Галина Аграновская (1999 г.)
АНЧАРОВ Михаил Леонидович (то, что
помню о нем)
1953. Старый Новый год в ЦДЛ. За соседним столом семья
Сельвинских. Илья Григорьевич с женой и очаровательной
дочкой Татой. Привлек мое внимание в этой компании ладно
скроенный, широкоплечий брюнет с темными глазами.
Обменялись наши столы поздравлениями с Новым годом, а
когда пара, Тата и брюнет, пошли танцевать, Илья
Григорьевич спросил меня и мужа: "Как вам мой зять?"
Толя сказал: "Впечатляет".
Я спросила: "Можно поздравить?", на что Илья Григорьевич
ответил: "Посмотрим..." "Чем занимается ваш зять?" -
"Художник, как и Тата". Вернулись за стол молодые. Илья
Григорьевич познакомил с зятем. "Анчаров" - крепкое
рукопожатие, внимательный взгляд, часто моргающие глаза,
что-то вроде тика. Не улыбнулся. Показался мне
мрачноватым.
Через несколько лет знакомство произошло заново в
Малеевке. Нас кто-то представил друг другу, а я
напомнила, что мы уже знакомы, и когда именно
познакомились, при каких обстоятельствах. На это Анчаров
заметил: "А, вот когда! Так я влюблен был. Когда я
влюблен, ничего вокруг не замечаю." За ужином в
столовой, как и в прошлый раз, мы опять оказались за
соседними столами. Анчаров пришел к ужину с молоденькой
хорошенькой женщиной. Нам сказали, что это жена Анчарова,
Джоя Афиногенова. Помимо супружества, они еще и
соавторы, пишут сценарий о Ленине - "Апассионата". Так
мы с мужем узнали о другой, помимо художественной,
ипостаси Анчарова - сценариста. Эта его профессия сведет
нашу семью с ним очень близко и надолго. Малеевка
располагала к неформальным отношениям - вечеринки,
прогулки, переход с "вы" на "ты". И теперь я уже буду в
этих заметках, как и в жизни с этого момента, называть
Анчарова - Мишей. На вечерних посиделках - обязательная
гитара в руках моего мужа Толи. Гитара плохая, дешевая,
а песни замечательные. Стихи, положенные им на музыку,
по выражению Слуцкого, штучные: Пастернак, Цветаева,
Кедрин, Ахматова, Заболоцкий... И ни разу за весь месяц
в Малеевке я не видела, чтобы Миша взял в руки гитару. А
слушатель он был замечательный. Сидел напряженно, не
опираясь на спинку стула, прикуривая сигарету от
сигареты. Его песни и гитара - все это случится позже,
потом... И историю его женитьбы на Джое он расскажет
потом, когда уже не будет в его жизни Джои, и ее самой
не будет в этой жизни навсегда... А после Малеевки,
зимой, они бывали у нас дома несколько раз, и мы у них в
Лаврушинском один раз. Зашли после Третьяковки, куда
водили детей, наших сыновей. Быт их был неустроен.
Большая неухоженная квартира, украшением которой служили
несколько хороших работ маслом и акварелей, в том числе
чудесный портрет Джои. Оказалось - Мишины. На наши
комплименты, реплика автора: "Да ладно вам. Видно, что в
Третьяковке только в буфете и были". Угощали нас едой из
кулинарии. Вышла к столу сестра Джои, неприветливая,
Мише говорила колкости. Попрекала, что забыл купить
лекарства бабушке. Миша отмалчивался, Джоя сестру не
останавливала. Осталось впечатление, что Миша в доме не
вполне свой. Мне было его жалко, о чем я и сказала дома
Толе. "Джоя тоже не излучает счастье" - заметил мой муж.
Отношения наши остановились на приятельских, в дружбу не
перешли. Краем услышали, что Джоя ушла от Миши к их
общему другу, а Миша ушел в запой. Самое ужасное, что он
оставался жить в Лаврушинском, в одной квартире с
молодоженами - просто какое-то время ему деваться было
некуда. Деньги, заработанные на "Апассионате", были
прожиты (хотя, кажется, фильм и премию получил), снять
квартиру было не на что. Этот кусок жизни Миши из нашей
жизни выпал. Мы не знали, как он и где. Кто-то говорил,
что он вроде бы уехал с геологами на дальний север.
