Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
ЭТО "МОЯ" ПЕСНЯ
("Поиски жанра")
--------------------------------------------------------------------------------
Владимир Ланцберг,
"Второй канал Грушинского фестиваля".
--------------------------------------------------------------------------------
Название я украл: так назывались фестивали самодеятельной песни, проводимые
в Калинине в середине 80-х годов. Подзаголовок я тоже украл – у Василия
Аксенова. Ни проблему, ни сам искомый жанр я тоже не придумал сам. Но проблема
существует, а жанр? Споры об этом то разгораются, то затухают уже лет тридцать,
и все без результата. Результат получает каждый сам для себя. Вот и я попытаюсь
доложить о плодах своих "посильных соображений": авось кому сгодится в
качестве сырья.
Эта самодеятельная, самодеятельная, самодеятельная песня или "А вы,
друзья, как ни садитесь..."
Собственно, о чем сыр-бор? Ну, песня и песня: слова, музыка, вокал,
аккомпанемент. Любой искусствовед навскидку определит массу источников
и составных частей "нашей" песни по их родовым признакам. Тут торчат "уши"
и фолка, и блатняка, и романса, и джаза, и декаданса, и балагана, и баллады,
"а также всего, что понадобится впредь". Но особенно "весома, груба, зрима"
так называемая советская песня образца конца 50-х – начала 60-х годов.
Почему именно она? Но об этом потом.
Итак, выходит на сцену с гитарой Олег Митяев – ну прямо как Малежик...
Или садится к роялю Вадим Егоров – ну совсем как Пахмутова или Френкель...
И на этом сходство заканчивается, а на ум приходят мысли Ильфа и Петрова
о двух мирах, в одном из которых был изобретен автомобиль, а в другом –
шарик "уйди-уйди". В первом мире – профессиональная композиторская и поэто-песельническая
хватка, сценическое мастерство и имидж, режиссура, звук и свет, менеджмент
с раскруткой и бешеными деньгами, Ялта, Сопот и Сан-Ремо... Во втором –
незаконченная музыкальная школа, глагольные рифмы, вялое передвижение по
сцене и пение мимо микрофона, который все равно не работает, шумная бестолковая
"Грушинка" или "Повалиха" районного масштаба.
А как работают "наши" жюри! Лежит перед его членом листок с клеточками:
"Музыка", "Слова", "Исполнительское мастерство" (иногда – "Артистизм")...
И лауреатом становится чудо природы, создавшее нечто идеально аэродинамическое,
вошедшее в одно ухо и вылетевшее из другого, не встретив ни малейшего сопротивления
и ничего не зацепив внутри, но формально благополучное и гладко исполненное.
Зато все – как в лучших домах. А призы, призы! За лучшую музыку! За тематику!
За владение гитарой! Лучшему ансамблю! Лучшему дуэту! Милашкам-обаяшкам
– приз зрительских симпатий! Новорожденным – приз "Надежда"!..
А, допустим, приходит юноша с хрипловатым голосом, подрасстроенной
гитарой и никакой возможностью с нею совладать, да под три аккорда со случайными
басами поет, мол, понимаешь, это странно, очень странно... Музыка? Какая
музыка, о чем вы говорите! Слова? Ну, смысл кое-какой есть, хотя и банальный,
а техника стиха и не ночевала. Артистизм?..
После Киевского фестиваля 1990 г. Кукин сказал:
– Мы бы с Юрой Визбором здесь лауреатами не стали!
И нет такой графы – "Изюминка", хотя и "настройка" гитары такова совершенно
не случайно, а является компонентом той самой "изюминки". И как этот сухофрукт
описать словами? Ясно лишь, что филармоническая инструментальная группа
поддержки артиста Кукина, точнее, слабых его позиций – "музыки" и "артистизма"
– выглядит как седло на корове. А кому-то и не ясно...
