Оригинал в данный момент не доступен. Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"

В ее голосе и скрипка, и барабан...

В ее голосе и скрипка, и барабан... - сказала десятилетняя тюменская девочка о Елене Камбуровой.
 

Народная артистка России Елена Камбурова... В ее возраст невозможно поверить, стоя рядом с ней, слушая со сцены ее ревущие "низы" или шепот пианиссимо. Невеликого роста, изящная, на сцене она производит впечатление королевы шутов и повелительницы молний.
 

Тюменские зрители и почитатели Камбуровой - гвардия интеллигенции - всегда с волнением приходят на это зрелище. Программа "Классика авторской песни" уже который год, теперь в сотрудничестве с областной научной библиотекой, идет на определенный риск, приглашая таких достаточно сложных для восприятия исполнителей. Но зал ДК "Строитель" был полон, ее провожали стоя, длительной овацией.
 
 

Когда-то, в начале шестидесятых, непременными атрибутами авторской песни считались рваные свитера, пропахшие дымом костров, ненастроенные гитары, неуверенные голоса и вызов всему "эстрадному". Елена Камбурова, начавшая артистическую карьеру именно с авторской песни, перевернула не только это представление. Окончила эстрадно-цирковое училище, но прославилась тем, что создала необыкновенную манеру исполнения поэтической песни. Театр и клоунада - в самом высоком смысле этого слова - главные принципы построения мира Камбуровой. В ее арсенале всякий художественный прием уместен, естественен, производит впечатление абсолютной органичности.
 
 

Описывать концерт великого артиста словами и нравственное очищение после него - занятие унылое: кто был, тот помнит, кто не пришел, того жаль. Просто расскажем, что знаем, о Елене Камбуровой. Она родилась в Новокузнецке и в определенном смысле может считаться нашей землячкой. Отец, Камбуров Антон Семенович, инженер, мать - Захарова Лидия Марковна, врач. Вполне интеллигентная семья. Два года проучилась в Киевском институте легкой промышленности, откуда отправилась покорять театральное училище имени Щукина. Председатель экзаменационной комиссии Захава не смог отстоять талантливую, но весьма необычную абитуриентку, и она отправилась работать на стройку (!) в Москву.
 
 

Через год только что открывшееся отделение эстрады Государственного училища циркового искусства получило достойное пополнение. Камбурова окончила курс и через несколько лет завершила его на отделении эстрадной режиссуры ГИТИСа. Таким образом, Елена Камбурова стала первой артисткой, получившей еще и режиссерское образование. Она говорит, что сама отсматривает каждое свое выступление и вносит правки, не нуждаясь в посторонней помощи.
 
 

Начинала она с классической авторской песни, тогда еще полузапрещенной. На сцену Камбурова вышла с "Ветром" Новеллы Матвеевой. За несколько лет она стала знаменем свободомыслящей интеллигенции. Песня "Я такое дерево" на стихи Поженяна, ее визитная карточка, затиралась до дыр на пластинках и магнитофонных лентах.
 
 

Ее народно-эстрадная слава стала бесспорной после бешеного успеха песен к фильмам и мультфильмам, счет которым перевалил за сотню. Невозможно не узнать интонацию Камбуровой в любой из ее песен. Я говорю "ее", потому что она стала полноправным соавтором музыкально-поэтических шедевров лучших мастеров советской эстрады и авторской песни: Таривердиев, Дашкевич, Матвеева, Окуджава... Взявшись за мировую культуру, она ввела в репертуар французскую и английскую поэзию XVI века, "Реквием" Ахматовой, вокальный цикл на стихи Мандельштама...
 
 

До конца восьмидесятых вышло пять пластинок-гигантов Камбуровой на "Мелодии". Она пела на стихи Цветаевой, Блока, Георгия Иванова и современников: Левитанского, Самойлова, Тарковского. Сейчас она поет еще и на французском, английском, польском, испанском, греческом, на иврите. В программу "Ты видишь, я помню..." вошли песни Франции от Средневековья до наших дней, включая Жака Бреля и других великих шансонье. Камбурова поет и классику - песни Шуберта, Чайковского и Мусоргского (вокальные циклы "В детской" и "Песни и пляски смерти").
 
