Оригинал в данный момент не доступен. Это
резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
"Те, кто ругает нас, неправы, а правы те, кто
любит нас"
МЕСЯЦ ноябрь для ЦДХ прошел под звездой презентаций. После состоявшегося
там недавно праздника по поводу выхода первого компакт-диска Александра
Мирзаяна грянуло еще одно событие. На этот раз отмечали совместный шедевр
Леонида Сергеева и братьев Мищуков. Леонид и братья презентовали альбом,
вышедший еще в 1991 году на виниле. Тогда, если не ошибаюсь, он назывался
"Муха". Однако с годами, видимо, приобрел более народный оттенок и получил
более конкретное название. Компактный диск Леонида Сергеева, Вадима и Валерия
Мищуков "Песни под мухой" выпустило музыкальное издательство "Московские
окна". Альбом, безусловно, дополнен новыми песнями. Такими, например, как
"Зеленое небо", "А в Норильске", "Обезьянья лирическая"... Надо отметить,
что сотрудничество братьев Мищуков с Леонидом Сергеевым явно пошло последнему
на пользу: песни зазвучали. Его лирика пережила, можно сказать, второе
рождение.
Леонид. Произошло какое-то взаимопроникновение. Я, например, стал гораздо
более бережно относиться к музыкальной основе, песенной. Для меня теперь
музыка и игра на гитаре - это не последнее дело, а одно из первых. А ребята,
насколько я вижу,- они как-то раскрепостились в смысле сценического действа.
Если раньше они выходили и просто пели песню за песней, то теперь это уже
игра. Мое кредо: каждая песня - это маленький спектакль, который надо проигрывать
от начала до конца. Будь то лирическая, будь то шуточная песня. И вот в
этом мы помогаем друг другу. Из множества недостатков вырастает одно большое
достоинство. Единство и борьба противоположностей...
Действительно, к какому полюсу ближе то, что получилось в итоге, сказать
трудно. Сергеевский юмор, помноженный на специфическую музыкальность Мищуков,
родил, видимо, как раз то чудовище, что изображено на обложке упомянутого
диска. Сотрудничество с Леонидом и для Мищуков не прошло даром. Песни на
его стихи выглядят более гармоничными, чем многое из того, что было написано
раньше. Я могу ошибаться, однако несколько кабацкий уклон в музыке не всегда
уместен рядом со стихами Тарковского, Левитанского, Чичибабина. В этом
смысле работа со "своими" поэтами дает наилучшие результаты.
Вадим. Наверное, это из далекого прошлого. В юности мы начинали играть
в вокально-инструментальном ансамбле (тогда так называлось). Зарабатывали
деньги - играли по свадьбам, по кабакам. Мы вместе начали этим заниматься:
мне было 16 лет, Валерка чуть постарше. Пели в нос, как положено. Битлов,
Криденсов, Песняров... Своих было много песен. Но таких: "ты ушла, ты не
пришла", как сейчас поют.
Валера. Я думаю, это не отсюда. Мы вот недавно были в Израиле, сидели
в кафе и, чтобы сделать нам приятное, один кабацкий артист (его звали Сема,
толстый такой, с усами, лысый, настоящий...) начал петь окуджавскую "Из
окон корочкой несет поджаристой". Мы вывернемся наизнанку - у нас так не
получится! Это совершенно другой жанр. Поэтому мы со своими псевдоперепевами
совершенно к ним не относимся. Это - стилизация.
Кстати, среди людей, оказавших влияние на Вадима как композитора, встречаются
Чайковский, Бетховен, Маккартни, Никитин и Берковский. Вот такая солянка.
Может быть, Мищуки и популярны до такого неприличия, потому что песни поют
разные. Одна - от Никитина, другая - от Маккартни, третья...
Кстати, Леня Сергеев не единственный, кто тут пишет "свои" стихи. Не
считая старых товарищей (таких, как А.Морозов), очень неплохие стихи пишет
Валера. Но делает это реже, чем хотелось бы.
Валера. Я бы себя поэтом не назвал. Вот Алексей у нас поэт. Он по любому
поводу может выдать такое, что мы все очень сильно радуемся и за него,
и за то, что он сочинил. У меня так не происходит. Во-первых, я читал много
стихов, читаю и понимаю свое место. Сам пишу стихи, когда уже не могу не
писать, как говорится. У меня это довольно тяжело идет. Я тугодум - очень
долго думаю.
Можно сказать, что дуэт "тугодумов" уже вписан в историю авторской
песни крупными буквами. Выпустив в свое время пластинку с гитарно-электронным
звучанием, они тем самым создали прецедент. Сейчас уже трудно найти автора,
не испробовавшего на себе электронной заразы. Насколько она уместна в этом
жанре, судить не мне. В любом случае все, что заставляет людей экспериментировать,
- хорошо. И именно здесь они оказались первыми.
Валера. Теперь происходит обратный процесс. Мы уже наелись этим и возвращаемся,
- правда, на другом уровне. Уже почувствовав полноту этого звука, заполнение
звукового пространства, мы стараемся добиться того же эффекта меньшими
средствами.
Ждать ли еще совместных проектов? Сейчас это модно, а иногда и неплохо
получается - я имею в виду как раз данный случай. Почему бы, например,
не попробовать спеть с Кукиным или Сухановым, перенеся и на них свой удивительный
музыкальный гибрид Никитина с Маккартни или Берковского с Бетховеном?
Вадим. Были предложения - мы пока думаем. Даже от очень известных -
не будем называть имен. Нас с Леней связывают чисто человеческие отношения.
Мы друзья в первую очередь. Это немаловажно. Поэтому у нас все и получается,
наверное, - с полуслова уже друг друга понимаем. Но я думаю, что мы еще
попробуем с другими людьми. Свежая струя обязательно должна быть.
Да, свежая струя должна время от времени выливаться на слишком уж статичный
жанр авторской песни. Главное - чтоб не затопила. Чтоб не пришлось потом
разыскивать кости наших героев в воспетой ими Атлантиде. Ну, а теперь,
я думаю, подошло время вспомнить исторический момент. Как все начиналось?
Герой подошел к героине и потерял дар речи... Или нет. Он увидел ее и оцепенел...
Тоже неверно.
Леонид. Году в 1986-м, наверное, я приехал в Ригу с концертами. Бывает
такое, когда отработаешь концерт и весь еще на вздохе, на взмахе выходишь
за кулисы, подходят к тебе люди - хлопают по плечу, говорят: "спасибо,
спасибо..." Все эти люди любимы тобой, у них замечательные лица. И вот
среди гениальных, великолепных лиц возникают две фигуры (такие мрачные
ребята), которые подходят, снисходительно хлопают по плечу, говорят: "ничего,
ничего..." и уходят. Такой ледяной душ сразу. Это как раз были Вадим и
Валерий Мищуки.
Потом судьба нас закинула в 90-м году на БАМ на 15-летие Тынды. Мы
были в большой тусовке на фестивале "Серебряные рельсы" и где-то через
месяц приехали туда уже с концертами. Это судьба. Сначала должен был приехать
я, потом через неделю они должны были приехать. Так получилось - что-то
не совпало, и нас пригласили туда всех троих одновременно. Мы жили в гостинице
"Юность". У меня был одноместный номер, у них - двухместный, у меня было
в номере 0 градусов, у них - 20 тепла. Я как синий человек приходил к ним
греться, и мы очень быстро обнаружили общность взглядов прежде всего на
один напиток, который позволяет отогреваться и душой, и телом. Потом в
политических перипетиях разобрались - позже пришли к единому соглашению.
...Потом нас засунули всех в какую-то гастроль по Крыму, где мы на фиг
не были никому нужны, поскольку был конец октября и там даже аборигенов
не осталось. Совершенно прогарная гастроль получилась, и мы решили написать
совместные песни, а теперь вышел диск.
Действительно, с судьбой не поспоришь. Конечно, есть в этой компании
что-то режущее и глаз, и слух и вызывающее ироничную улыбку. Однако не
могу до конца быть уверена в том, что это не сделано специально...
Лада Шатун
http://dual.deol.ru/culture/pesnya/clar1.htm |