Валерия Беседина
" Душа родилась крылатой ..."
Марина Цветаева
"Валерия Беседина — музыкант, творец, очень тонко чувствующий
мир звуков, она существует в этом мире предельно органично. Она — из людей,
от природы наделённых даром поэтического вдохновения", — так
характеризует звезда мирового балета
Владимир Васильев молодого московского композитора.
— Валерия, Ваше имя хорошо известно
профессионалам, ведь Ваши сонаты, симфонии,
концерты — в репертуаре выдающихся музыкантов —
лауреатов международных конкурсов, профессоров Московской
консерватории, Народных и Заслуженных артистов
России. Ваша музыка звучит на престижных
фестивалях и форумах в России, Германии,
Корее... Вы с отличием окончили композиторский
факультет и аспирантуру Московской консерватории у
знаменитого Тихона Хренникова... Давно — член Союза
композиторов России. На фасаде Музыкального театра имени К.С.Станиславского
и В.И.Немировича-Данченко обращает на себя внимание огромная
афиша Вашего балета — "Суламифь" в постановке Народного
артиста России Дмитрия Брянцева. Спектакль идёт с аншлагом пятый
сезон. И в драматическом театре имени Н.В.Гоголя
с неизменным успехом юные зрители уже
десять лет аплодируют весёлому музыкальному
вестерну "Вождь краснокожих" с Вашей музыкой. А в Нью-Йорке
звезда советского кино Елена Соловей играет в драме "Айседора
и Сергей" русско-американского театра "Блуждающие
звёзды". Вы ещё так молоды и уже успели
создать столько произведений!
— Действительно, меня не всегда отождествляют
с моей музыкой.
— Вы много работали в симфоническом, камерном,
хоровом жанрах. Обычно композиторы-"академисты"
не сочиняют рок-музыку, мюзиклы, баллады
и не увлекаются аранжировками на синтезаторах.
— Еще в 9 лет в один день я сочинила фугу
и песню, так и повелось, что работаю в параллельных
жанрах: академическом и эстрадном. Особенно ценю "зримый
звук" и воплощаю его в театральных
фантазиях.
— Да, Ваши песни-сцены, монологи, словно
мини-спектакли, пронизаны единой драматургией.
Когда я впервые услышала музыкальную
драму "Лебединый стан" на стихи Марины
Цветаевой, то словно стала участником
событий тех далёких лет, настолько Ваша музыка
образно соединила прошлое и настоящее. А
как возник этот цикл баллад?
— Я очень люблю литературу "Серебряного века". Наибольший
отзвук в моей душе нашла поэзия Марины Цветаевой — "Под одним
плащом", "Пригвождена", "Дон Жуан". Это были 80-е
... Однажды на моем концерте
произошло знакомство с Андреем Борисовичем
Трухачевым — сыном Анастасии Ивановны Цветаевой,
чуть позже он меня представил матери. Это
была незабываемая встреча! В маленькой квартирке
в центре Москвы я с необычайным волнением
на огромном , старом рояле исполняла свои
монологи на стихи М.Цветаевой для той,
кто была сама История... Как жаль, что
не было возможности записать это на
видео. Анастасия Ивановна, прослушав мои сочинения,
поцеловала меня, сказав: "Деточка, тебе диктует сама
Марина! Пиши! И ничего не бойся!" А ведь
голоса Марины и Анастасии были настолько похожи,
что их путал отец... И в этот вечер
95-летняя Анастасия Ивановна долго читала наизусть
стихи великой сестры! Самые дорогие моему
сердцу книги в моей домашней библиотеке —
это подарки А.И.Цветаевой, с очень добрыми
и теплыми пожеланиями, а последнюю я
получила за несколько месяцев до ее
кончины: "Вам, ныне живущим, дай Бог!..."
И вот на рубеже веков-тысячелетий у
меня зазвучала музыкальная драма "Лебединый стан".
Мне даже было страшно это писать. Я почувствовала, что смысл
актуален и сейчас. И Марина Ивановна словно водила
моей рукой. Я поняла, что именно сегодня
нужно донести до людей этот незаслуженно
малоизвестный цикл.
(На концертных площадках Москвы и других
городов авторские вечера В.Бесединой собирают
зрителей, которые не только годами следят
за ее творческим ростом, но и
тех, кто впервые открывает для себя ее
музыку. И Валерия всегда поражает публику
своим талантом и исполнительским мастерством.
В ней сочетаются воедино дар композитора
и исполнителя, интеллект и артистизм. На
своих концертах В.Беседина выступает
не только, как виртуозная пианистка, но
и поет).
— Это творческая потребность — спеть
балладу именно так, как Вы её слышите?
— Да, это важно для меня. Но никогда
не называю себя певицей. Я — артистка, а
не только композитор. И пою, чтобы слушателям
был эмоционально точно донесен смысл содержания.
Недаром я для своего диска "Лебединый
стан" пригласила артистов драмтеатра, но
с хорошими голосами. Например, замечательный актер
Игорь Карташев был свидетелем создания баллад
на стихи М.Цветаевой, так как в этот
период мы с ним завершали работу
над интереснейшим проектом на стихи Сергея
Есенина "Грубым дается радость...". Игорь — прекрасный
мелодист, и я вкладывала в эти песни
не только мастерство аранжировки, но и
душу. Так и сложилось, что эти 2
диска вышли в свет в один год.
— Одна из последних Ваших работ — опера-балет в стиле
"рок" — "Огненная Дева". Это произведение на стыке жанров: с одной
стороны — современные ритмы, близкие по духу молодым, с другой —
мелодизм — запоминающийся, яркий, который будет волновать людей иного
возраста. Каковы Ваши планы в реализации
этого проекта?
— Мне хотелось записать диск, а еще
больше мечтаю осуществить театральную постановку,
тем более, что вся творческая группа
молодых и талантливых артистов готова
приступить к репетициям сегодня же. Людям
нужны положительные эмоции, добрая, светлая энергетика.
Даже если звучит сложная, трагическая музыка,
но в нее заложены Вера и Надежда, если
она создана сердцем, с чистыми помыслами, — такая
музыка, такое искусство будет понято и прочувствовано.
Но это и колоссальная ответственность, поэтому
я обязана безумно много работать, чтобы
донести свой замысел, чувства, мелодию до
слушателя.
Беседу вела кинорежиссёр —
Вера Федорченко |