Звонок мужу со студии Горького. Просят написать сценарий
по его очеркам о молодых ученых. "Незаменимые" - под
таким названием вышла у Толи книжка, оформленная
художником Сидуром. Толя сначала категорически
отказался, у него уже был опыт - два неудачных, по его
мнению, фильма. Студия настаивала, и он предложил купить
право на экранизацию, говоря, что сценарист из него
никудышный. На это редактор студии рекомендовала
соавтора, хорошего сценариста. "Нет, и еще раз нет!" -
не спросив даже, что это за сценарист. Звонки, меж тем,
продолжались. У мужа в это время застопорилась статья, и
на очередной звонок он, по его собственным словам, "дал
слабину". В назначенный день я открыла дверь и увидела
Анчарова с незнакомой дамой. Не успела я подумать, как
он некстати, без звонка, да еще и не один, а он
представил свою спутницу - она и оказалось редактором
студии, а он - тем самым сценаристом. Позже Миша
рассказывал, что сам просил работы на студии, приносил
наброски сценария, и был отвергнут. Случайно услышал,
что ведутся переговоры с Аграновским, настоял на своем
участии, но поставил условие - не говорить Толе, что
именно он претендует на соавторство. На вопрос, зачем
темнил, сказал, что после "Апассионаты" (которая шла по
телевидению) мы не позвонили, и он понял, что не
понравилось. "Решился на инкогнито. Сам расскажу, что
пропадаю от безденежья и уговорю хоть договор заключить,
чтобы взять аванс, а там видно будет". Редакторша вскоре
ушла, сославшись на занятость. Я занялась обедом, думая
про себя, как плохо выглядит Миша, худой, сутулый,
бледный. Одет неряшливо, сорочка не первой свежести,
брюки мятые. И тут услышала из кабинета гитарный перебор
и голос Миши. Вот песня, которую он впервые спел в нашем
доме:
Я сказал одному прохожему
С папиросой "Казбек" во рту
На вареник лицом похожего
И с глазами, как злая ртуть.
Я спросил его - на окраине,
Где-то к городу по пути
-"Сердце девичье ждет хозяина,
Как дорогу к нему найти?"
Здесь гитара смолкла, и дальше - речитатив: "Слушай,
парень, не приставай к прохожему, а то недолго и за
милиционером сбегать". И опять под гитару:
И пошел он походкой гордою
От величья глаза мутны.
Уродись я с такою мордою
Я б надел на нее штаны.
Избалованная песнями и романсами на великолепные стихи,
которые пелись в нашем доме, я не услышала, какой слабый
стих у этой Мишиной песни. Заворожила мелодия,
энергетика голоса, манера петь. Много потом мы слушали
Мишу. Мне больше всех его песен нравилась "Губы девочка
мажет в первом ряду" и "Песенка про органиста, который в
концерте Аллы Соленковой заполнял паузы, пока певица
отдыхала". Толя любил балладу о шофере - "МАЗ". На
старой картонной коробке с магнитофонной пленкой -
надпись Толиной рукой "Мишка, Булат". Это у нас дома
единственный раз сошлись и пели Булат, Миша и Толя. Два
раза, по просьбе Булата, Миша спел: "Тихо капает вода,
кап-кап... Между пальцами года просочились, вот беда,
тихо капает вода..." Прослушав в Толином исполнении,
Галич восхитился "Песней про психа из больницы имени
Ганнушкина, который не отдавал санитарам свою
пограничную фуражку" . Вряд ли случайно появилась у
Галича песня с таким же длинным названием, "Право на
отдых или баллада о том, как я навещал своего старшего
брата, находящегося на излечении в психбольнице в Белых
столбах". "Монолог шофера" Галича появились позже
анчаровского "МАЗа". Есть тому и свидетельство - в
самиздатовской книге Галича, подаренной Толе с надписью:
"Дорогому любимому Толеньке - учителю от ученика" (Галич
считал, что Толя научил его играть на гитаре), стоит
дата - Москва, 1964-1966 гг. А Мишины песни мы слышали
много раньше. Не сравниваю этих двух, столь разных,
авторов, однако совпадение не случайное. Их души болели
одинаково, а темы их песен диктовала жизнь.
