Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"

Хождение за пять фестивалей

Разные мы, разные.
И не потому, что чистая ты и грязный я,
А просто разные мы.
С. Яцуненко

Что-то давно я не припомню на Украине такого жаркого лета. Жаркого и в прямом и в фестивальном смысле. За июль-август пять фестивалей! И мы, жители Воронежа, побывали на всех пяти, обставив в таком замечательном виде спорта, как езда по фестивалям, таких опытных "стайеров", как Ю. Чайка, Н. Селезень и дружественную нам пару Любчич-Барановский, у которых по четыре из пяти возможных J.

Пять удивительно не похожих один на другой событий, лишь вкупе дающих представление о происходящем в авторской песне Украины. Предлагаем вместе с нами еще раз проехаться по местам летних песнопений.

Крым. Казантип. Щелкино. Пансионат "Крымское Приазовье". 2-7 июля.

Когда я два года назад приехал сюда, мне показалось, что с фестивалем на базе пансионата с "левыми" отдыхающими организаторы явно поторопились и что надо все-таки отделять наш жанр от творчества массовиков-затейников. На этот раз я свое мнение если не кардинально, то на добрую часть изменил. Простите за ссылку на И.В. Сталина, но кадры действительно могут решить многое. А кадры подобрались неслабые: чета Каденко, Барановский, Супрун, Чайка, Ефимов, Фролов и другие (простите, если кого-то не упомянули). Добавьте к этому десант из Барзовки в составе Е. Свок и красноярского дуэта Ларисы Ялынской и Евгения Савельева и усильте любимцем Щелкино неунывающим, в хорошем смысле неумолкающим Сергеем Стародубцевым. Что еще надо для праздника? Погода? Отличная! Море? В двух шагах. Гостеприимство? Как в былые времена в грузинских селах: гостю - самое лучшее.

На неделю в жизнь пансионата влилась авторская песня, воссоединившись с тамошним народом. Что характерно, все остались довольны. И мы, и народ, и прекрасно слаженный коллектив организаторов, в пояс им поклон. Программа была неслабой: от концертов, ночных бдений, ухи и экскурсии в монастырь с окунанием во святую купель, до записи совместного компакт-диска. Что запомнилось более всего? Не угадаете. День Нептуна. Верней Непруна, как тут же перекрестили властелина морей, исполняемого Сашей Супруном. Каденко в роли доброго пирата, Чайка, напротив, - злой доктор Айболит и т.д. были просто находкой для вездесущей киногруппы, снявшей довольно приличный короткометражный фильм. Так что если у вас, любители песни, возникнет вопрос о том, куда поехать в эти же дни следующего года - даже не думайте. Ваш адрес: полуостров Казантип (поездом час не доезжая Керчи), пос. Щелкино (ост. Ленино), пансионат "Крымское Приазовье" (там его знают все). Вот только одно обстоятельство омрачает всю эту идиллическую картину. Сроки совпадают с Грушинским. Нет в мире совершенства.
 

Полтавская область. Кременчуг. Река Псел. 27-29 июля.
 

Это была вторая попытка поселить авторскую песню в небольшом провинциальном городке. Пахать не паханое поле - дело неблагодарное и трудоемкое. Тут пахать и пахать и не факт, что взойдет. Нужны самоотверженные, мужественные люди, способные довести дело до конца. Кременчугу в этом смысле повезло, как и украинскому КСП в целом. Появился еще один "сумасшедший" - Игорь Чайковский. Этот человек за неполных два месяца успел завоевать симпатии и доверие практически всех, с кем познакомился. И по праву: он и его команда (клуб "Острова") создает новый клуб и фестиваль, действуя, как партизан в тылу противника: учится на деле. Сказалась закалка бывшего воина-интернационалиста.

