Игорь Карташев
Таланты Игоря Карташева разнообразны: он профессиональный драматический
артист (ведущий артист театра им. Рубена Симонова), певец, бард, художник.
Его сильный красивый голос, актерские интерпретации и разнообразный репертуар
(от городского фольклора до песен на стихи Есенина) привлекают множество
самых разных людей на его концерты и спектакли.
— Игорь, недавняя постановка театра им. Рубена Симонова с твоим участием
в главной роли отмечена "Московским Комсомольцем" как самая скандальная
постановка года. Что это за спектакль?
— Это спектакль "На всю катушку" (точно так же называется и мой второй
альбом). Там, кстати, исполняется моя песня на "тюремные" стихи Немировича-Данченко.
Этот спектакль, честно говоря, даже меня поверг в шок. У нас в Москве есть
такой режиссер, Саша Горбань. Он скорее шоумэн, нежели режиссер-постановщик.
Именно он поставил в театре Вахтангова спектакль "За двумя зайцами", который
идет на бессменных аншлагах. И он же поставил у нас спектакль "На всю катушку".
Он ставил этот спектакль на исходном материале "Оперы нищих" Джона Гея.
Это практически то же самое, что и "Трехгрошевая опера" Брехта, только
"Опера нищих" была написана на сто лет раньше. Нам всем было непонятно,
каким образом можно запихнуть в произведение семнадцатого века современную
тюремную тематику! Отсюда — самый скандальный спектакль года... С самого
начала я не был согласен на эту роль, хотел отказаться, не понимая, какая
связь: Полли, Люси, Капитан Мэк и вдруг — "Цыпленок Жареный". Недоумевая,
я спросил у режиссера, что это будет за спектакль? Он ответил: "Это будет
классное шоу!" Тут-то я понял, чего он хочет, и согласился на роль. Тем
более, что спектакль — по мотивам Джона Гея: банда Мэкки-ножа попадает
в Россию, и события происходят здесь, у нас.
— Ты поешь много песен тюремно-лагерного характера. Тебе самому не
приходилось контактировать с этой средой?
— Нет, слава Богу. Но я на своем веку повидал очень много людей, которые
были репрессированы, сидели. Я не буду вдаваться в подробности, но скажу,
что это были большей частью сильные личности, прожившие сложную жизнь.
И у них в глазах отпечаток далеко не поп-музыки... Им действительно близки
их песни. Я не знаю, что меня в них подкупает...
— Песни из альбома "На всю катушку" знают все, причём давно уже. Это
"Постой, паровоз", "Цыплёнок жареный", "Крокодила". В чем ты сам видишь
необычность своей интерпретации?
— Я слышал очень много шансона, сделанного конкретно "под компьютер".
Я не старался сделать никакого открытия. В целом мой альбом несет характер
некоего рокового, рокабильного звучания. К этому прибавляются элементы
шансона и какие-то актерские детали. Это совершенно однозначно не попса.
Но тем не менее его нельзя отнести и к чисто роковому направлению...
— Скажи несколько слов о своем новом альбоме “Грубым дается радость...”?
— "Грубым дается радость" на стихи Есенина — это первый мой альбом.
С него все начиналось и ради него все делалось. Второй альбом ("На всю
катушку") родился как своеобразное продолжение первого. Дело в том, что
основное чувство блатных, лучше сказать, тюремных песен — не крутизна,
не понты, как ошибочно думают многие, а, прежде всего, боль и обида. Стихи
Есенина — это та же боль и та же обида на веками и годами сложившуюся ситуацию...
Есенин — русский поэт... Многие говорят, что не очень хороший. Он ассоциируется
с романсами "Клен ты мой опавший", "Ты жива еще, моя старушка", которые
достаточно экзальтированно исполняются на сегодняшний день: плохенькая
гитара в руки, нога — на стул и голос с бесконечным подвыванием. От Есенина,
естественно, ничего не остается... Ничего не остается от есенинской боли,
от его любви. Эти стихи надо чувствовать и понимать. Тексты для моего альбома
были взяты из его персидского цикла стихов. Я родился в Азии, был на Востоке
и, естественно, могу в полной мере почувствовать душу и колорит соответствующей
атмосферы. Есенин же там никогда не был, хотя на протяжении всей жизни
изо всех сил стремился попасть в Персию. Я знаю одну абсолютно достоверную
историю по этому поводу, Однажды, когда Есенин был в состоянии сильнейшего
алкогольного опьянения, друзья, знавшие, что Сергей очень хочет в Персию,
отвезли его тайком на дачу одного знакомого чиновника в Баку. Он очнулся
там за глухим забором, и ему категорически запретили выходить за пределы
усадьбы — там, мол, война, опасно и т.д. Таким образом, Есенин, наконец,
попадает туда, куда стремился всю свою сознательную жизнь. Видит, чувствует
Восток, пусть и в условиях весьма ограниченного пространства. И именно
там он пишет свои "персидские" стихи: "Шаганэ, ты, моя Шаганэ", "Шахразада".
Именно эти стихи послужили основой моим песням, и по их же мотивам я написал
ряд картин. С другой стороны, этот альбом не имеет какого-то единого музыкального
направления.
(Игоря в своё время с позором выгнали из шестого класса музыкальной
школы за то, что он катался зимой с горки на скрипке своей одноклассницы.
Зато ему удалось закончить художественный институт города Алма-Аты, получив
образование художника, а затем и Щукинский театральный институт в Москве.)
— Как ты осуществил переход от театра к музыке?
— Этого перехода как такового не было. Театр всегда был для меня тесно
связан с музыкой. Я много, практически всегда, пел на сцене. Страсть к
музыке у меня — с самой Алма-Аты. Еще в музыкальной школе я заразился глубоким
чувством к восточной музыке (подтверждение тому — персидский цикл стихов
Есенина, положенный в основу первого альбома), а в театре воспылал любовью
к романсам. Поэтому музыка, театр и даже живопись были для меня всегда
тесно связаны между собой.
— Расскажи о своих личных предпочтениях в музыке.
— Мне очень многое нравятся. Что такое музыка? Это как кофе: ты его
хочешь или не хочешь... И каждый день, хочешь не хочешь, но ты его выпиваешь...
А какой-то день обходится без чашечки кофе. Музыка — это то, что сопровождает
нас всю жизнь. Трудно себя представить без музыки, но еще труднее сказать,
кто именно тебе нравится. К примеру, мне уже давно нравится Tom Waits.
Вообще, я люблю рок. Трудно говорить о всяких Веаtles, Nazareth'ах и Deep
Purpl'ах, поскольку я на них вырос. Это мое детство.
— Были ли у тебя в музыке какие-нибудь идолы или, хотя бы, примеры?
— Вообще-то, я не очень люблю бардов, но по молодости лет у меня был
достаточно сильный эмоциональный всплеск. Когда мне было 16-17 лет, в Алма-Ату
приехал Юрий Визбор, и я до сих пор не слышал ничего лучшего. Да, он не
очень хорошо играл на гитаре, совершенно не думал о возвышенности и величии
своих стихов. Но он был настолько светлым, солнечным, открытым и правильным
человеком! Тогда, в юности, он вселил в меня любовь к этому песенному жанру.
Я понял, что можно взять в руки гитару и своим настроением — не проблемой!
— зарядить находящихся рядом с тобой людей и сделать так, чтобы они тебе
поверили... Юрий Визбор дал мне представление об этом жанре, благодаря
ему у меня сложился целый образ, образ барда, развенчанный ныне количеством
и качеством того, что я слышу.
Отвечая на вопрос о том, что для него важнее в песне — слова
или музыка, Игорь Карташёв вспомнил притчу:
— К пожилому священнику пришли двое молодых: "Скажите, а что
важнее — "что" или "как""... Подумав, священник ответил: "кто". Дело в
самом исполнителе, в его образе, его чувствах и душе.
— Дают о себе знать твои восточные корни?
— Да. Вот, к примеру до безумия люблю Восточный концерт Led Zeppelin.
У меня есть песня "Алма-Ата". Ее крутят в самолетах при посадке в аэропорту
Алма-Аты. Один раз, услышав там собственную песню, я даже прослезился.