Да, в наших ужимках и прыжках есть обманчивое внешнее сходство с суетой
вокруг настоящего, высокого искусства, но истинна "дистанция огромного
размера". Более того, люди, попавшие из второго мира в первый, как правило,
от второго тут же стараются дистанцироваться, как от чего-то их порочащего,
– и правильно делают: профессионал должен дорожить прежде всего своим профессионализмом,
а то, что происходит в меньшем из миров, может называться в лучшем случае
художественной самодеятельностью. Это не густо, ибо суть пародия на "настоящий"
жанр, детский слепок с него, а по социальной значимости стоит где-то в
рубрике "Человек после работы", то есть как бы не сама работа. Ибо любая
настоящая работа мыслится как сделанная профессионально. А из этого словосочетания
второе слово ближе к истине, а первое могло бы считаться самоназванием,
если бы мы, люди второго мира, с ним смирились. Но наши претензии куда
серьезней: мы делаем заявку ни больше, ни меньше, как на жанр и движение.
И тем, кто поумнее, становится смешно. Потому-то Розенбаум, едва выскочив
на филармоническую сцену, объявляет себя артистом, к КСП никакого отношения
не имеющим. О том же примерно говорит и Окуджава, которого мы считаем чуть
ли не отцом-основателем. Высоцкого же мы, наоборот, причислили к лику "своих"
чуть ли не перед самой его смертью, а он и вовсе не считал себя "нашим".
Побрезговал?
Действительно, это сейчас все, как сказал бы Жванецкий, "нечетко, размыто".
А раньше у "них" были творческие союзы, Лит- и прочие фонды, высокий общественный
статус. "Они" были необъявленными госслужащими, и через государство притягивали
к себе соответственные госучреждения _ филармонии, издательства... В "нас"
"они" не нуждались и кормушки свои обороняли по всем правилам военной тактики:
пряников всегда не хватало на всех. Сейчас, слава Богу, творческой номенклатуры
как таковой нет, одной аберрацией меньше – "аберрацией титулов"; правда,
раскручивают и публикуют не столько самых талантливых, сколько самых рентабельных,
что членов, что не-членов, так что усилилась "аберрация таланта" – час
от часу не легче! А в остальном – все то же: кормушка, круг избранных...
Правда, избирают они не сами себя, а – их выбирают инвесторы.
Но в любом случае "профи", в отличие от "нас", понимают, кто есть кто,
и блюдут чистоту касты. Известен случай, когда Евгений Клячкин спросил
у Иосифа Бродского, как тот отнесется к выходу в свет диска с песнями Клячкина
на его, Бродского, стихи. Тот ответил:
- Ах, Женя, делайте, что хотите, мне это совершенно неинтересно!
Скорее всего, Бродский действительно поддерживал с Клячкиным приятельские
отношения и уважал его как человека с известной гражданской позицией, но,
когда речь зашла о творчестве... Если бы вместо Клячкина был Шнитке – другое
дело!
А мы? Мы сравниваем наши песни с песнями массовой эстрады и мним себя
победителями. Ну, а сопоставить нашу музыку с музыкой Бетховена? А стихи
– со стихами Пастернака? А исполнение... Ну, и так далее. Увы, такое сравнение
выдерживают единицы, да и те, как правило, давно уже в профессионалах.
Похоже, верно сказал Виктор Луферов, что мы привязаны не очень-то длинным
поводком к тому, от чего ведем отсчет. Так что перспективы наши в искусстве
несколько ограничены, пока мы не переориентируемся на новые эталоны. А
уж это нам не грозит: этого не выдержит большинство из нас.
И все же "профи" мелькают порой на "наших" площадках. Ну, понятно,
мы их зовем. А они-то, они – почему приходят и что тут делают? Да то, что
и должен делать профессионал где бы то ни было – работать, зарабатывать
и в меру своей неиспорченности служить Искусству. Но то, что "они" порой
оказываются среди "нас", вводит нас в заблуждение: мы начинаем думать,
что "они" – тоже "мы". Это оптический обман, искажение. Если бы этой части
текста предшествовал отдельный заголовок, он был бы таким:
Происки жанра или Пограничный конфликт № 1:
"они" к "нам" – "аберрация площадки".
Понятно, о чем это: мы как-то узаконили в качестве тотема гитару и даже
дергаемся, когда Егоров садится за рояль, а Стеркин напяливает аккордеон.
И когда к нам приходит совершенно чужой человек с незатейливой эманацией
фабрики им. Луначарского, мы сначала раскрываем объятия, а потом думаем,
как от него избавиться. Но так и не избавляемся. А он притаскивает друзей
с флейтами, скрипками, барабанами, синтезаторами и автономным Днепрогэсом
и живет на нашей жилплощади своей жизнью, поплевывая в ту сторону, где
сидим мы, любуемся и млеем: "Растут люди!"