Позвала мужчин обедать. Как ел Миша! Видно было, что не
обедал он давно, по его словам "сто лет". Еда была
будничная, гороховый суп с ветчинной рулькой, котлеты,
пюре, что-то на третье, кофе. Не вспомнила бы, столько
лет спустя, это меню, если бы не звучало и сегодня в
ушах раскатистое Мишино: "гор-р-р-оховый, мир-р-ровой
супец, мир-р-р-вое пюре..." Ел он быстро, жадно и
аккуратно, не оставив ни пятнышка на скатерти. Это я
отметила особенно. Боролась я со своими мужчинами, мужем
и сыновьями, и не всегда успешно, за опрятность за
столом. Перед обедом я предложила выпить, в холодильнике
было полбутылки водки, оставшейся после каких-то
посиделок у нас. Миша отказался со словами: "Нет, я
выхожу из штопора". Так и подтвердился слух, что у него
был запой. Мы ничего не спрашивали о Джое. На мое
замечание, что он неважно выглядит, здоров ли, он мрачно
ответил: "На то есть причина". Пока я варила кофе, сытый
и порозовевший Миша вдруг, без всякого повода, заговорил
о Джое: "Знаете, как я познакомился с Джоей?". Не стану
заковычивать его рассказ, ибо его речь, особенные
интонации, паузы, не передать на бумаге. Потому
расскажу, как помню. Будучи в браке с Татой, он жил в
семье Сельвинских в Лаврушинском переулке. Вышел днем
купить папирос. На его глазах упала с велосипеда
девушка. Разбила колено. Он взял ее на руки и отнес в
поликлинику Литфонда, которая находилась в подвале того
же дома в Лаврушинском. Дождался, пока ей окажут помощь,
спросил, куда ее отнести - ступить на ногу она не могла.
Оказалось, что нести недалеко, жила она в соседнем
подъезде. Вот его слова: "Была она легкая, как ребенок".
Сбегал в аптеку за анальгином... и никогда уже не
вернулся к Тате. Рассказ его, гораздо более подробный,
был спокоен, как будто не о себе, только мигание век,
чаще обычного, выдавало боль. Закончил он так: "Вот
такая сказка". И опять мы не спросили о Джое, о том, где
он живет и как. Помолчали, потом Миша попросил книжку
"Незаменимые", по которой предполагался сценарий,
поблагодарил за обед, распрощался и ушел.
Я сказала мужу: "Вот и получил свой бумеранг Миша
обратно, бросил в Тату...". Не дав мне договорить, Толя
заметил: "Не стоит этого обсуждать". Хотя больше всего в
укладе жизни мой муж и ценил домострой, судить никого не
считал возможным и мне не позволял. Вечером Толя сказал
мне, что помочь Мише нужно, он даст согласие на студии,
может, что-то и получится.
Позвонил Миша уже наутро. Книжку прочитал, кое-что
понравилось, название "Незаменимые" никуда не годится,
он придумал новое - "НАХАЛ". Вот так и должен называться
фильм. Аргумент - в нашей жизни "незаменимые" никогда не
пробьются, только нахалы. Толя очень гордился названием
своей книжки, с трудом добился в издательстве, чтобы
прошло именно такое, как антитеза сталинскому
"незаменимых у нас нет". Сухо попрощался с Мишей и
сказал - уже мне, положив трубку - что ничего не
получится. Шутя, я предположила, что Анчаров может и не
знать о постулате вождя. "Шутка неудачная" - сказал
Толя. Не прошло и часа, звонок в дверь, на пороге Миша:
"Значит так, я пришел спорить, а что рождается в споре,
надеюсь, тебе известно". К слову, очень характерное для
него начало фразы в разговоре - "значит, так..." и еще -
"буду говорить сумбурно..." Во время работы Толя
жаловался: "Я не успеваю за его сумбуром". Я предложила
начать с завтрака, сомневаясь, что соавтор с утра сыт.
Что и подтвердилось - приглашение было принято, а
завтрак сметен до крошки. В этот день просидели они до
позднего вечера, с перерывом на обед. Слышно было, в
основном, напористый голос Миши и редкие спокойные
реплики Толи. С того дня "поселился" в нашем доме
Анчаров на несколько месяцев, с небольшими перерывами.
Процесс работы проходил так: Толя за машинкой, слышен
стук под Мишин напористый "сумбур", потом машинка
переставала стучать. Начинались дебаты, во время которых
Миша вышагивал километры (он вообще редко присаживался),
посыпая пеплом ковер. Курил он, в безденежное свое
существование, папиросы "Прибой", и только получив аванс
за сценарий, перешел на "Беломор". К вечеру уставали и
брались по очереди за гитару. Вот тогда, с осени до
весны, мы и услышали весь Мишин песенный репертуар.
Оценили его неповторимую манеру петь, его стихи и музыку
-те компоненты, на которые, однако, невозможно разложить
его песни. Мы уже знали и любили Булата. И у него
отдельно не получалось услышать стихи и музыку, и у
Галича, которого мы услышал позднее. Вот это и стало
потом определяться как "авторская песня". В давней и
единственной, по-моему, телепередаче с приглашенным
Анчаровым, его спросили: "Вы пишете сначала музыку или
стихи?". Он ответил: "Я не пишу музыку и не знаю нот.
Просто мурлыкаю, какие-то слова ложиться. Я не поэт и не
музыкант..." Надо сказать, в той передаче он был
нехорош, скован и пел плохо, вернее, не плохо, а что-то
потерялось в сравнении с исполнением в домашних стенах.
И песни он пел "нейтральные". Мы его поздравили потом,
как-никак - дебют на телевидении. По его словам, он себя
не видел (передача, естественно, шла в записи).
"Мурыжили меня пять часов, кому пою - не вижу. Я человек
не публичный, выкинул это хреновое телевидение из головы
раз навсегда". Оказалось, много позже, что не навсегда.
С телевидением он связался надолго, вышел длинный
телесериал по его сценарию. По-моему, это была первая
советская "мыльная опера". Актеры были хороши (Сазонова,
Грибов), как и песни некоторые. "Стою на полустаночке"
поется и по сю пору. Но скучно все это было до зевоты.
Посмотрели мы несколько серий, и бросили. Невольно
сравнивая Анчарова и Галича (авторская песня), замечу,
что Галич как драматург и сценарист был профессионалом,
Анчаров - нет. И Мишина пьеса, на премьеру которой он
нас пригласил, по повести "Теория невероятности" - не
запомнилась, хотя сама повесть обещала многое. Вторая
-"Самшитовый лес" - читалась с трудом. Его творческий
потенциал исчерпался песнями и первой повестью. Живопись
Миша забросил. Как-то мы были в гостях у художника
Николая Андронова. Толя пел свое и несколько песен
Анчарова. Хозяин, человек строгий и скупой на похвалу,
пришел в восторг от "МАЗа".
Услышав, что автор - Михаил Анчаров, сказал, что они
были однокурсниками в Суриковском. "Он был самый
талантливый из нас, я удивлялся, что бросил он на
середине, исчез..."
Тут вот что я хотела бы заметить. Многое о Мише мы
узнавали не от него. Не в наших правилах было
спрашивать, захочет, сам расскажет. Он был человеком
контактным, с чувством юмора, замечательным рассказчиком
о своей жизни на Благуше. И прекрасным слушателем. За то
некороткое время в нашем доме, трижды в день мы садились
за стол, завтракать, обедать и ужинать. Болтали,
"трепались" обо всем. Но случайно - и не от него -
узнали, что у него есть отец, брат, дочь. На премьере
пьесы он встречал гостей в вестибюле. Рядом с ним стояла
молодая женщина. "Познакомьтесь - это моя дочь". Миша
очень привязался к нашим сыновьям, был с ними нежен,
рисовал им, рассказывал смешные истории, и они любили
его. Я как-то подумала - жалко, что у Миши нет детей, он
был бы хорошим отцом... Оказалось - он был отцом. И еще
одна загадка - как-то в разговоре за столом Толя сказал:
"Помнишь, в "Былом и думах" у Герцена замечено..." Миша
перебил словами: "Я не читал Герцена. Зато ты не читал
японскую поэзию в подлиннике". Немая пауза. Пошутил, что
ли... Позже узнали, что он закончил институт военных
переводчиков. Знал в совершенстве японский и китайский.
Войну провел в Китае и Японии. Я сказала, что он был
человеком контактным - но и закрытым тоже... Мне
думается, Миша был привязан к нам, к нашей семье,
согревался у нашего очага, лишенный своего. Но в душу
свою не пускал... Может один раз только, когда рассказал
о Джое. И щепетилен был чрезвычайно. На Толино
предложение одолжить ему денег (аванс за сценарий еще не
получили), отказался со словами: "Я еще с Галкой за
харчи не рассчитался..." Как-то попросился принять душ.
Я поставила условие - он оставит у нас сорочку и белье,
завтра у меня стирка, так что мол, заодно и его обслужу.
