Оригинал в данный момент не доступен. Это
резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
"ВИКТОР БАЙРАК: путевые заметки о" - 2
С наступлением лета близился Всеукраинский фестиваль.
Отступление. Я отжюрил пятый юбилейный Минский "Звездопад" и должен
вам сказать, что лукашенковские ручки пока, слава богу, до КСП не дошли.
Видно ему и без нас есть кому "ператрахивать" Это обстоятельство дало возможность
провести довольно неплохой фестиваль. И хотя, по обычной нашей нестыковке
с руководствами всяких там пансионатов-санаториев, открытие (да и сам,
собственно, лагерь) перенеслось в лес, к большому костру, вышло даже очень
оригинально и бодренько. А освещение "сцены" фарами автомобилей стало уже
традицией "Звездопада". Сам же конкурс был плотным и весьма разнообразным
по жанрам. Хватало сумасшедших и в хорошем смысле слова и в прямом. Скучать
не пришлось, да и костры в большинстве своем были добрые. Ну а пьянка...
Ну, пьянка. В рот никто не заливает... пока сам не попросишь.
И еще одно наблюдение для беспечных ездоков. Финансовая политика Беларуси
такая хитрая, что доллар по курсу дешевле, чем на руках где-то в полтора
раза, а билет на один и тот же поезд в один и тот же вагон из Минска в
Киев, купленный в Минске, по отношению к доллару вдвое дешевле купленного
в Киеве. Во как.
А вот сейчас начнется интересное, хотя непрофессионалов КСП прошу не
утомлять глаза, а выделенное шрифтом просто пропустить. Организаторов же,
наоборот, прошу обратить внимание, чтобы не набивать шишки собственной
головой. Итак, маленький рассказ от первого лица.
По возвращению из Минска я обнаружил у себя в ящике приглашение на
фестиваль "Балаклава-99". Сроки - через неделю после Всеукраинского. Удобно:
Барзовка-Песчаное-Балаклава. Правда не надо было быть Шерлоком Холмсом,
чтобы понять, что его делают не "наши": меня пригласили конкурсантом, проживание
и питание за счет фестиваля, главный приз - поездка в Стамбул и т.д. Честно
говоря, давно хотелось поучаствовать в каком-нибудь нейтральном фестивале
в качестве конкурсанта, проверить - не засиделся ли я по жюрям. Да и в
Стамбуле я никогда не был... В общем, согласился. Хотите, - осуждайте.
Перед Барзовкой позвонил Петя Картавый (ПК) и сказал, что тут, в оргкомитете
многие против меня, потому что, дескать, резок, крут и хамоват, но он будет
за меня бороться. Еще сказал, что денег у фестиваля нет, но он будет за
них бороться и что он договорился с Барзовкой, о том, что Юрий Черноморченко
организует микроавтобус Барзовка-Песчаное (это через весь Крым в самом
широком месте в разгар летнего бензинового кризиса) для членов жюри, участников
и гостей.
Приехав, я убедился в том, что ПК действительно звонил и что Черноморченко
может организовать хоть самолет, но при условии, если ПК оплатит. И все-таки
по окончании смены десять человек, в том числе организатор Ильменского
фестиваля Костя Просеков (умный Винник повернул киль на Киев, чуйка) в
складчину на последние в микроавтобусе двинулись на Песчаное. Вечером по
прибытии мы встретили не очень веселое настроение у приехавших на фестиваль,
поскольку семь гривен в день с человека за право находиться на территории
лагеря - это оп-паньки! ПК же развел руками, сказал, что он уже не в оргкомитете
и что извиняется, так, мол, вышло. За что был послан и, думаю, далеко не
мной одним. Я обошел поляну с вопросом "Что тут происходит?" В лучшем случае
получал уклончивый дипломатичный ответ, типа каплановского "Нам, израильтянам,
этого не понять". В худшем ответ был прямолинейный, типа яцуненковского
"Как минимум тры человека здесь от мене получать по морде". После Барзовки
контраст был шокирующим и утром следующего дня наш экипаж взял курс на
Севастополь. Пользуясь случаем, хочется выразить благодарность Сереже Кучме,
выручившего нас (три человека) с Просековым (один человек) деньгами.
Спустя почти два месяца, на Байде мы разговорились по душам с "мамой
Песчаного" Карпенко и она мне сказала, что ПК убеждал оргкомитет в том,
что Байрак не только резок, крут и хамоват, но и редкий жлобина, который
без солидного гонорара вообще никуда не поедет. Хао, я все сказал.
Продолжаем обзор. "Балаклава-99". Крым. Заповедные и недоступные некогда
(бывшая секретная база подводного флота) места неописуемой красоты. Вместо
такси - моторные баркасы, которые за гривну с человека отвезут вас на какой-нибудь
миниатюрный пляжик под стометровой скалой, к которому никак, кроме как
по воде не добраться и в назначенный срок отвезут обратно, правда уже за
полторы. Надо всем возвышается символ Балаклавы - генуэзская крепость.
Ну, о-о-о-о-очень красиво. Плюс безупречная погода. Плюс бесконечная забота
оргкомитета: чтоб жили все вместе, чтоб питались недорого, но достаточно
плотно, чтоб прогулка была на корабле с купанием в открытом море, чтоб
дельфины рядом с кораблем фыркали, чтоб пиво было всегда, чтоб в подводную
лодку можно было залезть, чтоб национальные гвардейцы показали, как они
умеют друг друга бить чем не попадя и не плакать, падая на асфальт и т.д.
В общем есть еще по стране не бедные люди, желающие нам помогать.
Я не хочу идеализировать балаклавский фестиваль, он мог быть на много
лучше с "нашей" точки зрения, да и с обывательской тоже. В этом смысле
жалко не только своих денег. Я, как очевидец, утверждаю - он был организован
на порядок лучше Всеукраинского!!!
Вот тут-то и возникает интер-р-р-ресная задача.
Дано: от Песчаного до Балаклавы не больше двух часов езды, в сущности
(да не обидятся балаклавцы) это пригород Севастополя; у организаторов есть
деньги, команда (оргкомитет), желание провести в Балаклаве солидный фестиваль
авторской песни и возможность. Есть очень крепкий профессиональный руководитель
Андрей Соболев, у которого есть все, кроме опыта общения с тусовкой, знания
внутренней структуры КСП и его психологических особенностей (отсюда и некоторый
хаос в приглашениях), но есть желание все это приобрести; Песчаное - бардлагерь,
предназначенный для отдыха и общения и выполняет совсем иные функции, чем
фестиваль; в Песчаном находятся профессионалы КСП, знающие при наличии
возможностей что где и когда.
Вопрос: что, собственно, мешало объединению составляющих?
Ответ: амбиции с обеих сторон (справедливости ради уточняю - прежде
всего со стороны КСП).
Хочется верить, что на следующий год ситуация изменится и балаклавский
фестиваль будет одним из самых приятных на Украине. Во всяком случае господин
Соболев настроен оптимистически, а после самого фестиваля намного доброжелательней
к нашей структуре. Остается нам самим не быть дураками.
Кстати сказать, в Песчаное был послан микроавтобус, доставивший в Балаклаву
Кучму, Каплана, Олейниченко, Яцуненко, Гузеева, Максимова, Балева и других,
которые улучшили гала-концерт. Это как раз был шаг навстречу друг другу.
На фестивале выступило немало неплохих авторов-исполнителей и коллективов.
Попробую перечесть некоторых: Игорь Шипилин, Олег Тряпицин, Игорь Сидоров,
Сергей Курочкин (приз зрительских симпатий), Владимир Губанов, Петр Силин,
Андрей Лубянов (все из Севастополя), Новелла Вавилова и дуэт Бахтигюль
Качка и Антонина Репецкая (из бахчисарайского клуба), Павел Гребенюк и
трио Коротыч (Симферополь-Севастополь), Юлия Кудлай и Наталья Селезень
(Полтава), Александр Гарбар (Сумы), Юлия Ганина (Мончегорск).
По благоприятному стечению обстоятельств в Севастополе оказалась Татьяна
Дрыгина и по настоянию друзей также приняла участие в конкурсе. От этого
выиграли все, в том числе и Таня, получившая "Приз Плодородия" - огромную
бутыль марочного крымского вина (еле в рюкзак влезла). Ну, а я и Аля Михайлюк
получили путевки в Стамбул, который через три недели попал в зону землетрясения.
Бывает.
Полтавский фестиваль. Опять порадовала погода. Перед самым фестивалем
прошел грибной дождик (очень кстати), а на время самого фестиваля - красота.
Поляна, сцена, футбольное поле, костры до утра, новые знакомства... Что
еще надо для хорошего настроения. Опыт показывает, что кое-что еще. Например,
чтоб ночью не выпадала роса вовнутрь усилителя. Из приятного можно отметить:
во-первых довольно большой процент поэтов, просто читающих свои стихи и,
между прочим, некоторые неплохие; во-вторых неожиданно удачно с толком
и азартно прошли творческие мастерские (вед. Литвиненко, Ворожейкин, Байрак,
Адаменко).
Людей было несколько сот. География : Полтава и область (широко), Нью-Йорк
(Борис Аранзон), Черкассы, Донецк, Луганск, Харьков и др.
В конкурсной программе доминировали Черкассы, забрав призы в трех номинациях,
в том числе Гран-при (Сергей Готюр).
"Славутич-99". Пятый, юбилейный. Отлично! Если бы фестивалям ставили
оценки, я бы поставил пять не думая. Некоторые ворчат на Мишу Калиниченко
за то что он себе на уме, а все-таки все определяет результат. Безо всяких
яких можно сказать что это был лучший из украинских фестивалей 99-го года.
Удивительно, но против всех традиций концерты начинались чуть ли не в назначенное
время. Единственным минусом можно назвать не очень сильный конкурс, но
это уже не по адресу оргкомитета.
Прибывшая из Гомеля группа "панков" всячески пыталась выпендриться,
но в итоге стала чем-то вроде бригады местных клоунов, которых мы еще и
неслабо спародировали на Чайхане. Так что без них было бы не так весело.
Ну, а участие в концертах Михалева с Григорьевым, Мищуков и Леонида Сергеева
украсит любой фестиваль. Зрители, которых было немало, просто катались
по поляне со смеху, когда Сергеев на Чайхане читал свою "Пургу". Ночью
были замечательные костры, особенно киевский и гомельский. И еще раз не
подвела погода.
"Байда-99". Казалось летне-осенние КСПшные сборища просто устроили
между собой соревнование по хорошей погоде. Во всяком случае, я теперь
буду говорить о хорошей погоде "как в 99-ом".
Говоря о Байде, нельзя не оговориться, что "фестиваль Кучмы, Белана
и ко." принципиально не ставит перед собой задачи конкурса. На нем нет
наград и званий. На нем просто хо-ро-шо. А концерт от этого, оказывается,
ни чуть не хуже. Начался он в 21.00, а закончился в 4.30. Всю ночь работал
буфет по очень смешным (дешевле, чем в городе) ценам и с неплохим, как
для КСП ассортиментом. И еще. Пусть текут слюнки у эстетов, но в распоряжении
фестиваля был замечательный огромный бассейн с чистейшей водой. В день
разъезда все, кто остался, получили просто море наслаждения, устроив вокруг
бассейна нудистский пикничок с арбузами, виноградом и приятными напитками.
Присутствие на фестивале Васильева, Каденко, Долгова и многих других классных
авторов выглядело уже чем-то вроде клубники во взбитых сливках. Огромное
спасибо организаторам, тем более, что они вкладывают в него свои, за год
заработанные деньги.
Ну, вот и все, что я на сегодня смог рассказать о фестивалях авторской
песни на Украине. Буду рад любым знакомствам и полемике в интернете. Мой
адрес: hachita@farlep.net . До встречи.
ВИКТОР БАЙРАК |