаметафоризм, концептуализм, иронизм, ни в питерский
неоклассицизм, ни в провинциальное почвенничество /последнее, конечно, не модно
- но всегда надежно/. Слишком живой - для игры в бисер, чересчур прямодушный и
искренний — для соцарта и стеба, обремененный культурой - для наива — Виталий
занял единственную в своем роде нишу - певца-созерцателя, "останавливателя
счастливых мгновений".
Поэтика Калашникова - нейтральна, консервативна. Стих - полный благозвучных
аллитераций, вокальный, напевный, чаще всего с женскими рифмами. Чувства -
изящны и элегичны, идеи - возвышенны, словарь - чуть стилизован. Но при всей
традиционности -чувствуется таинственная свобода высказывания, живая современная
интонация.
Поэт остро переживает свою связь и оторванность во времени, осмысляет
художественную и историческую перспективу.
...И каждый из нас вдруг почувствовал кожей
Старинного быта незримые путы...
...........................................................
Внучка за бабку, а бабка за дедку,
Так и живет круговая порука,
Да ведь иначе не вытянуть репку -
Сын за отца, как и правнук - за внука...
..........................................................
...А у нас на пиру есть такие гости.
Что у нас на земле еще не рождались...
Связывание времен - попытка опереться на что-то устойчивое, постоянное.
Стилистически - в том числе.
Лирический герой Калашникова - юноша, почти подросток. Это заметно и по избытку
энергии, и по хрупкому, умоляюще-нежному поэтическому голосу, и по
сосредоточенности на собственных драгоценных душевных движениях, и по
глобальности поставленных вопросов. Что есть главный русский "достоевский"
вопрос? "Господа, куда же вы расходитесь? Ведь мы еще не выяснили - есть ли
Бог???..»
...Вновь о бессмертье души нить доказательств Платона
Жадно слежу, но, увы! Доказательства эти наивны...
......................................................................
...Душа не поверит в наивные сказки,
Что в детях она повторится и в травах...
Лирический герой словно впервые узнал о существовании старости и смерти. Что же
делать, как жить? Причем ответ требуется немедленный. С такой сокрушительной
болью мировые проблемы, как личные, переживаются только в ранней юности.
...Она /душа-А.А./ не живет - ожидает расплаты,
И нужно ей не утешенье, а - выход...
Обычный взрослый выход - допустим, в вере, в мужестве, в духовном труде, в
стоическом агностицизме. Юность же бунтует, жаждет скорого чуда, волшебного
освобождения.
...Сейчас промелькнет? Я сейчас загадаю,
Ведь должен хотя бы однажды успеть я...
Чиркнула? И снова я не успеваю
Сказать это длинное слово бессмертье!
...............................................................
...Что это? Всего только новая прихоть
Глядящей в упор обезумевшей ночи
Иль это душа, отыскавшая выход,
Разгадку сознанью поведать не хочет?."
...Молодость без старости и жизнь без смерти... Боль и беспомощность героя
усугублены тем, что все, что не старость и смерть, для него - счастье. Кажется,
он по-райски лишен чувства первородного греха. Для него еще как-будто не
разделено душевное и духовное. Земля - тепла и прекрасна, жизнь - полна поводов
для любви, причин быть счастливым.
...И каждый бессмертник был нежной уликой,
Тебя каждый миг уличающей в счастье...
...................................................................
Мы были во власти того состоянья,
Столь полного светлой и радостной мукой,
Когда даже взгляд отвести - расставанье...
Вообще - "Хижина под камышовой крышей" /откуда большая часть цитат/ крайне важна
для понимания поэзии Калашникова. Своего рода "Звездный ужас", но - сплошь
лирика. Вот она, полнота бытия - все совпало, все благоприятствует блаженству -
природа, родина, любовь, юность. И - разверзаются бездны. Под ногами -
археологическая тьма веков. Небеса - вечные звезды смеются над смертными. И -
душа, полная неизвестности. Вот-вот, кажется, герой что-то нащупает спасительное
в бездне сознания, но...в руках остается только перо жар-птицы /"сиреневый
плащ"/. Т.е. - любимая.
К ней же /мимо адреса/ обращены самые заветные человеческие слова:
...Любимая, я умираю.
Приди, спаси и сохрани.
Значит, судьба предлагает или поэт выбирает - не выход, а утешение.
Человеческое, "слишком человеческое", которое читателя /да хоть и меня, как ни
горько признаться/ сильнее всего и трогает в художестве - чему слабое сердце
сочувствует.
Если время нельзя отменить, его возможно хотя бы замедлить, растянуть. Что
Виталий с упорством и проделывает едва ли не в каждом стихотворении. Бережно
переносит лирическое чувство, как полную чашу, от первой строки до последней.
Вслушивается, осязает, вглядывается, припоминает, фиксирует каждый перелив мысли
и настроения, в заодно - все, что на глаза попадется.
...Деревья, пауки, стрекозы, змеи.
Кузнечики, собаки, комары.
Жуки, трава... Когда б себе позволил,
То так и продолжал бы без запинки.
Наверно, не назвав и сотой доли
Того, что я увидел вдоль тропинки...
Именно - что позволил, даже вменил в обязанность. А есть у Калашникова
совершенно японские акварели, проникнутые тончайшими впечатлениями и эмоциями.
Сделанные словно с утраченным секретом - с ювелирной точностью и капризной
грацией:
Ветку рукой отводил и наткнулся на почку...
..........................................................
Став на колени, словно пить хотел,
У выхода античной анфилады...
.............................................
В лед вмерзший камыш
шелестит и звенит от поземки...
и т.д.
А "Богомол", «Изабелла"! Медленное, подробное, хищное зрение - а мышление
беглое, молниеносное.
Почти замершее время, переполненное биением жизни.
Есть особое, "взрослое" целомудрие лирика - освободить пространство стиха от
"я", самораскрыться до полного исчезновения "эго". "Есть искус, и ты его
знаешь», "Пир", "Кедр" - спето самозабвенно. В сущности, это новый уровень
существования - жертвуя coбой, душа обретает свободу и могущество.
В конце концов, прямое дело поэта - расточение сокровищ, самоотдача. И поэту
есть чем осчастливить /взять в соучастники/ современников и потомков.
...Есть пляжи любви,
есть приливы надежды,
созвездия веры...
.........................................
И все, что длится на этом пире,
Словно брачная ночь - в глубине сердца!
Это нам - флейты, дворцы, приливы, им - чуть слышная издалека музыка любви и
надежды.
Юная, вопрошающая, расточающая нежность и сердечный огонь поэзия... Может быть,
и правда таких поэтов больше не делают? Может, прав Виталий?
Я - последний летающий ящер.
Свистом крыльев будил мезозой...
Верить не хочется. Поэзия жива, пока хоть чем-то отличается от прозы - чем-то
таинственным, что древнее древности, юнее юности...
И напоследок:
"...И снова я не успеваю..." Отчего же? Вот же оно, заветное слово - последнее в
последней строке.
Стихотворение не без причины записывается в столбик - оно состоит не только из
периодов речи - предложений, но и собственно из стихов-строк. Строка — единица
смысла. А уж последняя - окончательный итог, то, "на чем сердце успокоится". И
он, этот
вывод, "выход" - зачастую опрокидывает, пересиливает прозаическую логику.
Грамматическая конструкция говорит "нет" - стих говорит "да".
...Сказать это длинное слово: бессмертье!
..................................................................
...Спокойны, как боги, бессмертны, как дети.
...........................................
...Приди, спаси и сохрани.
Удивительным образом у Виталия все получилось. Не поэт– поэзия сама нашла выход |