Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
КУХОННЫЙ ЧЕЛОВЕК - АНДРЕЙ АНПИЛОВ
www.deol.ru
Как-то в разговоре Андрей назвал себя "кухонным" человеком. Пожалуй, это
действительно так. Слушая его песни, хочется замурлыкать: тихие, нежные,
лиричные... Мало кто теперь так пишет. Ему 41 год, по образованию - художник, но
рисует в последнее время только иллюстрации к своим книгам. В 1987 г. вошел в
творческое объединение "Первый круг" и много ездил по стране вместе с Михаилом
Кочетковым, Александром Мирзаяном, Владимиром Бережковым, Виктором Луферовым...
После того как "Первый круг" перестал существовать, актерская жизнь сменилась
чисто литературной: Андрей выпустил две книжки.
Когда-то в детстве он мечтал заниматься мультипликацией, да и сам, честно
говоря, похож на героя из мультика - где-то между Ежиком в тумане и Домовенком
Кузей. А может быть, его еще не нарисовали. Значит, все впереди...
- Андрей, с чего все началось?
- Некоторые начинали с КСП, ходили на слеты, а я где-то до канца семидесятых
был уверен, что один сочиняю песни. Есть Окуджава, Высоцкий и я. Сфера общения
была непроницаемая - в основном художники. Того, что происходило параллельно,
почти никто не знал. В 1978 году появились кассеты, а началось все уже после
армии: стали звать на концерты.
- Кого ты в то время любил слушать?
- Из постоянных привязанностей для меня первый - Окуджава. Остальных всех
переживал по мере поступления. Все были любимые на какой-то отрезок времени.
Больше и, наверное, дольше всего я любил тех, с кем потом и работал в "Первом
круге": Мирзаяна, Луферова, Бережкова. Я и сейчас к ним так же отношусь. Острота
переживаний, может быть, ушла, потому что знаю весь репертуар почти наизусть. Мы
же проводили по 4 месяца в году буквально бок о бок, часто даже жили в одной
комнате.
- Переживаешь кого-нибудь сейчас?
- Сейчас нет. Последнее, что было, - это Таллин 1988 года. Тогда появились
Елена Казанцева и Елена Фролова. Но вот прошло 9 лет, и я не могу сказать, что
открыл для себя что-то новое. Хотя стараюсь следить, упорно что-то выискиваю все
время глазом и ухом. Может быть, что-то интересное и появлялось, но я это никак
не зафиксировал.
- Получается, что сейчас мы переживаем упадок?
- Да. Я не знаю, с чем это связано, но в литературе сейчас есть отток. Может
быть, такое воспитание, а может, появилась возможность реализовать себя в чем-то
другом. В бизнесе, например.
- Но ведь одно не может заменить другое?
- Да, но нам-то просто деваться некуда было. Мы, когда начинали, знали, что
реализация может быть только подпольным путем: самиздат, домашние концерты -
настоящий андеграунд.
Можно было существовать в рамках полуофициального искусства, как Никитин,
Кукин или Визбор. Это не ложь - просто склад таланта такого рода: вот вам лирика
любовная, вот туристская песня, вот военная, не прикасаясь к кровоточащим ранам.
И, пожалуйста, какая-то ниша все-таки могла быть...
Я всегда хотел и готовился жить в искусстве. Так или иначе. У меня никаких
не было амбиций, претензий на какую-то другую деятельность. Но получилось так,
что эта моя масса песен и стихов никак не пролезала в официальную щелку.
- Что тебя побудило писать стихи и песни?
- Я довольно-таки много читал и очень это любил. И помню, как-то во дворе
ребята играли на гитарах (мне лет, наверное, восемь было), а я как завороженный
следил за их игрой. Мне это дико понравилось, было очень необычно, и я все время
ходил за ними, просто не отходил ни на шаг. ...Мой отец рисовал, таскал меня по
выставкам, раз в месяц водил в Третьяковскую галерею или в Пушкинский музей. Он
очень любил Пушкина, держал дома много поэтических книг.
- Что ты любишь читать сейчас?
- Особенных пристрастий нет, просто люблю читать. Читаю постоянно (раз в
год) письма Пушкина. Но это не чтение, а что-то вроде психотерапии. Двадцать лет
назад я мог бы тебе сказать, какая у меня любимая книга, потому что открывал все
в первый раз. А сейчас я уже главные книги свои давно прочел и перечитал по
третьему разу. Одна из них "Москва - Петушки" Венедикта Ерофеева. Теперь я один
из немногих, кто читает современную литературу: "Новый мир", "Знамя", "Дружбу
народов" - то, что называется толстыми журналами. Я знаю, что пишут и как пишут
именно сейчас. Что-то останавливает, что-то - нет. В основном нет, конечно.
- Хорошо, а какая тебе нравится музыка?
- Густав Малер, например. Недавно Шостаковичу было 90 лет и проходило очень
много концертов. Декабрьские вечера все были посвящены Шостаковичу, его
исполняли лучшие мировые исполнители. И я наконец проникся. Раньше он казался
мне каким-то квадратным, невротичным, а теперь наслушался и понял, что у него
великий лирический дар вместе с сарказмом, гротеском... Но это из более-менее
современного. А так: Шуман, Моцарт, Шуберт...
- Как ты относишься к тому, что авторская песня - это стихи, положенные на
ритмическую основу (об этом говорил еще Владимир Высоцкий), а значит, музыка
здесь на десятом месте?
- У кого как. Допустим, у Коли Якимова ее даже слишком много. Или у Мирзаяна
что есть, так это музыка в первую очередь. Вообще авторская песня - это
произведение, которое подразумевает второе, пятое, десятое прослушивание. Она
уже перестает быть песней как таковой. Песня - это одноразовая вещь. Она
летучая.
Есть же такой камерный жанр, как романс. Например, Свиридов на стихи,
предположим, Пушкина. Стоит певица и поет. Эту музыку повторить невозможно на
слух, в ней более развиты выразительные средства. В этом смысле и Мирзаян, и
Якимов, и, может быть, еще человек пять отползают как раз к такому камерному,
немножко замкнутому жанру. А есть более летучие, более повторяющиеся. А вообще
же авторская песня или городской романс - это искусство не столько музыкальное,
сколько интонационное. Значит, и стих, и музыка должны быть немножко
нейтрализованы. Тогда и получается вздох. То есть опора идет на сердцебиенее, на
вздох, на контакт. Как только умножается на сложное стихотворение - следишь не
за сердечным состоянием или разговором, а за самим стихом: "Ого, какая
метафора!.." Или, допустим, музыка увеличивается - то же самое. ...Это почти не
свойственно ни для какого жанра, кроме романса, частично советской песни.
Бернес, допустим, - это же не авторская песня, с одной стороны, а с другой
стороны, он пел как нормальный человек. Вертинский тоже, но там есть манера.
Хотя на самом деле у всех есть манера. Каждый развивает в себе некоторые
голосовые странности, делает из своих дефектов художественные особенности и т.д.
Все это можно расшифровать. Вот Окуджава поет как Шаляпин некоторые вещи, он
по-старомосковски произносит "черныя", "дальныя"... Может быть он сам не
замечает, но это так. И на этом опора художественного произведения. Это
характерно вообще для любого разговорного искусства. Раньше не было такого
определения, как исполнитель песен. Был певец, а исполнителя песен не было, и мы
проходили как речевой жанр.
- Ты производишь впечатление человека слишком отрешенного и спокойного для
этого времени. Как ты себя в нем чувствуешь?
- Что-то печатается, проходят какие-то концерты... Честно говоря,
зависимость от вдохновения гораздо больше, чем любая другая зависимость. Поэтому
я и рискнул своей собственной жизнью. Я имею в виду не только авторскую песню,
потому что стихов пишу в десять раз больше. И прозу пишу. Для меня не важна
никакая реклама. Реализация произошла в тот момент, когда я поставил точку. А
все остальное придет либо не придет. Маяковский говорил: "не буду понят, что ж,
пройду по родной стране стороной, как проходит косой дождь". Или поэт Иван
Жданов: "наше дело сочинить стих, а потом уже уповать". Вот я и уповаю в меру
своего терпения. Тем более что у меня довольно широкий диапазон в этой сфере.
Это стихи для детей, стихи о детстве и просто стихи. Песни, проза, эссеистика...
- Как ты относишься к таким чисто современным явлениям, как, например, клуб
"Гнездо глухаря"? Ведь несколько лет назад многие из бардов даже представить
себе не могли, что будут петь перед публикой, которая выпивает и время от
времени закусывает.
- Ничего, никому от этого не хуже.Тем более что, как ни странно, это не так.
Было два концерта, в которых я участвовал. Первый раз Миша Кочетков попросил
поиграть вторую гитару - там действительно весь обслуживающий персонал был
несколько растерян: ходили, гремели кассой. И второй раз у меня был сольный
концерт. Разбили на несколько отделений по полчаса. Да и публика оказалась
довольно-таки тихая и воспитанная. На первом концерте неприятности были скорее
со стороны официантов, а сейчас и они во время песни не ходят.
- То есть тебе нравится?
- Да, мне понравилось. Во-первых, кафе называется "Гнездо глухаря", и люди
сразу понимают, куда они пришли и какого рода звуки им предстоит услышать. Мы
ведь раньше и в лагерях строгого режима выступали. Но ничего хуже ПТУ где-нибудь
на окраине Уфы я никогда в жизни не встречал. А московские школы - это такое
безумие, что ты! Заключенные - ангелы по сравнению со школьниками.
- И все-таки, когда же ты чувствовал себя комфортнее: во времена домашних
концертов и московских школ или сейчас, когда какой-никакой, а появился выход в
нормальные залы к нормальной публике?
- ...Во времена домашних концертов были молодость и сила, можно было не
спать ночами. А лучшее время тогда, когда пишется. Поэтому для меня сейчас
лучшее время.
- У тебя бывали творческие кризисы?
- Как у всех - несколько раз в год.
Главное не то, что писалось или не писалось. Главное, что написалось. Важно,
смогу ли я сейчас, спустя, предположим, десять лет, напечатать то, что написал
тогда. Или же мне захочется с отвращением это смять и забыть поскорей. Так что
совсем пустых годов у меня не было - хотя бы по 2-3 вещи оставалось.
- Как твой лирический герой относится к тебе?
- Он очень похож на меня, но не зеркально. Более сформулирован, что ли...
Я-то, наверное, объемней. Любой человек целиком не фиксируется. А там какие-то
вещи сформулированы и доведены. Вот, например, у меня в прозе лирического героя
зовут Алеша. Я чувствую, что он Алеша. А если бы его звали Андрей, то он был бы
уже немного другим.
Что такое лирический герой? Те качества, которые ему придаются в песне или в
стихотворении, - это щель. Себя, ситуацию, весь мир нужно отодвинуть, чтобы на
него посмотреть со стороны. Тут диалогические отношения. Он мне говорит - это
ведь я изнутри стиха каким-то образом воздействую на себя, на свою жизнь. А с
другой стороны - это мое дитя, которое я породил. И отношения у нас разные.
Например, такие...
Я скажу тебе честно, сынок,
твой папаша - большая скотина.
По утрам он храпит, как сурок,
что уже, вероятно, противно.
Страшно жить с ним в квартире вдвоем:
он на кухне: как злобно он курит!
Ну, а если чуть что не по нем,
мрачно брови сердитые хмурит.
Выпьет чаю и сразу орать:
не шуметь, не сорить, не играть!
Брысь под лавку дрожащею мышкой
и сиди там с полезною книжкой.
Все всегда ему вечно не то,
недоволен, небрит и невесел...
Но вот, кстати, за что только что
он тебе подзатыльник отвесил?
Ни за что. Ты горюешь один,
от обиды слезу проливая,
потому что твой папа - кретин.
Вон он бродит, судьбу проклиная.
Он теперь, впрочем, как и всегда,
рвет на лысине горькой седины
и, зубами скрепя от стыда,
сам себя называет скотиной.
И дает себе страшный зарок
и раскаяньем дух сокрушает.
И вот так будет с каждым, сынок, -
с тем, кто маленьких (гад!) обижает.
Полосу подготовила
Лада ШАТУН |