Чего-то хочется такого...
И все-таки ощущение жанра нас не покидает, и мы, по-совковому делая
все, чтобы это и без того неясное Нечто размыть, потерять, утопить в чем
попало, сами же тихо скулим и тоскуем по нему. В чем тут суть? Есть ли
он, этот жанр проклятый, в самом-то деле, а если да, то где и каков он?
Думаю, надо поискать то особенное, чего нет больше нигде, а есть только
в нем, присуще исключительно ему.
В технике есть замечательный термин – "документированные возможности".
То есть возможности разработки, будь то устройство или компьютерная программа,
которые неким образом объявлены и гарантированы разработчиком. Потому что
есть и недокументированные – те, которые имеются на самом деле, но наличествуют
случайным образом. Так, недокументированным свойством настольного микроскопа
является возможность забивать с его помощью гвозди. Микроскоп же электронный,
размером с бронетранспортер, по документированным весьма превосходящий
своего настольного собрата, по недокументированным явно ему уступает, ибо
тяжеловат и рассыпчат. Так вот, я попытаюсь выделить документированные
свойства жанра.
Поиски жанра: новые имена.
И тут выясняется, что объективно проделать такую работу в принципе невозможно,
потому что в "нашем" массовом терминологическом сознании наличествует такая
исторически сложившаяся мешанина, а хуже того – в "наших" рядах, – что
и слово-то "мы" весьма условно ныне и никакому детерминированию не поддается.
Это чисто российский ментальный эффект: умом не понять, аршином не измерить,
все – на эмоциях, на ощущениях, на сказке, на вере. И никаких договоренностей,
ибо без толку: Азия! Взять хотя бы "историю с географией" – с терминами.
"Туристская" песня. Спорили: это – про кеды или то, что поют туристы?
Выяснилось, что хорошие песни про кеды, написанные добрыми дяденьками-профессионалами
туристы практически не потребляют, а все больше Клячкина, что-то (о, Боже!)
сильно сексуальное вроде "Не гляди назад, не гляди"... Долго слушали и
постановили, что "туристские" песни – те, что уместны в "туристских" ситуациях
– у костра, в электричке, на кухне после похода...
А тут еще откуда ни возьмись – "студенческая" песня, а рядом с ней
– "стройотрядовская", даже некая спецпесня – "БАМовская". Глянули, что
в руках, – и обозвали все это "гитарной" песней. И ахнули: вывалился Стеркин.
Еще бы чуть-чуть – и Егоров туда же, да вовремя из-за рояля выскочил.
Думали, думали и решили, что не гитара главное, а текст слов. Обозвали
"поэтической" песней и опять чуть не потеряли кучу классиков из числа тех,
чьи тексты тянули на поэзию только при очень-очень самодеятельных правилах
игры.
И появилась "самодеятельная" песня, с которой по определению весьма
странно соотносятся творения члена Союза композиторов С.Никитина на стихи
члена Союза писателей Д.Сухарева, особенно в исполнении, скажем, артиста
филармонии В.Баранова. Будем откровенны: термин термином, самоопределение
персон – самоопределением, а мы их приписываем к своему порту по какой-то
своей таинственной логике.
И вот возникает мудрое словосочетание – "бардовская" песня. Проговаривается
оно быстро-быстро – и сразу о чем-то другом, пока никто не успел спросить,
кто же такой бард, ибо это неизвестно никому. Некоторые считают, что это
любой человек с гитарой. А почему не с ружьем? Кое-кто уверен, что сие
_ имя собственное. Серьезно! Наконец, "человек со стороны" – Высоцкий подарил
нам волшебное слово – "авторскую" песню.
Снова заспорили:
- Автор – тот, кто написал все сам и сам спел? А что делать с Никитиным,
с Хомчик?
- Да нет, это тот, кто написал не все, и даже тот, кто ничего не написал,
но поет так, будто это – его.
- Вор, что ли? Угнал и перекрасил?
А серьезно, что должен носить, на чем играть, каким голосом и о чем
петь человек, чтобы иметь отношение к "авторской" песне? Кобзона – куда?
Таню Буланову? Так или иначе, терминов навалом, и все они стоят один другого.
Поэтому я предпочитаю говорить о себе, о "своей" песне, придумывать свои
имена, а уж кому покажется, что это и его точка зрения – буду рад познакомиться.
О "личностной" песне замолвите слово,
или Производственная характеристика.
В поисках жанра я принял рабочее название – "Моя" песня", а сокращенно
– "Это", имея в виду ту часть "нашей", которая интересна мне, и попытался
ответить себе на такие вопросы:
- Почему "это" возникло именно тогда?
- Почему об "этом" говорят как о фольклоре интеллигенции и называют
"думающей песней для думающих людей"?
- В чем "изюминка"?
- Каковы родовые свойства "этого"?
- Почему гитара?
- Кем и как "оно" востребовано, кем и как использовано?
- Что в "нем" есть такого, чего нет больше нигде (в смысле "документированности")?
Итак, время и место. На мой взгляд, повторилась история с декабристами:
война, знакомство с Европой и цивилизацией, дотоле сокрытых "железным занавесом"...
Победа и надежда на лучшую жизнь... Развенчание культа Сталина, "оттепель",
изменение статуса отдельного человека: на смену "винтику" приходит незаменимая
личность... Ожидание востребованности этой личности и, как будто, первые
намеки на то, что так и будет... Всегда? Бум интереса к науке, культуре...
Престижность интеллектуальности... Туризм как образ жизни думающих людей,
спешащих к прогрессу и вываливающихся из не поспевающего за ними общества;
песня как атрибут и один из духовных столпов "интеллектуального" туризма...
Бум образования, размножение студенчества как вида...Студенчество как образ
жизни, мышления; песня – атрибут и (см. выше)... Бум поэзии...
Вот на этой почве "оно" и поднялось. И стало атрибутом, прерогативой
авангардных слоев общества, думающих людей. А это – личности, и "изюминка"
– в личностных свойствах песни. "Пьем за яростных, за непохожих"! Пусть
неканонично, пусть коряво, зато нестандартно, по-своему – вот что ценно!
А в чем она, эта личностность? А в своем, конкретном жизненном опыте –
житейском, нравственном, эстетическом. Но свой опыт появляется у каждого,
а осмыслить его и сформулировать нестандартным образом способен лишь думающий
человек, адресовать же вовне – активный, "яростный".
Взять хотя бы песни "про любовь". Если такой продукт адресован человеку
толпы (а это статистически – обыватель в хорошем смысле слова, то есть
человек добропорядочный, положительный, но ориентированный на потребление
того, что сделают для него другие; причем полуфабрикатов он не признает,
продукт должен быть легко усвояемым и выглядеть "красиво"), упаковка (звук,
свет, ритм, голос) должны быть без упрека, а в тексте должно содержаться
не менее восемнадцати повторений ключевого слова ("любовь") и однокоренных
с ним. Подробности также не должны обременять сознание. Допустимы глубокий
вздох, телефонный звонок, стук в дверь, ландыши и иная популярная в народе
сирень, плеск волн и ветер в лицо.
Человеку думающему тут делать нечего, так как вообще тут делать нечего,
а ему скучно. Он скорее примет чужую, незнакомую конкретику, переживет
в своем восприятии и освоит ее, соотнесет со своими переживаниями... Но
здесь не останется места для общих слов, ибо они ничем не пахнут. Запах,
вкус, цвет – обязательны!
Придумать все это поэт-песельник сможет, но не успеет, ибо подпирает
поток заказов или просто необходимость поддерживать должную производительность
труда, иначе не прокормиться. Да и крыша поедет – каждый раз новую травинку
описывать! Посему "моя" песня – продукт штучный, ручной работы, сделанный
не торопясь. Такое можно сработать только из себя самого и только для себя
или кого-то конкретного, как правило, близкого.
Масштабы пространства общения – кухня и даже, пардон, постель. То есть
все очень интимно и искренне. Мы говорим о камерности жанра, вернее, основной
массе песен. Вот второе родовое свойство (первое, понятно, – конкретность).
А третье – неподцензурность. Вроде как условие искренности, но в контексте
времени ("того", не "этого") приобретающее самостоятельное значение. Именно
демонстрация личной свободы на общем неподходящем фоне сделала "эту" песню
социальным явлением, стянув к ней лучшие умы и души общества.
Песне, написанной без оглядки на цензуру и промфинплан, сам Бог велел
не оглядываться и на конъюнктуру. Чем не родовой признак?
Масштаб, соизмеримый с единичным человеком, определил и инструмент
– не громче голоса, сходный по диапазону, мобильный благодаря автономности
"питания". Отметим!
Естественность очень хорошо легла на лесной фон, вообще на природный
ландшафт, сделав "эту" песню профессиональной для геологов, геодезистов
и пр. Тем более, что в геологи-то и люди шли не всякие, а по большей части
неравнодушные к свежему воздуху.
Эта же естественность и предположила тон разговора, исповеди. Сидя
в жюри или ведя мастер-класс, да что там, просто слушая чье-то пение, я
машинально отмечаю для себя, говорит этот человек или "выступает". Если
последнее – значит, песня для него – прежде всего концертный номер, и человек
этот либо функционирует (работает), либо самоутверждается, либо еще что,
но мы не собеседники и я для него объект, а не субъект. И это уже не "моя"
песня: не люблю быть объектом. И, кроме того, в этом случае он на что-то
такое претендует. Или его песня, что одно и то же. В разговоре же равных
людей каждый может претендовать разве что на понимание, но без этого и
разговора нет. А тут претензии иного рода.
А на что, например, может претендовать "выступающий"? Ну, скажем, на
высокую оценку своего творчества. Но уровень его, как правило, обратно
пропорционален громогласности заявки, ибо тот, кто действительно чего-то
стоит, это чувствует и жил не рвет. Посему я ориентируюсь на высказывание
моего одесского товарища Михаила Кордонского, перефразировавшего известную
сентенцию о прекрасных дамах: "Песня должна быть либо без изъяна, либо
без претензии".
Непретенциозность – еще одно родовое свойство "моей" песни.
Стало быть, и на какой-то особый статус "мой" автор не претендует,
и я могу подойти к нему, познакомиться, поговорить, оказаться у него дома,
подружиться с ним...
Доступность, демократичность персоны – тоже фирменный знак "этой" песни.
Вышеупомянутые особенности как-то незаметно подводят нас к слову "честность",
но уже в смысле расширительном: если автора "моей" песни никто и ничто
не заставляет писать вообще, а пишучи – врать, значит, и живет он, как
пишет. Если, конечно, не фантазирует в пределах творческой задачи. Но всю
жизнь играть одну и ту же "чужую" роль дураков нет, а речь, понятно, идет
нет об одной услышанной от человека песне, а о статистическом поле, так
что можно представить себе образ не только действующих лиц, но и их исполнителя.
О том и речь.
И я, привлеченный обаянием этой фигуры и обозначенными в песнях ценностями,
вправе рассчитывать, что и в жизни носитель этих песен таков же.
А теперь – главное: все эти родовые свойства в "моей" песне "документированы",
зато не "документирован" художественный уровень, но об этом чуть позже.
А в профессиональном, большом мире? Практически все наоборот. То есть,
когда мы узнаем о любимом композиторе, поэте или артисте, что он еще и
порядочный человек, мы радуемся этому обстоятельству, как подарку, но понимаем,
что на сцене он работает, играет роль, а за ее пределами все может быть
совсем по-другому. Более того, среда, в которой он работает, правила игры,
в которую он играет предполагают наличие совсем иных качеств, гарантирующих
успех и выживание. Так что в "том" мире все "наше" возможно, но отнюдь
не обязательно и случается довольно нечасто. А "документирован" профессиональный
уровень продукта, правда, для каждой категории зрителя – своего.
Итак, ответ вроде бы вычислен. Сделаем проверку.
Кто "мою" песню востребует, зачем и почему?
Молодые люди из числа тех, что не разучились думать и не разуверились
в добрых началах. Им свойственна тяга к романтике, а это – чистота души,
красота мира и все такое. Работники свежего воздуха – в силу сродства мировосприятия.
"Интели" – в поисках собратьев по разуму, пищи для ума и лекарства для
сердца. Вероятно, список можно продолжить.
Ну, а кто и как воспользовался "этой" песней в те или иные времена,
с какой целью? Комсомольские работники их числа тех, что поумнее – для
придания комсомолу, его идеологии и мероприятиям человеческой привлекательности.
Песня – "опиум для народа"? КГБшники похитрее – с целью выявления мыслящего
контингента. Педагоги – как эффективное средство доставки по адресу нравственных
и эстетических ценностей.
И я в их числе.
И этот список также легко дополнить.
А "другая" песня могла бы оказаться в вышеупомянутых случаях на месте
"этой"? Видимо, да, но, боюсь, и результаты были бы другие, похуже.
Происки жанра (продолжение), или Наши границы – фуфло!
Обозначил я для себя "личностную" песню и обмер: рухнули стены, отделявшие
"КСПшные" персоналии от всех прочих, и многие "наши" перестали быть "моими",
а некоторые "чужие" оказались рядом со мной. Кто? Ну, например, Бернес,
Утесов, Камбурова, Френкель... Их манера – как бы без претензий (на поверку
за ней стоит профессионализм высшего класса, но человеческие качества этих
людей вроде бы не включали излишнюю амбициозность); естественность и в
то же время непохожесть, неповторимость... Их жизненные принципы и поступки...
А как же творческий уровень? Качество стиха, мелодии? Артистизм? Ведь
что-то же есть – в словах Краснопольского, музыке Евушкиной, сценическом
имидже Визбора!
Да, но скорее не как результат труда профессионала, а как плод работы
души и сердца развитой, уникальной личности. И ценность текста чаще всего
оказывается не в отточенной технике, а в нетривиальности мысли (вот он,
опыт житейский и нравственный!) и свежести образов (а это уже самобытная
эстетика, определенная особенностями ее носителя). И музыка часто не столько
безупречна, сколько нестандартна – потому же. И облик – сам свой, а то,
что гитара чуть-чуть не строит – видимо, так и надо. Хотя не каждому это
идет, и фальшь тут "видна" невооруженным нюхом.
Происки жанра (продолжение), или Пограничный конфликт № 3:
"мы" к "ним" – "аберрация сцены".
Вернусь еще ненадолго к моменту камерности. Понятно, что сцена
вроде бы не для "моей" песни. Еще и потому, что функционально она – не
концертный номер. Арик Крупп так и пел:
"Мои песни неуместны
В городах, в концертных залах,
Потому что эти песни –
Для дорог и для привалов".
Но желающих услышать мою исповедь больше, нежели тех, кому я ее адресовал.
И этих людей я люблю, горжусь их признанием, и уж коль скоро они меня позвали,
негоже отказывать. Приходится прибегать к услугам устройств, именуемых
сценой, микрофоном и т.п. И я оказываюсь в парадоксальной ситуации – наедине
со всеми. Более того, в ситуации страшной, потому что, если я буду говорить
обычным голосом и артикулировать как при интимном разговоре, меня никто
не услышит или не поймет. Если буду двигаться, как в комнате, мои жесты
и мимика утонут на полпути к зрителю. На что я обречен? Или на провал,
или на сценическое мастерство. Первое отвергаю по определению (раз ввязался
в эту игру). Второе тоже чревато крахом, если у меня не хватит чувства
меры, чтобы не переиграть, не пережать. Это чувство меры и есть в значительной
степени профессионализм. Такие дела! Но, начав жить по законам сцены, легко
незаметно для себя перейти на рельсы совсем другого жанра. Это и есть та
самая аберрация, точнее, девиация (не искажение, а уже отклонение), от
которой мне хочется предостеречь своих единоверцев.
Поиски жанра: ребята, их тут целых три!
А что же находится рядом с "моей" песней, в "нашей"?
Я бы обозначил три жанра. Ну, понятно (и это можно отнести ко всему
вышесказанному), что классификационные границы практически никогда не имеют
четкого рисунка; переходы плавные и даже матерый искусствовед не гарантирован
от затруднений в оценках. И все же!
Жанр первый – "эстрадная" авторская песня. От слова "попсовая" меня
удерживает, в основном, то, что не-авторская еще попсовей, а приставку
"супер-" употреблять неохота: не люблю уподобляться.
Эта песня ориентирована на успех у широких масс и любой ценой. Успех
измеряется в массовости, кассовости, децибеллах реагажа... Характеристики,
как мы видим, сугубо количественные. Песня строго ориентирована на конъюнктуру.
Родовые атрибуты _ вроде тех, что у попсовой эстрады: современный ритм;
доступный текст, не обремененный проблемами; допустимость и даже желательность
инструментальной поддержки для пущей зрелищности; стандартное обаяние персоны;
подзвучка, подсветка, подтанцовка, дымы и костюмы... Ну и так далее...
Жанр второй двуедин, почти двуглав. Это, с одной стороны, "актерская"
авторская песня, с другой стороны, "эстетская". Обе также ориентированы
на успех, но не у любой аудитории, а у своей, специфической, и в чистом
виде он тем выше, чем выше уровень подготовки публики, благосклонно принявшей
выступление. Эта песня также ориентирована на конъюнктуру, но совсем иного
свойства. Речь может идти о стилях, приемах, других атрибутах моды. Не
возбраняется поддержка, правда, не такая наглая, как у попсовой песни.
Желательна умная режиссура.
В "актерской" песне материал может быть полнейшей мурой, но подавать
его надлежит профессионально.
В "эстетской" ценится именно материал, его форма, стиль, технический
уровень. Исполнение также должно быть на высоте, причем театральный пережим
нежелателен. Средства должны быть эффектными, но и эффективными. Джаз в
"актерской" песне скорее – средство создания образа персонажа; в "эстетской"
может быть самоцелен, самодостаточен как форма в формальном искусстве вообще.
"Актерская" песня более камерна, нежели "эстрадная", а "эстетская" – нежели
"актерская". Наоборот – редко. Да и аудитория у второй более изысканная.
Кстати, в обоих этих "поджанрах" вполне уместен разговор о высоком искусстве
(как бы там ни было).
Третий жанр – "личностная" авторская песня. Она ориентирована исключительно
на адресата – самого себя или того одного (реже – нескольких, но немногих),
к кому обращена. Она может быть непонятна (в буквальном смысле) по словам,
но собратья автора по разуму привычно подставляют в туманные места свои
ассоциации и не теряют интереса к материалу. Этой песне присуща аскетичность
в средствах, а также все прочее, описывающее "мою" песню.
Ну, а что происходит на Грушинском фестивале?
До поры, до времени там было то же самое, что и на большинстве подобных
мероприятий – торжество попсы и конъюнктуры. Это само по себе неплохо,
ибо в такие места съезжается огромное количество народа, в массе своей
– тех самых вполне положительных людей, которые заслуживают самого хорошего
к себе отношения. И организаторы вынуждены заботиться о том, чтобы сидящим
на горе было не скучно – чтобы легендарный Кукин обязательно попел, но
недолго, ибо старомоден и не сценичен; чтобы лауреаты, которых еще вчера
никто не знал, а завтра мало кого вспомнят, также особо не задерживались
на сцене (пусть сначала станут знаменитыми); любимцы же публики пускай
порезвятся вволю, и чтобы можно было в такт похлопать и потопать... Имеем
право!
Но вот, начиная с 1996 года, на фестивале стали происходить занятные
вещи: его отцы-основатели ввели в строй действующих второй поток – для
остальной части песни. Будучи камерным по масштабу и имея массу альтернатив
в виде "гитары" и других эстрад, этот поток может не оглядываться на вкусы
и запросы кого бы то ни было, кроме тех, кто на нем работает. Интересно
же не то, кто именно работает, а какую задачу пытается решить.
Представим себе трехмерное пространство, где одна ось координат является
стилевой, жанровой, и по ее длине располагаются те самые фолк, блатняк,
романс, джаз, декаданс, балаган, баллада, "а также все, что понадобится
впредь".
Другая ось – "временная", с ударением на "а", и по ней распределены
песня архаичная ("оригинальная"), современная и авангардная (футуристическая).
Третья – ось уровня мастерства: поэтического, музыкального, исполнительского.
А также уровня самобытности, личностности. Понятно, что "гора" ограниченно
восприимчива в жанровом и временном диапазонах, но терпима к практически
любому уровню качества текста, музыки и самобытности. Критична она лишь
к "упаковке".
Второй поток (он, кстати, называется по-телевизионному – "Второй канал")
всеяден по первым двум осям и весьма разборчив в качественном уровне песни.
"Все жанры, кроме слабых" – банальных, беспомощных... Здесь оказывается
почти вся "моя" песня, а также значительная часть "актерской" и особенно
"эстетской". Хотя и добротная "попса" имеет шанс засветиться тут, но, скорее,
как исключение. Скажем, Иваси с тремя пескариками, двумя моржами и соответствующими
комментариями членов жюри. Важно, чтобы больше не хотелось вспоминать слова
классика, мол, "что-то главное пропало".
1997 г. |