Поколебавшись, он согласился. Вышел из ванной сияющий, в
Толиной рубахе, глаженых брюках (пока мылся, я успела
погладить). "Ну и ну" - сказала я - "тебе идет быть
чистым, хоть сейчас под венец". Он поцеловал мне руку со
словами: "Везет же твоему охламону". И часто потом
повторял после еды: "Если бы меня кормили, как этого
охламона, я может быть тоже бы стал знаменитым
журналистом". После обеда я выгоняла соавторов гулять -
не меньше часа. Уже похолодало, одет был Миша не для
прогулок, и отбивался страшно, доказывая, что у него
кислородная аллергия на свежий воздух. Я была тверда -
доставала теплую Толину куртку, запасные сапоги и
выгоняла их на улицу. В дверях Миша говорил, что
возможен летальный исход. Уходя, они нарочито громко
переговаривались - "Ну ничего, покурим часок в
подъезде..."
Весной они закончили сценарий, сдали на студию. Миша
стал бывать у нас редко, хотя звонил часто. Года через
два (63 или 64 год?) позвонил и сказал, что написал
повесть, называется "Теория невероятности", и вроде бы в
издательстве заинтересовались. Толя попросил почитать
рукопись. Миша отказался: "Вещь гениальная, а ты будешь
черкать свои охламонские замечания на полях. Вот если
выйдет, принесу. Читай пока своего любимого Герцена.
Кстати, я прочитал не без восторга..." (Замечу - в
воспоминаниях непросто цитировать прямую речь того, о
ком пишешь. Здесь я использовала запись разговора с
Мишей из Толиных записных книжек). * * *
И пришел к нам Михаил Анчаров в новом облике и новом
качестве. Вышла "Теория невероятности", принес с
автографом. На нем - прекрасный свитер, белоснежная
сорочка, заграничные ботинки. Сказал, что внес деньги за
кооперативную квартиру. Надо ли говорить, как мы были
рады за него. За ужином обмыли и книжку, и новый
гардероб, и будущую квартиру. Пожелали - дай Бог, чтобы
и дальше все шло не хуже, а если лучше - отказываться не
будем.
Звонил Миша все реже и реже. Как-то попросился в гости:
"Приду не один. Это смотрины. Требуется ваше мнение." И
привел Марину. Очень она нам приглянулась. Молодая,
высокая, тоненькая блондинка с правильными чертами лица.
Видно было - Мишу обожает. Бывали мы у них в гостях
несколько раз в новой квартире, на углу улицы Чехова и
Садовой. Это уже был дом, семейный, ухоженный женской
рукой. И на стене висел портрет Марины, Мишина работа,
красивый и похожий на хозяйку. Невольно вспомнила я тот
его давнишний семейный уклад в доме Джои. Ничто не
совпадало, кроме портретов, писаных Мишей с этих, таких
разных, женщин. И еда была домашняя, с пирогами и
соленьями. Я еще тогда обратила внимание, в тот первый
визит, на магазин "Кулинария" на первом этаже их дома, и
подумала - опять Мишу из "Кулинарии" кормят. И ошиблась.
На наши похвалы Марине, Миша сказал: "Она у меня пока на
испытании..." Не знаю, были ли они в браке официально и
сколько прожили вместе. Но вот в какой дате не ошибусь -
22 июня 1968 года мы в последний раз были у них в
гостях. Допоздна не засиделись, так как назавтра надо
было встать очень рано и ехать под Дубну, к старшему
сыну в лагерь, 23-го Алеше исполнялось 15 лет.
* * *
А дальше Анчаров стал уже вне нашей жизни. Слышали, что
он женился на актрисе, исполнительнице главной роли в
его сериале. Потом развелся. Когда не стало моего мужа,
Миша позвонил мне. И не в первые дни. Ни слова
соболезнования, спросил только: "Как ты? Не нужно ли
что-нибудь? Помни, я всегда здесь..." Уточнил почтовый
адрес. Сказал, что хочет прислать мне "Самшитовый лес".
Спросила и я: "Как ты?" "Не знаю. Переженился, родил
сына, не уверен, успею ли его вырастить..." "Типун тебе
на язык, живи долго." Так я слышала его голос в
последний раз. Не так давно по радио "Эхо Москвы" была
передача об Анчарове. Когда раздались первые аккорды его
гитары и его неповторимый голос, защемило сердце. Нашу
старую пленку я не слушала ни разу. Это было из другой
жизни. Осталась эта пленка, его книжки и Толин рисунок
чернилами - Миша с гитарой. И память о нем...
|