Июль для мира авторской
песни (АП) — самое важное время в году:
Грушинский фестиваль в Самаре, близ Волги,
на Мастрюковских озерах — самый крупный
фестиваль не только в АП; и следом за ним —
фестиваль Второй Канал (2К) в Подмосковье,
на берегу Нары.
Несколько лет назад оба
фестиваля проходили на одном месте, и,
собственно, 2К был составной частью
огромного Грушинского. Грандиозность и
карнавальность непомерно разросшейся
Грушинки еще в 1995 году подвигли ее
руководство на поиски нового. Среди
многоцветья и многозвучья не осталось места
для тихой и глубоко личной песни, каковой
изначально авторская песня и была.
За создание параллельного
мира взялся Владимир Ланцберг — человек,
известный не только в кругах АП. Он,
конечно, бард, но и — в не меньшей мере —
педагог, социотехник, теоретик и критик АП.
Назван был этот
параллельный мир Вторым Каналом. Задумывался
и реализовывался он как место, где может
быть услышана и оценена «думающая песня для
думающих людей». На Грушинском 2К
располагался на одной территории с Детским
конкурсом. И — с 1996 по 2000-й все было
хорошо.
Но то ли Грушинский стал
мешать Второму, то ли наоборот…
Два года подряд 2К
проводил в мае свои подмосковные фестивали,
и вот уже три года — это вовсе параллельный
Грушинскому мир.
Вместе с 2К в Подмосковье
отъехала и значительная часть «Детской
поющей республики».
Этот год стал кризисным и
переломным как для одного, так и для другого
фестиваля.
В Самаре — скандал с
фестивальной землей. В очередной раз земля
фестивальной поляны отдана в аренду НЕ клубу
имени Валерия Грушина, проводившему все 33
фестиваля.
Как сказал президент
клуба Борис Кейльман, «нас на цифре 33
распяли».
Фирма «Мета», нынешний
арендатор земли, не находит общего языка с
Кейльманом.
На фоне скандала —
публичного, со сбором подписей под
обращением к президенту РФ (к кому же еще?),
со статьями в защиту то одной, то другой
стороны, грядущими судами, нынешними
ультиматумами и прочим привычным антуражем
«спора хозяйствующих субъектов» (эта
формулировка уже вот-вот, похоже, прозвучит)
— как-то забылось, что добрая половина
заявленных перед фестивалем почетных гостей
так и не приехала на фестиваль.
Что жюри последних лет —
без Никитина и Городницкого.
Что большая часть
приезжающих на фестиваль не имеет отношения
к авторской песне. И приезжает большинство
не авторскую песню слушать, а в лучшем
случае колбаситься под реггей, рок-н-ролл и
прочую, может быть, талантливую музыку, но
при чем здесь Грушинский?
Так что скандал с землей
— скорее всего, лишь материализация
внутренних проблем фестиваля. Как и
непривычно холодные ночи, оставившие ночные
концерты фестиваля без значительной части
публики.
Холодно было ночью на
Грушинском. Холодно. Впрочем, не только
ночью. И не только телу.
Несколько островков —
сцены «Зазеркалье», «Междуречье», «Кольский
бугорок» — не могли противостоять жанровой
полифонии, захлестнувшей Грушинский
фестиваль.
В понедельник
фестивальная поляна непривычно стремительно
опустела.
Народ разъезжался с
фестиваля еще и с холодком в груди: а не
последний ли это Грушинский?
Но не все по домам
поехали. Какая-то часть народа переместилась
на другую поляну — фестиваля «Второй Канал
авторской песни».
Пока шел Грушинский,
здесь работала «Детская поющая республика».
Именно работала. Потому как вся
инфраструктура и благоустройство фестиваля —
детских рук дело. Детских рук дело и
контроль за соблюдением не вполне привычных
фестивальных законов:
— «Сухой закон» — он
вполне реально соблюдается;
— «Запрет на курение вне
специально отведенных мест» — и горе было
курильщикам, которых застигал детский
«экологический патруль»;
— «Закон тишины»,
запрещающий громкое пение и разговоры возле
сцен и мест, где поют.
После Грушинского отрадно
было слышать птиц, которым не мешали песни
ни у костров, ни на сценах. Все уютно и
по-домашнему. Вполне хватает «мест для
курения». По всему лагерю, около сцен, по
дороге к купалке на Наре — урны для мусора,
сделанные детьми из пластиковых мешков.
Дети на Втором Канале —
везде: от гостевой службы, размещающей
прибывающих гостей, до службы организации
концертов и фестивальной газеты, выпускаемой
почти ежедневно.
Жизнь детей пересекается
с фестивалем не только в быту — столько
лекций, концертов и просто посиделок с
гитарой у костра! На редком семинаре по
авторской песне бывает информационный поток
такой плотности.
Постоянно идут концерты —
и все равно не успевают выступить на полную
катушку все приехавшие. Это: В. Луферов, А.
Анпилов, Е. Фролова, О. Чикина, Яна Симон,
П. Кошелев, Е. Агранович, дуэт Столяров, С.
Чесноков… Список далеко не полон.
Отдельной строкой —
Дмитрий Дихтер, без которого трудно себе
представить Второй Канал.
Работают три площадки
прослушивания в конкурсе и несколько
творческих мастерских, где можно показать
свои песни вне конкурса мэтрам, которым ты
доверяешь, и получить совет…
Несколько суток фестиваля
сливаются в непрерывную цепь впечатлений. Но
пора уезжать.
Перед отъездом собираю
впечатления участников и гостей.
Игорь Грызлов, Москва:
Это не альтернатива Грушинскому, там — 95%
людей, приехавших просто повеселиться и
отдохнуть, а здесь фактически 100% людей от
авторской песни.
Ольга Чикина, лауреат
Второго Канала: Меня лично Второй Канал
сделал. И как автора, и как человека.
Заслуга Ланцберга в том,
что он создал команду и структуру, которая
воспроизводит дух фестиваля. Но самого его,
конечно, не хватает. Я думаю, что у Второго
Канала — большое будущее.
Ирина Ланцберг, член
Учредительного совета фестиваля: У меня
такое впечатление, что момент творчества не
утерян. Главное — не потерять атмосферу
человечности фестиваля. Могут быть любые
новые формы и социотехнические вливания,
если они не переступают грань человеческих и
человечных отношений.
Павел Фархтдинов, лауреат
Второго Канала 2006 г. в номинации «Поэзия»:
Для меня это крупнейший фестиваль и
единственный, где люди слушают СЛОВО, а не
начинают танцевать под ритм песни.
А. Костромин, член жюри и
Учредительного совета фестиваля: Как раз в
этом году я увидел, что вся наша минимум
тридцатилетняя работа с детьми — гитарные
школы, детские фестивали и т.д. — стала
давать реальный выход. Лауреаты — не
лауреаты, но тот же Паша Фархтдинов — наш
воспитанник… Та среда, которую мы создавали
как мотивационную, работает.
Владимир Луферов: Это
первый год без Ланцберга… Я думаю, что
фестиваль развивается дальше, приобретает
уважение и значимость. Володя задал очень
правильное направление и правильную
структуру. И она будет развиваться.
P.S. Мой младший сын,
считающий себя рок-музыкантом, сказал с
грустью: «После Второго Канала за авторскую
песню я спокоен — столько классных молодых!
Чего я не могу сказать о роке…».