Собственно в Кременчуге об авторской песне почти ничего не известно. Здесь не было ни одного концерта настоящих бардов и мало кто из жителей знает "кто такая Окуджава". Идет, так сказать, период начального образования. Соответственно ведет себя и публика, соответственно проходят разговоры с местными конкурсантами о жанре, поэзии и пр., соответственно ясно видна разница между кременчугскими поющими и представителями других городов: Харькова, Винницы, Полтавы, Черкасс. Ну и что? Все нормально. Первые черкасские и полтавские фестивали были на том же уровне. Прорвались. И эти прорвутся, с Чайковским-то. Главное - на грабли не наступать и руки не опускать. И еще нужна помощь со стороны других клубов. Было бы очень правильным на следующий год приехать в Кременчуг крепкой командой из разных городов и сделать хороший концерт в самом городе. Этому способствует наличие друзей-спонсоров, уже сейчас готовых сотрудничать с клубом. Надо же помогать сеять. А всходы будут.
 

Крым. "Балаклавские каникулы". 6-12 августа.
 

Знаете ли вы, друзья, о том, что английская королева не знает о существовании Украины, Киева, но хорошо знает о существовании Балаклавы? А ведь правда. В крымскую кампанию здесь за одну ночь полег корпус английских дворян-офицеров, элита королевского офицерства. Дело произошло тринадцатого числа. Оттуда в Англии и боязнь всего связанного с этим роковым числом. Знаете ли вы, что в годы Советской власти ничто так не интересовало иностранную разведку, как находящаяся в Балаклаве база подлодок? Тоже правда. В общем, в этом городке, который легко проехать на маршрутке за десять минут в длину и за это же время пройти пешком в ширину, если уж варят кашу, так запах слышен далеко. Вот и фестиваль тут заварен в истинно балаклавских традициях. Чтоб знала английская королева.

Это были третьи по счету "Каникулы". Первые два наделали шуму. Еще бы! Ни на одном из фестивалей СНГ за всю историю не было таких главных призов - путевка за границу. Да еще и не одна. А сказочное место? Как там у Кима: "О, это море! О, эти пляжи!...". А бесплатное проживание и питание делегированных? Нет, что бы там не говорили, а Соболев (главный организатор) - человек слова. Сказано - сделано! Все сделано. Кроме одного. Одной маленькой, почти незаметной детали, даже не детали, а неточности, обещанной в положении о фестивале. Одного пунктика в разделе "цели". Одного из пяти. Остальные четыре были выполнены если не на сто, то уж на девяносто точно. Для ясности опишу все пять:
 

- Популяризация авторской песни.
- Выявление и поддержка талантов в жанре АП, их подготовка в творческих мастерских, мастер-классах, отбор и оценка авторов исполнителей в конкурсе для создания условий их профессиональной деятельности.
- Максимальное освещение феномена АП СМИ Украины.
- Сохранение и развитие фестивальных традиций АП.
- Координация фестивального движения в Украине.
Вот смотрю я на этот злосчастный четвертый пункт и понимаю, чего моей зажравшейся КСП-шной морде так не хватало в Балаклаве. Вот этого пустячка, этой горошины, верней ее отсутствия под толстой фестивальной периной. Нет, я не ерничаю. Это замечательно, когда людей, худо-бедно занимающихся культурой "глядишь, подвозят, глядишь, сажают", то есть относятся к ним с уважением. Только мне почему-то все время казалось, что мы не на своем месте. И может быть я махнул бы на этот "глюк" рукой, да не только мое это мнение. И ладно бы брюзжали обделенные участники (и брюзжали, в этом как раз традиция сохранилась), но ведь и обыкновенный люд, просто любящий нашу авторскую песню, не брюзжал, но сетовал. Дескать, какой-то он не наш, этот фестиваль.
А может, и пора быть фестивалям "не нашими"? Может, время костров и кухонь ушло безвозвратно? Может быть. Но тогда не нужен в положении этот четвертый пункт. А заодно, чтобы быть предельно точным в формулировке, стоит, пожалуй, сменить статус и назвать фестиваль так: Открытый Всеукраинский фестиваль-конкурс исполнителей своих песен. Пусть коряво, зато честно. Тогда и не будет вопросов у россиян и других граждан ближнего зарубежья, почему фестиваль называется международным, как не будет вопросов у поклонников традиционной "поющейся поэзии" какое, мол, отношение этот фестиваль имеет к авторской песне и почему лауреатами стали авторы, самым слабым местом у которых являлись стихи?
 

Полтава. Лагерь "Старт". Фестиваль "Автограф". 17-19 августа
Это был не фестиваль, а крик о помощи. Находясь в Балаклаве, мы постоянно получали сообщения то о том, что Полтавский отменяется, то о том, что все-таки будет. Так что, даже приехав в Полтаву, поверили в его существование только на поляне. Собственно, спас положение в последний момент взявший на себя штурвал Сергей Зосимов, не имевший ранее к организации никакого отношения. Еще один "сумасшедший". Ура!
Звезды в этом году явно не были благосклонны к "Автографу". Дикая жара загоняла зрителей с предназначенных для них мест в тень под деревья, Чайхану пришлось остановить из-за пришедших покуражиться местных "пацанов", концерт-награждение долго не начинался из-за задержки спонсоров и представителей власти, группа из Харькова еле нашла поляну и т.д. Сплошное преодоление непредвиденных обстоятельств. И все-таки были и хорошие песни, и костры до утра, и появление людей, впервые столкнувшихся с авторской песней. Был и забавный случай, о котором еще долго будут вспоминать. Во время выступления одного из участников из темноты на свет выбежал маленький заяц и попытался вскарабкаться на сцену. Ситуация сама по себе смешная, но если учесть, что в это время пел Антон Заец, она превращается в уникальную. Зверек, естественно, был изловлен и презентован Антону, который тут же, с революционной фразой: "Свободу зайцам!" выпустил собрата в кусты.

Совершенно очевидно, что Полтавскому фестивалю требуется помощь. Но не только. Нужен новый подход, развитие событий. Ведь сама Полтава, не такой уже маленький город, практически ничего не знает о четырех прошедших фестивалях. Думается, что выход стоит искать на городских площадках и в поддержке клубов-соседей.
 

Славутич. Берег Днепра. 24-26 августа.
Славутичский фестиваль был, есть и будет настоящим международным фестивалем. Причем не на бумаге (кому она там нужна), а по факту. Трудно представить себе это действо без традиционного участия Минска, Гомеля, Кишинева, городов России...
Есть у организаторов своя фирменная фишка, верней даже две. Первая заключается в приглашении на поляну кого-нибудь из живых классиков жанра, которые не только дают на сцене мини-концерты, но и, что куда ценней, проводят ночи у костров. В прошлом году, например, здесь был Егоров с Кочетковым, в этом пожаловал Дольский, который, к чести сказать, не корчил из себя примадонну, а влился в фестиваль целиком и полностью, спев у костров все, что просили, и ответив на самые дурацкие вопросы, типа (цитирую): "Как вы относитесь к творчеству Высоцкого и застали ли вы его?"

Вторая фишка - Чайхана. В Славутиче это полуторачасовое действо всегда проходит весело и зрителей не надо упрашивать собраться на поляне вовремя, потому что они занимают места задолго до начала. Каждый раз сюжет ее закручивается вокруг даты фестиваля. Поскольку это был седьмой, а семь лет - школьный возраст, то и Чайхана была на школьную тему, где все играли либо учителей, либо учеников, а Дольский вообще был директором.

Я уже не раз писал слова восхищения о команде клуба "Лапс", делающих этот замечательный фестиваль. Взрослая опытная команда без особого шума и помпезности, по-деловому совершает маленький подвиг. Иной раз создается впечатление, что тут вообще все происходит само собой. Есть такая поговорка: "Лучший правитель тот, кого народ не замечает". Вот "Славутич" тот самый пример: и автобус на Киев был, и творческие мастерские всех охватили вовремя, и конкурсный концерт ни у кого не вызвал вопросов, и концерт в городе состоялся и т.д. И все вовремя. А спроси на поляне, кто тут главный? Скажут - "Лапс". За что ему и спасибо: каждому лично.
 

Размышления после дороги
Какие выводы? Прежде всего, видится разделение фестивалей на профессиональные и любительские. Для любительских достаточно немногого: желания пообщаться, попеть друг другу песен, встретить друзей. Здесь совсем не обязательны крупные средства, богатые спонсоры, широкое оповещение в СМИ, но и совсем без них не обойтись. Здесь нужен трезвый, спокойный расчет, чего, собственно, надо добиться и выполнение программы минимум.
Втягивание в такие мероприятия богатых и могущественных - дело рискованное и неблагодарное. Они от нас хотят совсем другого, нежели мы можем им предоставить. Тут нужно искать "золотую середину" и рассчитывать на поддержку иногородних клубов. Образцом таких фестивалей я бы назвал Черкасский и Славутичский. Тут и мы играем в свои игры и спонсоры удовлетворены.

Другое дело - фестиваль профессиональный с расчетом на резонанс в народе. Здесь необходим принципиально другой подход, другая политика. Здесь вращаются другие средства и требуют реальной отдачи, причем сегодня же. И, как неизбежность, нужна политика компромиссов, касающихся жанра. Приоритет на таких фестивалях всегда будут иметь те, кто больше нравится публике, люди "умеющие себя лучше продать". Иного выбора нет, так как вкус у народа воспитывается поколениями, а сегодня мы имеем не самый оптимальный вариант. Не стоит на это сетовать - это надо понимать.

Я ни в коем случае не противопоставляю Балаклаву Славутичу. Я не говорю, что Грушинский - это плохо, а Тмутараканский - это хорошо. Просто это разное. Просто не надо их путать, эти фестивали, и требовать от одного другого.
 

И мнения
На фестивале "Большой Донбасс", проходившем под Донецком 7-9 сентября я предложил поделиться впечатлениями и других очевидцев летних фестивалей. Естественно, что впечатления эти распространились и на весенние (Сумы, Черкассы) и на осенний "Большой Донбасс".

Георгий Александрович Тунин, старожил движения, слывущий личностью одиозной, был предельно краток:

- Фестиваль в Черкассах преобладает. Очень преобладает.
 

Михаил Барановский, винницкий (хотя можно сказать и донецкий) автор и высококлассный гитарист-профессионал был, напротив, словоохотлив и подробен в анализе:

- Такого насыщенного лета у меня еще не было. Потянулся народ, зашевелился, работают люди. Количество фестивалей и кворум показывают, что ничто не умерло, как прогнозировалось. Выходит на иные уровни.

Кременчугский фестиваль уже не в эмбриональном состоянии. Он скоро родится. Я не знаю каким он будет, но люди, которые им занимаются, заслуживают всяческих похвал, и они делают все правильно.

Балаклава - как долгий поход: есть время вызреть конфликтам. Это нормально. Процесс идет, и что-то делается. На Балаклавском фестивале концепция определенная и на следующей Балаклаве будет, пожалуй, то, что собирались декларировать. То есть не только качественный материал, но и качественное исполнение, выход на готовый продукт. Я полагаю, что вскоре Балаклавский фестиваль станет таким, куда люди будут считать за большую честь и за счастье попасть. Он предполагает дальнейшую раскрутку человека, то есть выход на какой-то коммерческий, в правильном смысле слова, уровень.

Славутичский фестиваль был очень теплый, что традиционно как для него, так и для Черкасского. Привычная обстановка, знакомые лица, были ребята из Беларуси, России, Молдовы. Я приехал, как после озоновой ванны. Познакомился с Дольским, замечательно пообщались. Что отличает Черкасский фестиваль и Славутичский - они какие-то семейные. Можно судить о невысоком уровне конкурсантов, но это дело наживное. Если у фестиваля есть свое лицо, то и это будет. Подрастут люди.
 

Александр Супрун, автор из Запорожья, один из организаторов фестиваля в Алуште, находился в приподнятом настроении:

- Главное мое открытие в том, что фестивалей так много, что без них прожить просто невозможно. Расстояния от фестиваля до фестиваля в три-четыре дня хватает лишь для того, чтобы прийти в себя. Фестивали дают столько эмоциональной энергии, что это выливается в конкретные песни. Получился просто феноменальный рекорд - восемь песен за два дня. Я никогда не мог представить, что это возможно, но это случилось, и это меня радует.

Из фестивалей, превращаясь в профессионального тусовщика, пять баллов - "Крымское Приазовье"! На этом фестивале случилось все, что должно было случиться. Даже организаторы фестиваля не могли представить, что так здорово получится.
 

Сергей Кучма, автор и организатор запорожского фестиваля "Байда", судил выборочно:

- У нас на "Байде" просто поет вся Украина и никто никого не оценивает. А что касается конкурса? Да, молодежи нужна оценка, но не у нас. А для того, чтобы получить оценку... таких фестивалей нет. Кроме Сум (в Славутиче я не был). Балаклава была вначале полной коньюктурой. Теперь она становится лучше, умнее. Фестиваль этот будет, если организаторы оставят коньюктурные цели на втором плане.
 

Интеллигентный Владимир Каденко, как всегда, не был однозначен в суждениях:

- Честно говоря, все ожидаемо. Мало, к сожалению, ярких имен, ярких новых песен. Все, в общем, на достаточном уровне. Наверно, за счет общения. Но лауреаты ожидаемы, и я думаю, что этот ("Большой Донбасс") фестиваль не исключение.

Количество фестивалей опровергает бытующее мнение на счет смерти авторской песни. Мне кажется, она возвращается, и она возвращается совершенно неожиданно, потому что появляются новые зрители, слушатели, поющие. Но они еще в пути. Это хорошо. Что-то происходит. Я выделил бы Донбасс. Думаю, что хорошим был фестиваль в Балаклаве. По идее очень интересный фестиваль в Алуште. Мне кажется, что нужен какой-то промежуточный фестиваль, где был бы переброшен какой-то мостик от молодежных, от юношеских, даже детских фестивалей к взрослым, потому, что киевского "Чумацкого шляха" явно недостаточно. Нужен свой "Сергиев Посад".
 

Галина Любчич, руководитель винницкого клуба "Метро", большой любитель поговорить, была и здесь верна себе и аккуратно разложила все по полочкам:

- Самый интересный и сложный, наверно, Кременчугский, где процент АП был очень невысок, но я надеюсь, что мощь, энергия и любовь к АП Игоря Чайковского через несколько лет сделает этот фестиваль одним из самых популярных на Украине.

К сожалению, я не была в этом году на Черкасском, который отличается светом, добротой. Уровень его повышается год от года.

Престижным для моего клуба является фестиваль в Сумах. Хорошая организация и высокий уровень конкурсантов.

Фестиваль в Балаклаве вызвал самые противоречивые отзывы. Поскольку Андрей Соболев делает этот фестиваль сам, это его фестиваль, и, делая его, он не отрицает все остальные формы проведения фестивалей, я считаю, этот фестиваль имеет право на жизнь. Пусть неудовлетворенные сами все скажут Соболеву. Лично мне Балаклавский интересен тем, что отличается от остальных. Мой клуб легко принял условия и прошел через его перипетии.

Славутич - удивительный фестиваль. Он ни на какие другие не похож, хотя антуражи Кременчуга, Черкасс и Славутича совпадают. Много "иностранцев". Синдром этого фестиваля - много "левых" людей, которые ничуть ему не мешают. Сцена постоянно функционирует в режиме "свободного микрофона", и постоянно есть слушатель. Не так много, как на конкурсных концертах, но есть. Всегда неплохая "Чайхана".

А Донецкий поразил меня качеством приема.
 

А Татьяна Гайдар, исполнитель, организатор столь понравившегося всем фестиваля в Черкассах, была по-военному кратка:

- Как я оцениваю фестивали? Была на трех. Свой: хорошо; удались "Чайхана", конкурс. Кременчуг: для второго фестиваля нормально. Балаклава: за - красиво поставленный гала-концерт, против - казарма на пятьдесят человек.
 

Итак, позади фестивальное лето. Впереди Алушта, "Байда", "Эсхар", "Осенняя Ялта". А может, что-нибудь еще?

В.Байрак

Бард Топ TopList

Реклама: