Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Что такое авторская песня.
Из книги "Среди нехоженных дорог одна моя"
"Авторская песня - это определенная форма устной поэзии.
Почему сейчас многие люди берутся за сочинение песен? Да потому,
что в песню просится жизнь. Некоторые считают, что поскольку в песне внимание
слушателя сосредоточено на музыке, то смысл должен быть элементарен для
легкости усвоения. Но разумеется, это - заблуждение. Нельзя противопоставить
мелодичную музыку глубокому смыслу текста.
Как же это делается? Как рождается та самая авторская песня?
Если говорить об опыте собственном, то сначала пишется стихотворение, которое
автору дорого. В нем он говорит именно то, что и хотел сказать. Затем постепенно
он - автор - начинает эти стихи скандировать. Получается какой-то напев...
напев органический, вытекающий из интонаций текста. Музыкальное воплощение
такой песни может быть скупым, но оно неотделимо от слов и от того, как
это будет петься".
Михаил Анчаров
"Во все времена главная задача художника, чем бы он ни занимался,
- будь то ваятель, композитор, поэт,- всегда остается одна. Средствами,
имеющимися в его распоряжении, рассказать о себе, о своем времени. Может
быть, даже с помощью интонации.
В авторской песне, на мой взгляд, главным компонентом были и
остаются стихи. Музыка - подспорье. Аккомпанемент - подспорье. И пожалуй,
здесь мой самый верный учитель - русский фольклор. Да и эти песни - скорее
всего русский фольклор, пересаженный на городскую почву...
У меня все песни - на готовые стихи.
А вообще-то в создании песен ничего романтического, экзотического
нет. Всё очень буднично. Просто работа. Работа часто изнурительная, поскольку
все время что-то меняется, переделывается... Это очень сложный, но прекрасный
для меня процесс
Булат Окуджава
"Иногда говорят, будто я "исполняю свои стихи под гитару". Мне
кажется, что под гитару я исполняю все-таки песни, а не стихи. Тем более
что я вообще очень резко отделяю стихи от песен. Это станет ясным, стоит
лишь сравнить любую из моих песен с почти любым из моих стихотворений.
Откуда же это выражение: "стихи под гитару"? Может быть, таким
образом утверждается главенство слов над мелодией? Может быть, чтобы уравнять
в правах свои слова и мелодию, надо быть непременно композитором-профессионалом?
Но при таком взгляде пришлось бы отрицать прочно существующую "менестрельскую"
песню. Ту как раз песню, мелодия которой не может быть хуже или лучше слов,
ибо слова и музыка в ней неразрывны. Недаром и возникают они чаще всего
одновременно.
Песня у меня потому и песня, что уже с самого начала имеет свою
мелодию, которая, как правило, является мне раньше слов. Иногда - на целые
годы. Одновременное сочинение слов и музыки тоже случается. Бывает и так,
что сначала стихи, а музыка - после. Вообще же слова моих песен без мелодий
немыслимы. Песенные слова для меня лишь выводы из музыки. Знаю, что многие
из моих сюжетов так и остались бы мне неизвестны, не будь музыки, которая
их вызвала".
Новелла Матвеева
"Песня не дает мне покоя ни днем ни ночью. И если бросить на
одну чашу весов все, что я делаю кроме песен, а на другую - только песни,
то последняя перевесит.
Я занимаюсь авторской песней. Это когда перед вами весь вечер
стоит на сцене человек с гитарой и рассказывает... В общем-то, это даже
и не песня, а стихи, положенные на ритмическую основу, которые исполняются
под гитару или иной бесхитростный инструмент. И расчет в авторской песне
всегда на одно: на то, что вас, как и меня, беспокоят те же проблемы, мысли.
И так же, как и мне, вам скребут по нервам и рвут душу несправедливости,
людское горе... Короче, все рассчитано на доверие. И все, что нужно для
авторской песни, это... ваши глаза, уши... мое желание вам что-то рассказать
и ваше желание это услышать.
Владимир Высоцкий
"Я думаю, что сочинение песен такого рода надо рассматривать
как явление литературное. Совершенно очевидно, какую огромную нагрузку
несет в подобных песнях слово, как важен в них единый поэтический стиль.
В большинстве удачных песен расширяется образный круг, затрагиваются темы,
которые считались совершенно недоступными песне. Очень многие из этих сочинений
заключают в себе точный сюжет, практически перед нами короткие новеллы
или даже новеллы-драмы, новеллы-повести, новеллы-притчи и сатиры. И каждая
несет совершенно определенный характер, будь то характер главного действующего
лица или, так сказать, лирического героя. В лучших песнях он имеет свое
социальное происхождение, вполне ощутимую плоть, лексику, свойственную
именно ему.
Музыкальная сторона наших песен очень чутка к бытовой интонации
наших современников. Мелодия извлекается из хождения по улицам, из поездок
в метро и в автобусе. Это почти разговорная интонация, и она у всех "на
слуху". Кажется, что все это ты давно уже слышал, а где - сам не помнишь.
Но если потом разложить эту мелодию с гармонической точки зрения, то окажется,
что мы не такие уж плагиаторы".
Александр Галич
А. Городницкий (Восток, 10 ноября 1965 г., 2 - й абонементный
концерт) Появление самодеятельных песен - это не упрек композиторам, а
упрек нашим плохим поэтам.
А. Городницкий (Новая газета 14.06.01)
- А вот авторская песня в классическом понимании переживает
не лучшие времена, талантливых молодых авторов практически нет.
- Новое время - новые песни. Бог его знает, почему так происходит,
может быть, просто потребности нет. Есть отдельные люди типа Долиной, Щербакова,
но когорты нет, а один человек - в поле не воин. Но я считаю, что в целом
будущее у жанра, тем не менее, есть. Более того, он непотопляем. Я в отличие
от многих веду его начало не с Окуджавы и даже не с вещего Бояна, а вообще
с царя Давида, который первый в письменной истории исполнял стихи под струнный
инструмент. Подобное исполнение всегда было и всегда будет. Другое дело,
к какому жанру его отнести, как эти песни соотносятся с литературой, с
потребностями общества, но авторская песня была всегда, и именно она легла
в дальнейшем в основу всех форм литературы - изустное творчество под сопровождение
какого-то несложного инструмента было у любого народа. Авторская песня
60-х - всего лишь разновидность этой вечной культуры, приложенная ко времени
оттепели.
Ю.Ким
Так где же пролегает граница между любительским и профессиональным
песенным творчеством? На мой взгляд - ее не существует: кто хорошо слышит
интонации своего времени и кто их хорошо выражает - тот и царь. Если это
сделал профессионал - замечательно, если любитель - тоже хорошо. Не в том
дело - профессионал ты или нет, а в том - хорошо ты или плохо сочинил.. |