 

С 1992 года Елена Камбурова - художественный руководитель Театра Музыки и Поэзии, единственного в своем роде в России. Помещение напротив Новодевичьего монастыря, два небольших зала в бывшем кинотеатре "Спорт", выделил мэр Москвы Юрий Лужков. Надо заметить, что он даже не ходил на ее концерты, но его уговорили посмотреть выступление Камбуровой - и вопрос был решен. Завидный пример для подражания!
 
 

И, наконец, насчет любимого всеми дилетантами Грушинского фестиваля. Елена Антоновна, народная артистка России, когда-то, напомню, учившаяся на инженера обувной промышленности, пострадала именно по этой части. На ее ножку трудно подобрать хорошую пару, но как раз перед фестивалем она купила потрясающую "Саламандру". Аккуратно сложив новые туфли в сумку, она надела старые кроссовки и отправилась гулять по лагерю. Вернувшись в свою палатку, она обнаружила пропажу всех более или менее ценных вещей. Но больше всего ей было жаль украденных туфель.
 
 

Замечу напоследок, что Грушинский фестиваль, о котором с таким восторгом рассказывают люди, мало знакомые с историей подлинной авторской песни, превратился просто в громадную тусовку. Сюда едут, как на Сорочинскую ярмарку, выпить-закусить под приятные, ничего не дающие ни уму, ни сердцу песни молодых авторов, не отягощенных поэтической школой и музыкальным образованием. За последние несколько лет лауреатами фестиваля стали, например, сладкая рок-группа "Грасс-мейстер" и певец из кабака, некто Юрий Самарский, откровенно блатной, выдвинутый администрацией Самары. С плавучей гитары, в знак протеста против серости, недавно прыгнул в воду и уплыл великий мастер Виктор Луферов. А Сергей Никитин просто заявил, что ввиду полного опошления Грушинского фестиваля ноги его больше здесь не будет. Бессменный председатель жюри Александр Городницкий впервые за тридцать лет не приехал на фестиваль, сославшись на какую-то сверхважную конференцию по Балтийскому морю (хотя, по нашим сведениям, был в это время в Москве). Вот и все...
 
 

А вот как рассказывает сама Камбурова о другой царице эстрады: "Алла Борисовна несколько раз приглашала меня на свои "Рождественские встречи". Я отказывалась, объясняя, что климат этих "Встреч" прямо противоположен интонации, в которой существую я. Пугачева уговаривала, убеждала, но последний ее аргумент меня потряс: "Мне надоела вся эта попса".
 
 

И все же Елена Антоновна отказалась.
 
 

Противостояние экономически всесильной попсе, берущей начало в бесстыдных песнях о БАМе, комсомоле и Ленине, стало одним из смыслов деятельности Елены Камбуровой. Когда Ролан Быков в семидесятые попытался продвинуть ее на молодежную премию, то славные комсомольцы прямо заявили ей: "Вы или с нами, или против нас. Или будете Пахмутову петь и ездить с нами, или не будете петь вообще". На первом же комсомольском активе, едва только Лена запела: "Пока земля еще вертится...", ей закричали с мест: "Пойте наши песни!" И тотчас же сами запели хором: "Там, вдали за рекой..."
 
 

Сейчас розовощекие питомцы Ленинского комсомола руководят банками, сидят в администрациях, акционируют, приватизируют, владеют телеканалами и так далее. И по-прежнему хорошо знают, что нужно, а чего не нужно для народа: на экранах и на радио Камбуровой нет, зато пышным цветом цветут моисеевы, шуры, "татушки"... Но даже при плохой рекламе Елена Камбурова собирает на свои концерты полные залы единомышленников. По ее определению, это "люди с хорошими лицами".
 
 

И последнее: отвечая на вопрос о любимых исполнителях в анкете девятилетней давности, Окуджава был предельно краток. Он назвал Армстронга и Камбурову...

Анвар Исмагилов (руководитель программы "Классика авторской песни")
Тюменские известия

Бард Топ TopList

Реклама: