Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Как все началось или
Три источника и три составные части "Второго канала"
Первым источником, видимо, следует считать сам Грушинский фестиваль,
но не всякий, а образца 1968 - 1973 гг. В те годы на нем еще был различим
Homo Separatis, иными словами, Человек Отдельный, короче, индивид. Как
следствие царила "песня с человеческим лицом", необходимым, хотя и не всегда
достаточным критерием которой было "лица необщее выраженье". По мере
судорожных попыток отстоять фестиваль перед свиномордой властей предержащих,
увы, путем привлечения немеряных широких масс трудящихся и приведением
репертуара к стандартам идеологического и массового сознаний, вышеупомянутая
песня вкупе со своей ближайшей родственницей – "думающей песней для думающих
людей" оказалась, в основном, засунутой в известные глубины, где и пребывала
на том этапе развития советского общества вообще по всей стране то есть
в андеграунде. Впоследствии идеологический пресс был снят, а массовый,
определяющий эффективность рекламы и старания спонсоров, наоборот, усилился,
фиксируя Главное жюри в прежнем положении заложников идеи проведения фестиваля
любой ценой. Народ же безмолвствовал отнюдь не поголовно: сердцу
всегда хотелось "ласковой песни и хорошей, большой любви". И тогда на отшибе
возник "Кольский бугорок" Сергея Каплана со товарищи, который и стал в
некотором смысле предтечей "Второго канала", вторым его источником.
Вообще же в народе усиливался шорох, формулировавшийся в диапазоне от "надо
что-то делать" до "что-то будет". Идея эта овладевала не только низами,
но и верхами. И третьим источником стали именно они.
В начале октября 1995 года Борис Кейльман, пророк Валерия Грушина на
Земле, грустно спросил у Владимира Ланцберга, случившегося в Самаре проездом:
– Володя, что же с песней-то будет? Ланцберг, к тому времени уже
проведший на фестивале некоторую работу в качестве председателя жюри детского
конкурса, бодро ответил, мол, не тужи, Боря, вот вырастим новое поколение,
оградим их от попсы, и все будет тип-топ. Ничего не сказал Кейльман
в тот раз. Но менее, чем через месяц, когда
Ланцберга вновь занесло в Самару, снова произнес слова – на сей раз
в том смысле, что, мол, надо что-то делать. В тот же вечер представители
левых и правых полушарий мозга оргкомитета фестиваля Борис Скиба и Исай
Фишгойт обманом завлекли Ланцберга на конспиративную квартиру Льва Сандлера
(на воротах стоял Александр Вольдман) и провели с ним сеанс вербовки.
Начался он с попытки выяснить, каковы симпатии и антипатии объекта в разных
подвидах жанра авторской песни. Поняв, что характеристика восприятия имеет
характер горизонтальный и линейный, без завалов в тех или иных областях,
удовлетворенные функционеры в грубой форме предложили сотрудничество в
форме руководства вновь учреждаемым конкурсом, имеющим целью выявление
всего самого интересного с творческой точки зрения, без оглядки на вкусы
публики, требования масс-медиа, прихоти моды, идеологии, политики и т.п.
Взамен предоставлядась озвученная эстрада, официальный статус и карт-бланш.
Под давлением выпитого чая Ланцберг вынужден был согласиться. Составными
частями "Второго канала" стали, во-первых, местные организаторы, их помощники,
представители оргкомитета фестиваля; во-вторых, волонтеры из разных концов
вселенной, где есть любители авторской песни; в-третьих, члены жюри и просто
участники обсуждения конкурса, привлекаемые руководством на самой широкой
основе.
|