С другой стороны, я живу в Москве с 83 года; учился, жил и работал все
время на Арбате. Поэтому слишком многое меня здесь удерживает. И пусть
Алма-Ата останется для меня чем-то теплым и сокровенным. Ведь внутри у
каждого человека должен быть свой черный ящик, в который он никого никогда
не будет впускать. Это только его. И вот Алма-Ата для меня — как раз тот
черный ящик, в котором хранится моя душа, мое детство — все самое дорогое
и родное.
(Мы разговаривали с Игорем в полдень, и он сказал, что с самого утра
ждёт момента, чтобы выпить кофе.)
— Кофе по утрам — традиция?
— Живя в Алма-Ате, я никогда не пил кофе. Эта привычка пришла
ко мне уже в Москве. И потом, это скорее необходимость, часть моей работы,
нежели традиция. А так, я люблю зеленый чай. Любовь к зеленому чаю у меня
— с самого рождения.
— А к спиртным напиткам?
— Я начал, традиционно, с портвейна... Это было лет в 17. Потом
я понял, что лучше водка... По крайней мере, из коньяка, портвейна и пива
я всегда выбирал водку. С нею мне чаще всего приходилось сталкиваться,
и для меня это — "исторически" любимый напиток. Коньяк я особенно никогда
не любил. Я думаю, что, если бы сейчас я активно употреблял спиртные напитки,
то перешел бы-таки на коньяк с хорошими сигарами. Дело в том, что в то
время водка мне показалась напитком более правильным, что ли... Мне очень
нравится Куантро. Я не люблю шампанское и не понимаю людей, которые пьют
безалкогольное пиво. Не понимаю также людей, которые бросили пить и говорят,
что им абсолютно не хочется выпить. По-моему, выпить хочется всегда, и
это нормальное явление.
— Способствовала ли развитию у тебя культуры пития театральная
жизнь?
— Конечно! Актеры, музыканты, театр, сцена — это всегда так или
иначе связано с алкоголем. Хорошо пить или плохо? Я не знаю. Наверное,
плохо. Многие люди пьют определенное количество и веселятся затем весь
вечер. Я так никогда не мог. У меня либо выплескивалось в этот момент все
наболевшее, и я продолжал, пока это не кончится, либо вообще не пил.
— Не приходилось ли выпить стопку-другую перед спектаклем?
— У меня с этим связана целая история. Когда мы сдавали последний
спектакль, "На всю катушку", у нас в театре красили зал. В тот день у нас
была длиннющая репетиция с 11 утра до 8 вечера. Все это время мы дышали
соответствующими парами. Поскольку эпизодические персонажи то появлялись,
то исчезали со сцены, они имели возможность не дышать этими испарениями
от красок. Я же провел практически все время на сцене, и у меня, по-видимому,
произошла какая-то интоксикация. Так или иначе, голос пропал абсолютно.
Когда я пошел к врачу-фониатору, она сказала, что, если я выйду на премьеру,
то может получиться так, что мне просто придется сменить профессию. Но,
как у нас обычно бывает, спонсоры деньги заплатили, и спектакль во что
бы то ни стало должен был выйти в срок. На следующий день за сценой сидел
врач, рядом стоял художественный руководитель театра со стаканом коньяка,
которым я полоскал горло. В таком состоянии я сыграл три спектакля, но
зато потом лечился целый месяц. Тогда коньячные "полоскания" в буквальном
смысле спасли меня. С другой стороны, на заре своей карьеры для меня было
нормальным перед спектаклем пропустить грамм 50 для бодрости и чистого
голоса. Но однажды, решив определить для себя максимальную дозу, я явно
переборщил. Я думал, что все было отлично, но, когда мне показали синяки,
оставленные мною на партнершах... Впрочем, мне удалось реабилитировать
себя на следующем спектакле...
— До свидания, Игорь. Хочу тебе пожелать, что бы ты выступал с концертами
не только на “своей” территории, но и на всех остальных сценах, где поют
авторскую песню.
Беседу вела Юлия Гаврилова |