Елена Решетняк
— Лена, с какого возраста ты поешь, какая первая песня была тобой
исполнена, из чего состоял твой репертуар до того, как ты стала автором?
— Музыкального образования нет. Гитару впервые взяла в руки в
11 лет (кстати, это была семиструнка, так на семиструнке и играю по сей
день — не хочу переучиваться). Помню, целый год тренькала на одной струне,
подбирая на слух разные мелодии — было интересно. Потом отец показал мне
3 первых "блатных" аккорда, и я стала подбирать песни на слух. Впервые
с гитарой вышла на сцену в школе, в 10-м классе, пела попурри из известных
эстрадных песен на свои слова, придуманные по поводу какого-то школьного
капустника. Потом, в институте, выступала почти на всех вечерах, но там
пела уже бардовские песни — Никитина, Ланцберга, Клячкина, Визбора, Якушевой
и т.д. В пединституте, где училась на кафедре физики, был организован филиал
городского КСП "Дельта". Стала вместе с другими КСП-шниками ездить на фестивали
АП, выступала в Саратове, в Сызрани, на Грушинском. Где-то со 2-3 курса
стала пробовать писать музыку к чужим стихам — листала журнал "Юность",
выбирала те, которые "пелись". Так, в Саратове, в 1984 году открывала гала-концерт
какого-то фестиваля АП в качестве "композитора" — на стихи Елены Крюковой
"Духовой оркестр". А свои стихи "пришли" намного позже. Но стихами их назвать
не могу — они "приходят" вместе с мелодией. Первую песню написала в 1988
году, вторую — в 92-м, а постоянно стала сочинять с 1995 года.
— Кем ты мечтала быть в детстве?
— В очень далеком детстве мечтала быть дрессировщицей собак.
Я их очень люблю и всегда нахожу с ними общий язык (к счастью, с людьми
тоже). После окончания школы хотела поступать в МГУ на журфак. Но ... не
пустила мама. Так, окольными путями, получив два высших образования (педагогический
институт — учитель физики и Академия госслужбы — системный аналитик), все-таки
стала работать журналистом.
— Ты родилась в Астрахани или оказалась там каким-то другим образом?
Есть что-то, чем для тебя дорога именно Астрахань?
— Я родилась в Астрахани. Это мой родной город. У меня здесь
очень много хороших знакомых, здесь живут мои друзья, родные. Этим мне
и дорога моя Астрахань.
— Ты училась в Москве. Как ты ее сейчас воспринимаешь по приезде
— как чужой или родной город? Легко ли ты здесь "прижилась", или такой
нужды вообще не было (то есть тебе все равно, где жить)?
— Я люблю Москву. Этот город — мой хороший знакомый. Здесь моя
редакция, здесь живут мои друзья, приятели, люди, которые знают и любят
мои песни.
— Что в твоей профессии (корреспондент) особенно интересно делать?
— Интересно общаться с людьми. Интересно узнавать что-то новое
для себя. Интересно писать об интересных людях и интересных занятиях.
— Есть ли у тебя спонсоры и влияют ли они на твое творчество?
Какие у вас отношения?
— Мой первый спонсор — фирма "Шек", которой руководит Иван Иванович
Людиновсков. Он — бывший военный летчик-истребитель и вообще замечательный
человек. Однажды он случайно попал на концерт нашего КСП "Дельта" и услышал,
как я пою свои песни. После этого он разыскал меня и предложил свою помощь
в создании альбома. Так что именно благодаря ему вышел альбом "Это было",
благодаря ему меня услышали и узнали. Второй альбом мне помогало готовить
предприятие "Астраханьгазпром". И я очень благодарна за поддержку его генеральному
директору Виктору Дмитриевичу Щугореву.
К тому же "Астраханьгазпром" стал спонсором видеоклипа на одну из моих
песен — "О далеком городе ночном".
— Был ли кто-нибудь из известных бардов, кто помог тебе "пробиться"?
— Я очень благодарна Сергею Яковлевичу Никитину, который, можно
сказать, "предрешил" мою судьбу. Когда уже закончился отборочный тур фестиваля
"Московские окна 96", и уже были названы 22 лауреата, один из организаторов
— Владимир Розанов (ему тоже особая благодарность) отдал ему еще несколько
кассет, в том числе и мою. Сергей Яковлевич выбрал мою кассету и сказал,
что "это — 23-й".
А потом мои песни услышал Вадим Владимирович Егоров. По его рекомендации
меня стали приглашать выступать в Москве. Благодаря ему, мои песни услышали
в Канаде, Америке, Австралии. Я очень признательна этому замечательному
человеку, который всегда поддерживает меня, помогает и делом, и советом
и добрым словом. На своем сборнике стихов "Танцы на пашне" он написал так:
"Лене Решетняк с верой в нее и в ее несгибаемую "Соломинку". Спасибо Вам,
Вадим Владимирович. Сами того не зная, Вы сказали мне эти слова именно
тогда, когда они мне были больше всего нужны.
— Повлиял ли кто-нибудь из бардов на твое собственное творчество?
— Конечно. Я думаю, что мои любимые авторы как раз и повлияли
на мое творчество. Это Сергей Никитин, Юрий Визбор, Владимир Ланцберг,
чьи песни я пою еще со студенческих лет.
— Относишь ли ты себя к какому-нибудь направлению авторской
песни и вообще к этому жанру?
— Мне сложно судить. Но, наверное, часть моих песен уже нельзя
отнести к "классической" АП. Совершенно неожиданно у меня стали появляться
песни, которые профессиональные музыканты относят к разным музыкальным
стилям. Есть танго, твист, что-то похожее на рок, на блюз, есть кое-что
фольклорное. Но ведь и АП сейчас уже не та, что раньше. Многие авторы пробуют
себя в разных стилях. Что в этом плохого? Главное, чтобы слова в наших
песнях не были похожи на бессмысленную "рекламную речевку".
— С кем из бардов дружишь?
— К сожалению, мы живем в разных городах, но я знаю, что есть
люди, которые мне всегда помогут в трудную минуту, с которыми мне очень
интересно общаться, чьи песни я очень люблю. Это Люба Захарченко, Рая Нурмухаметова,
Галя Хомчик, Вадим и Валерий Мищуки. И, конечно, Вадим Егоров.
— Какие у тебя отношения с публикой, есть ли у тебя "любимая"
публика?
— Если вы допускаете понятие "любимая" публика, значит, допускаете
и понятие "нелюбимая"? Я считаю, что такого быть не может. Есть публика
"моя" и не "моя". И слово это, в общем-то, мне не нравится — безликое какое-то
и отчасти уничижительное. Есть "мои слушатели" — которые любят АП и мои
песни (часть их, наверное, уже нельзя причислить к этому жанру), и не мои
— те, кто не любит АП и не любит мои песни. И это их право. Они любят другие
жанры — каждому свое.
— Если бы тебе пришлось убаюкивать ребенка, что бы ты ему
спела или рассказала?
— Мне не нужно представлять себе эту ситуацию. У меня есть сын.
Он, правда, уже большой — ему 10 лет. И он любит мои песни, иногда напевает
их. Правда, своих, колыбельных я ему не пела — мои песни родились позже,
чем он — он родился в 1990 году, а писать без остановки я начала с 1995-го.
— Желаем тебе, Лена, творческих успехов и здоровья тебе и твоим
близким.
Беседу вела Юлия Гаврилова |