Оригинал в данный момент не доступен. Это
резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Обзор зимних фестивалей АП
В.Байрак
Ялта. Январь
.
Справка оргкомитета.
С 7 по 9 января 2000 года в Ялтинском Центре культуры прошел XIV
фестиваль авторской песни памяти горноспасателя Артура Григоряна,
организованный Управлением делами семьи и молодежи и
Управлением культуры исполкома Ялтинского городского совета, а
также Ялтинским союзом скаутов.
Артур Григорян был известным исполнителем и автором песен,
трижды чемпионом Украины и дважды призёром СССР по технике
спелеотуризма, руководителем спелеосекции Ялтинского горного
клуба. Он погиб в январе 1987 года в лавине во время спасательных
работ в горах.
Первый фестиваль его памяти состоялся в марте 1987 года.
Григоряновские фестивали являются не только значительным
культурным событием в жизни Ялты, Крыма и Украины, но и находят
положительный резонанс во всех уголках бывшего Союза, где ценят и
знают авторскую песню. Фестиваль собирает гостей практически со
всего СНГ, его авторитет ширится год от года, а вместе с ним
возрастает и авторитет культуры Крыма.
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
По сугубо кармическим причинам я ни разу не бывал прежде на этом
фестивале. Более того. После "Осенней Ялты" я думал, что фестиваль
памяти Григоряна или, как его просто называют, "Зимняя Ялта",
такой же, как и тот: теплый, домашний, но немногочисленный. Даже
кассет своих взял минимальное количество, да и то со вздохом,
дескать не напрасно ли везу. Однако еще на вокзале в Симферополе
начал потихоньку сомневаться. В пятницу утром там уже собралась
группа на сам себе небольшой фестиваль. География: Москва,
Николаев, Ровно, Кишинев, Одесса, Киев, Запорожье и другие.
Совпадение, думаю, карты так легли. Ан нет. На территории
пансионата "Нива" (прекрасное, я вам доложу место; центр города и
полное обособление), удивление, слитое с радостью встреч со старыми
знакомыми, начало нарастать и, что интересно, как бы у всех
приехавших. А когда в пансионате стало определенно не хватать мест
для участников, удивление плавно перешло на оргкомитет. Может у
меня совсем плохо со зрением, но "хвостов" в "Ниве" я практически не
видел. Разве что мужей трио Коротычей в полном составе, то есть
три, да еще пару чьих-нибудь "боевых подруг". Но не те же не другие,
как известно, на количество койко-мест не влияют. А их-то как раз не
хватало. Ладно, думаю, хоть своими ползалы наполним и то приятно.
К началу концерта открытия я, против обыкновения, пришел минут за
двадцать до начала и тут-то начал протирать глаза всерьез: зал мест
на шестьсот с гаком был на треть заполнен самым настоящим
слушателем. А они все шли и шли. Правды ради скажу, что зритель
был разный: от пожилых учительниц и работяг до молодых
качкообразных джентльменов с бритыми затылками. На какое-то
мгновение показалось что у меня дежа вю. То есть я здесь уже был и
все это видел, но очень давно, в году эдак восьмидесятом. Только
бритые затылки тогда были у взрослых мужчин. А когда концерт
начался практически вовремя, посетило осознание чего-то доселе
неведомого.
И это притом, что главное лицо фестиваля Игорь Вульфиус делал все
как-то незамысловато, внешне "незграбно" и совсем уж не был похож
на лихого шоумена с голливудскими акульими зубами. Он не держал,
как мне казалось, темпоритм, не самым удачным образом
формулировал фразы, стиль его одежды сохранил все признаки
студенчества семидесятых, но происходило что-то невероятное - все
это работало не против, а на него.
Открытие фестиваля было действительно праздником и продолжалось
почти четыре часа со все нарастающей динамикой. Состав
участников, понятное дело, был сделан на скорую руку, но не думаю,
что участие профессионального режиссера могло бы его усилить,
потому что непритязательность, слитая с вдохновением
выступающих, не подделывается и не выстраивается в принципе.
Почти все поющие возвращались со сцены со счастливыми лицами. Я
и сам испытал это ощущение, когда, выступая предпоследним,
увидел, что зал не только не устал, но готов слушать и слушать...
Этим же вечером я узнал, что мне быть председателем жюри. Льстит,
конечно, но, как реалист, понимал, что это место могло быть
отпущено не только мне, что номинация сия весьма условна и что
просто мне доверили не на шутку "попахать" на конкурсе, что и
произошло на следующий день.
На следующий же день, а это после практически бессонной ночи пения
и общения я пришел на конкурс и увидел все ту же картину:
слушатели уже сидели и ждали начала конкурсной (!) программы. А
это более полусотни конкурсантов совершенно непредсказуемого
уровня. "Ну, ребята, через полчаса вас стошнит", - по-доброму
подумал я и сел за столик. Система была такова. Конкурсант пел
одну песню. Если жюри между первой и второй кивает головой -
продолжаем, а если говорит "спасибо", - приравниваем к "до
свидания". Эта нехитрая конструкция позволила в вежливой форме
вершить нам свое инквизиторское дело.
И только, значит, мы приготовились "рвать и метать", как первым на
сцену поднялся Константин Вихляев, автор, к творчеству которого
лично я отношусь удивительно трогательно, в прошлом член
одесского клуба, интересная талантливая личность. "Ну, чего ж тебя
черт первым понес? Ты же кандидат на первый авторский приз!" -
расстроился было я. Но зря. Костя настолько мягко и мощно "завел"
зал и показал правильный, что ли, угол зрения, что дальше все пошло
как по маслу.
Против обыкновения тон на сцене начали задавать не столько авторы,
сколько исполнители. Прежде всего они были очень разными. Юля
Ольховская из Киева пронзила зал своим низким, внутренним
тембром, Алина, Ира и Женя Коротычи гармоничным звучанием
"Французской осени" Паши Гребенюка, Николай Ютушуй
философским "стебом" Вени Дркина, ансамбль "Учан-Су" под
управлением Александра Усенкова сочетанием "кабацкого" напора и
одновременно лирикой Семакова. Очень тепло был встречен
зрителями молодой автор из Мелитополя Алексей Бардин. Я, кстати,
преднамеренно путаю конкурсантов и гостей фестиваля, поскольку
уровень первых зачастую был не хуже.
Но если говорить о настоящих открытиях, то тут просто не может
быть двух мнений. Воспитанники луганской школы Лилии Третынко
вызвали восторг не только зала, но и "знатоков" жанра. Алевтина
Сацык (16 лет) и Лена Медоренко (15 лет) просто "на уши " нас всех
поставили: и искушенных и неискушенных. Откуда это всё берется?!
Где Лиля их находит?! Ведьма, шаманка, колдунья!!! У нее же целый
клуб таких "самородков". Но вернемся в зал. А тут остается
добавить, что если из участвующих в конкурсе людей, пришедших не
по адресу, были единицы, нетрудно понять, почему он, зал, уже к
середине конкурса был забит восторженными слушателями. В общем,
получил я по носу за свое "стошнит" полное глубокоудовлетворенное
фиаско.
Самое веселое началось, когда мы, члены жюри, начали распределять
всяческие места и награды. И того и другого было много, но и этого
не хватало. Главным-то было выступление в финальном концерте.
Так что без невинно обиженных не обошлось. И если бы не откровенно
демократические отношения между жюри и участниками и не
состояние всеобщего удавшегося праздника ситуация могла
несколько измениться. А так - все всё приняли и поняли.
После небольшого перерыва на обед начался большой фестивальный
концерт. При этом участники продолжали подъезжать. Приехала, как
всегда опоздавшая, Лена Свок. Прибыл из Симферополя любимец
крымской публики человек-театр Константин Фролов. Всего не
пересказать. Могу лишь добавить, что когда я последним вышел на
сцену, была половина одиннадцатого вечера. По идее все должны
были быть безнадежно уставшими и ждать окончания, но то, что я
встретил, выразить просто невозможно. Я чувствовал себя не на
сцене, а дома на кухне в компании близких друзей. Как при этом
поется, знает любой, кто был на сцене.
Потом была еще одна песенно-общенческая ночь, прекрасное
крымское вино, мини-концерт в гостях у третынковских "чертят",
полный смеха и дурачеств. Потом, днем, финальный концерт,
пересказать который нет сил. Концерт, котором радостная процедура
награждения перемешалась со слезоточивой процедурой прощания с
отъезжавшими прямо с площадки. Потом были изменения маршрутов,
решивших поехать, например, в Севастополь к друзьям или просто
задержаться на день в Ялте или в Симферополе. В целом, как и должно
быть, разъезжались усталыми, но счастливыми, восхищенными,
сдружившимися, а то и просто влюбленными.
После таких фестивалей понимаешь, что не только "как здорово, что
мы собрались", но и что мы есть, живем, поем и, главное, образуем это
короткое по начертанию, но бесконечное по сути МЫ.
==================
газета "Вести"
Рассказывает Владимир Каденко:
"Ненавижу авторскую песню!"
- Поэт Борис Чичибабин не любил авторскую песню и всегда это
подчеркивал, хотя на фестивали приезжал и даже работал в жюри.
Однажды смотрит мои стихи и г-ворит: "Володя, скажите, пожалуйста,
это что, песня?" - "Да, Борис Алексеевич". - "Жалко!"
Примерно так же относится к поэтической песне Александр Кушнер,
на стихи которого написано немало прекрасных песен. А уж его старый
приятель, "нобелевский тунеядец" Иосиф Бродский, по легенде,
в молодости (еще до знаменитого процесса) однажды гнался за
Евгением Клячкиным, крича, что расшибет о его голову его же
собственную гитару, - так на Бродского подействовали
клячкинские песни на его стихи.
К счастью для мировой культуры, Клячкина он тогда так и не догнал,
а с годами остепенился. Настолько, что, как рассказывается в книге
Михаила Кане "Время вдруг становится судьбой", на вопрос Клячкина:
"Ося, как вы посмотрите, если я запишу диск на ваши стихи?" -
ответил вполне миролюбиво: "Знаете, Женя, меня это совершенно
не интересует. Поступайте как хотите". А в одной из последних
в жизни видеосъемок, говоря о Высоцком, Бродский всего лишь
грустно заметил: "Это прежде всего - очень хорошие стихи, и я думаю,
что было бы лучше, если бы они так и были стихами, а не песнями.
То, что Высоцкий их поет, сильно мешает восприятию".
=================
О! Топительный сезон
- Топят? - спросили соседи.
- Топят... - хмуро сказала Муму.
Мафоры
Все-таки дело неумолимо движется к весне. И солнце, будто выходя из
долгого зимнего запоя, уже не мрачно глядит на ощетинившихся шубами
да шапками прохожан уличных, а как воришка шаловливый норовит порой
лишить последних их шапок да кепок. И выныривает из-под своего
персонального головного укрытия отдельно взятый гражданин, и,
взглянув на солнце, заявляет - "солнце, однако, сегодня. К весне дело".
И трудно поспорить с этим отдельно взятым гражданином.
Да и что спорить-то? Как к весне дело, так больше тянет не спорить с
отдельно взятым гражданином, а обнять отдельно взятую в ласковые
руки гражданку и говорить-баять-петь ей о любви.
Не зря совсем праздник св. Валентина в эти дни празднует все
прогрессивное человечество, за исключением разве прогрессивных
социалистов. Но дело не в них, дело в том, что
"...весна, не хватает железа в крови,
и поэтому хочется плакать и выть о любви,
и поэтому хочется губы твои целовать
и забытыми полусловами тебя называть" -
как это поется в песне Д.Кимельфельда и В.Сергеева. И пелась эта
песня, как и многие другие прекрасные песни этого творческого дуэта,
на праздновании 50-летнего юбилея музыкального вдохновителя дуэта,
композитора Валерия Сергеева. Юбилей проходил в теплой, переходящей
в горячую, атмосфере зала музея истории Киева, переполненом людьми,
любовью и песнями. Эта вся невероятная смесь бурлила, кипела и пела.
Жаль, если вас там не было. Словами это передать нельзя,- как песни
передать, которые пелись самыми разнообразными, невероятными дуэтами,
возникшими специально к данному событию? Например,- Владимир Семенов и
Елена Рябинская. Да, словами этого не передать, поэтому передам другое,
то что наизусть помню и помню дословно, потому что сам это как-бы
и читал виновнику торжества. Не то, чтобы персональное посвящение,
но просто как-то вышло так, что последние строки сложились перед
самым концертом, да и говорится в этих строках о музыканте, в общем
по теме все...
Дама в брыльянтах - постой-ка, не кушай
устрицу глупую.
Дамочка в шубе на голую душу -
музыку слушай.
Видишь - скрипач, проскрипев половицами,
вышел к роялю, как белое к черному.
Из полусвета взглянул полулицами
зал полусонно.
Он заиграл.
так играют в младенчестве -
не разделяя себя и вселенную -
звуками, звездами и бесконечностью
Он заиграл.
Был восьмой день творения...
Книжная полка
==================================
А теперь плавно переходим к обзору зимних фестивалей АП,
обозревал которые Виктор Байрак:
ЭСХАР. ЯНВАРЬ
На Зимнем Эсхаре я был впервые и перед фестивалем поинтересовался
у участников о предыдущей истории этого действа. У завсегдатаев
впечатления были самые приятные. А так ведь представить себе:
маленький поселок энергетиков с огромными житейскими проблемами,
несколько десятков общежитий, Дом Культуры в центре, собранная из
маленьких елочек "большая центральная" елка перед этим зданием,
мини-базарчик в двух шагах от клуба. В общем ничего такого, что могло
бы говорить о фестивале авторской песни, кроме нескольких веселых афиш
на столбах-деревьях. А тем не менее из года в год приезжает народ и поет.
И, что самое интересное, собирает полный зал слушателей.
Как и на осеннем всеукраинском слете здесь, на Эсхаре никому не дают
званий. Прослушался, прошел на сцену, спел. Грамоты, конечно, прилюдно
вручили, но из "наград" это и все. В старых традициях.
Не за тем собираемся.
Однако все-таки жюри поработать пришлось. И не столько в "отборе"
участников (их было и так не больно много), сколько в "педагогическом"
жанре. Не смотря на раскованную, дружескую атмосферу творческих
мастерских, дело дошло даже до слез и объяснений о том, что вообще-то
в жюри дяди добрые и ничего лично к исполнителю не имеют. Жюри - дело
тонкое.
А концерт получился. Зал был действительно полон и если в прошлом году,
как мне рассказали, основную массу составляли "тинэйджеры", то нынче
народ собрался все больше степенный, возрастной. Я посоветовал не делить
концерт на прослушанных и гостей, а наоборот аккуратно совместить их
выступления, что было принято и, как оказалось, разумно.
Вести поручили Андрею Кучумову. Я думаю по сумме трех обстоятельств:
во-первых он был самым далеким гостем, во-вторых он прекрасно выступил
осенью и запомнился своей "картошечкой" и песенной пропагандой нетрезвого
образа жизни, а в-третьих он категорически отказывался даже от пива,
что гарантировало хорошую дикцию. И Андрей оправдал, так сказать,
надежды. Нет, без иронии. Он действительно классный ведущий. Начал
концерт, закончил его и на протяжении двух часов держал зал в хорошем
настроении, исправляя некоторые промахи выступавших. Дважды (вторыми
и предпоследними) выступали "Бедные родственники", хорошо известное
трио из Курска (Евгений Митрофанов, Михаил Сероусов, Андрей Ягодин),
в полном составе входившее в жюри вместе с Антоном Ворожейкиным
(Луганск), Вашим покорным слугой (Одесса) и Евгением Душкиным -
старейшиной харьковского КСП. Харьков же в концерте представили
Григорий Слободянюк, Наталья Афанасьева, Марина Федорова, Павел
Воронченко, Александр Стариков, Анна Бачинская, Татьяна Касьяненко,
Изок, Юрий Чайка и Марина Дреганова.
Лирическое отступление.
Я специально поставил Марину в конец списка, так как хочу остановиться
на ее творчестве отдельно. Прежде всего я однозначно открыл (и все
члены жюри, исключая уже знавшего ее Душкина, тоже) для себя нового
настоящего поэта. Причем независимо от причастности к авторской песне.
Творчество Марины самодостаточно и, на мой взгляд, не нуждается в опоре
на жанр. Она и поет-то совсем не так как мы. Дело даже не в том, что
делает она это без музыкального сопровождения, а в том, что гитара ей,
пожалуй, мешала бы. Не даром все ее прежние попытки петь под чей-нибудь
аккомпанемент были неудачными. В ее песнях есть что-то такое, что
неподвластно гитаре. И гармонии какие-то не гитарные, а бог весть для
какого инструмента, и ритм нестандартный и, главное, слово...
Оно настолько органично сливается с ее осмысленным звуком, что иглу
не просунуть. Более того. Стихи смело можно отнести к разряду
интеллектуальной поэзии: жанра редкого вообще, а в женской поэзии
крайне. Образы настолько достоверны, что создается полная иллюзия
присутствия. И нашел я в них только один изъян - некоторую стилистическую
похожесть на стихи-песни Щербакова. Не подражательство, а именно похожесть.
Щербаков-то сразу не был ни на кого похож! Но обратите внимание по каким
высоким критериям идет оценка. Если Вам, уважаемый любитель настоящего
творчества удастся побывать на выступлении Марины Дрегановой - не упустите
шанса. Это надо слушать самому, а пересказывать бессмысленно.
Вскоре после концерта родилась спонтанная идея "Чайханы". Дело в том,
что организаторам фестиваля не удалось "выбить" помещение для поселения
и все были обречены на ночь в Доме Культуры. Когда ребята обратились
ко мне за помощью, я даже несколько возмутился. Предупреждать, мол,
надо. Это же без подготовки, да и микрофоны убрали. Но вот фокус -
пока я думал да гадал что можно сделать, в зале собрались все участники
и начали потихоньку петь. Прямо в центре зала, без сцены. Ну это
сначала потихоньку, а потом ка-а-а-к разошлись. И ничего не надо было
готовить. Я только один раз в разгар событий взял гитару и спел что-то
из туристских песен. Тон же задали сначала Антон Ворожейкин, а потом
Юрий Чайка. После этого Несколько часов его поддерживали кто мог,
а могли многие. "Нашел себя" обычно не участвующий ни в каких
сценических действах Алексей Путилин из Одессы, не щадя немалого
живота своего подпевавшего практически всем. Виртуозно оформляли звук
"Бедные родственники". Драйв, говоря языком музыкантов-попсовиков, был
такой, что дело дошло до танцев. Что-то я такого не припомню со времен
Кишиневских фестивалей начала 80-х. А наутро все ходили удовлетворенно
покрякивая: "Ну, вчера и Чайхана получилась!" Что-то есть в этом
поучительное...
А действительно, может мы уже механически заорганизовываемся и
перестраховываемся. Все, мол, нам, старикам, ведомо. Лучше, мол,
не сделаешь. А ведь сделали. Ну и спасибо за науку.
Я покидаю Зимний Эсхар с чувством благодарности ко всем тем,
кто делает такие фестивали: к тем, кто готовил и проводил его и к тем,
кто, приехав, сделал его праздником прямо тут, в маленьком поселке
энергетиков со своими большими проблемами и большой елкой перед
городским Домом Культуры. |