Оригинал в данный момент не доступен. Это
резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Помните такую старинную и очень смешную телепередачу – "Веселые ребята"?
Тогда наверняка помните и одного из самых колоритных ее персонажей и авторов
- Леонида Сергеева – ныне самого "крупного" и веселого барда России.
Так вот, представьте себе на сцене такого большого серьезно-печального человека с гитарой, который задумчиво напевает: А первыми уйдут толстые,
А потому, что они - толстые, И их сразу съедят. Вторыми уйдут рыжие, А рыжих у нас - страсть! Не то что б рвачи или выжили, А просто не наша масть. За ними уйдут гомики И педики заодно, Их всех посадят на омики, Закроют и пустят на дно. С триумфом уйдут воины, Исторгнув победы крик, Как лучшие части убойные, Их купит любой мясник. А воинские начальники Уйдут по цене другой: Их всех приравняют к чайникам И выгнут им носик дугой. Без шуму уйдут идейные, Вернее, их всех уйдут, Поскольку они - идейные, То шуму не создадут. А с шумом уйдут глупые, По пьяну, без оков, Им выделят полк с трубами И много грузовиков. И разные-разные лица Исчезнут с портрета страны... За ними исчезнут птицы, Поскольку не станут нужны. Умчит ветерок осенний Пройдясь колесом по струне, И тихо сощурится гений Со снимка на белой стене. А нам еще мерить версты, И жить нам, и весело петь... И все-таки жаль толстых, Которым не уцелеть.
- Леонид, хотя у Вас немало замечательных лирических песен, для большинства
слушателей Вы, в первую очередь, автор-юморист. Как Вы к этому относитесь?
- Во всем виноваты "Веселые ребята", по крайней мере, эта передача очень
много сделала для формирования моего имиджа. Было время, когда я только
выходил на сцену, а люди, сидящие в зале уже начинали улыбаться. Поначалу
я пытался что-то доказывать – нет, я не только хи-хи-ха-ха, а еще и такой,
и такой.... А потом понял одну простую вещь – если ты можешь дать это людям,
и они ждут от тебя этого, дай, не жадничай.
- Значит, Вы теперь больше лирик, чем сатирик?
- Я – это я. Когда мне весело, я лирик-сатирик. Когда мне грустно, я
лирик. Это зависит от настроения, от состояния. Есть такая фраза – "нет
никого грустнее, чем клоун". Клоуны – печальные лирики...
Ах, какая девушка, красивая и стройная В трамвай влетела бабочкой, и села у окна. Ах, какая бабушка седая и румяная, Играет с внуком Петенькой на самой мостовой Ах, какой мужчина, импозантный, интересный, Он идет к любимой женщине с цветами на груди. Ах, какие юноши, воспитанные, бойкие, Несут кефир и яблоки отцам и матерям. Ах, какой народ вокруг, отзывчивый да вежливый, Но вот случится что, так хоть ты лопни, хоть ты тресни, хоть залейся, хоть умри - никто не подойдет!
- И вообще, если представить жанр авторской песни как дерево, то ее
ствол – основа – это лирика. А юмористические песни – веточки. У всех,
кто работает в этом жанре, есть шуточные песни, но в основе их лежит та
самая лирика. У меня так сложилось, что я начал с веселых песен. И мой
ствол получился из юмора, а лирика на нем была тонкими неуверенными побегами.
Но с течением времени положение стало выравниваться, а потом лирика (поскольку
именно она заставляет размышлять и думать) вышла на первое место. Хотя,
в своих веселых песнях, например, таких, как "Свадьбы", я пытался какие-то
"крючочки" рассыпать. Чтобы человек, вначале отсмеявшись, подумал, что
песня вообще-то не смешная. В нынешнем поколении бардов, пожалуй, только
Тимур Шаов работает именно в такой иронической стилистике.
- А Михаил Кочетков?
- При всей его внешней "разболтанной" манере, в какой он подает все
это, там все очень глубоко, и даже трагично, драматично, я бы сказал. Это
не тот легкий юмор. Он с "трещинкой излома". Хотя Миша может заставить
зал смеяться.
- Леонид, Ваше "фирменное изобретение" в авторской песне – юмористические
мини-оперы. Как родилась эта идея?
- Первую такую "оперу" я услышал у питерского автора Александра Лобановского.
Мне эта форма показалась необычной и очень интересной - в одно песенное
пространство можно втиснуть много разных героев. И мне понравилось работать
именно в этой манере, где я сам себе хозяин, режиссер и актер. В свою очередь
это понравилось людям, которые слушают меня. Так, в 1978 году у меня появился
"Хоккей", за ним - "Шахматы", потом к передаче "Веселые ребята" я написал
"Снимается кино". Затем настал черед "Свадеб" – за 20 лет я написал 5 "Свадеб"
и закрыл эту тему альбомом "Фарфоровая свадьба", хотя мне предлагали дальше
писать "Развод", "Свадьбу депутата Госдумы" и так далее.
Теща: Ваш-то штой-то не того, да полботинки ношены, На макушке на его да волосы взъерошены! Свекровь: С полботинками молчи, а прическа сбилася Оттого, что рядом с ним ваша притулилася!
- Ваши "оперы" - настоящие моно-спектакли. Их бесполезно слушать на
кассете - надо видеть, как Вы потрясающе изображаете своих персонажей.
Кстати, они получаются такими колоритными и смешными, наверное, оттого,
что реальны и рождаются, благодаря Вашим наблюдениям?
- Что-то рождается из наблюдений, а иногда просто придумываешь ситуацию
и докручиваешь ее как фильм у себя в голове. Собрание персонажей возникает
из представления об этих персонажах. Я просто представляю себе, как ведет
себя напившийся свидетель на свадьбе. Это не значит, что я бывал на какой-то
свадьбе, увидел, как свидетель дал в морду жениху, и сразу включил это
в песню. Нет, я никогда этого не видел, но сразу представил, как могла
бы развиваться ситуация.
- Дорогие товарищи брачующиеся, Вот стоите вы такие улыбающиеся, Вот стоите вы такие любующиеся, Своими отношениями узаканивающиеся! Подойдите, пожалуйста, поближе, расписывающиеся, Поднесите свидетеля уже нажравшегося, Распишитесь вот здесь, здесь, здесь И унесите свидетеля, совсем, к сожалению, обпившегося!
.... Я часто смотрю у себя в голове такие фильмики, и это, конечно,
не говорит о нормальности состояния. Я иногда сам смеюсь, когда пишу, что-то
бормочу себе под нос – странная картина для тех, кто смотрит на меня со
стороны. А я погружаюсь в тот мир, который придумываю, а оттуда выхожу
уже с готовым произведением. И когда люди его слушают, кто-то узнает себя,
кто-то соседа, и им это нравится.
- Ну вот и слава богу, расписали, Садитесь, гости-гостюшки, к столу! У батареи сядет баба Валя, А деда Петя сядет на полу. Здесь сядет молодое поколенье - здрасьте! – Петрович, тубаретку двигай в стык! Давай, возьми Глафиру на колени! Ну что, что семь пудов? А ты - мужик!
- Говорят, Вы нет-нет, да и перейдете с поэзии на прозу. Две книги у
вас уже вышли ("Штрихи к автопортрету", "Концерт по переписке"), сейчас
Вы работаете над третьей, которая называется "Шизофреническая повесть".
А как же юмористические песни?
- Юмористические песни я тоже пишу, но гораздо меньше, чем раньше: одну
юмористическую на 3 лирические. Среди них - "Посвящение празднику города",
"Песнь о Самсунге", "Песнь о микробе". В моем последнем альбоме "Симфония
нутра" есть все – и лирика, и ирония, и юмор. А "Фарфоровую свадьбу" я
называю "два в одном" – там 5 свадеб и 7 лирических песен. У этого диска
такая обложка, что можно закрыть ее на обе стороны – с одной стороны он
называется "Фарфоровая свадьба", а с другой – "С левой стороны". Хотите
– слушайте лирику, хотите – "Свадьбу".
- В Казанском университете Вы получили серьезную специальность – "преподаватель
истории и обществоведения". А вместо этого работали журналистом, потом
"подались в барды". Так кто Вы на самом деле?
- По-моему, китайцы придумали, что каждые 5-6 лет надо менять род деятельности.
У меня примерно так по жизни и получалось. Последние 12 лет я, по меткому
выражению Андрея Кнышева, "грамотно влачу существование свободного художника".
А понять кто я – журналист или телевизионщик, или газетчик.... Судите сами.
- Говорят, когда-то Вы собирали счастливые билетики. Ваша коллекция
сохранилась? Вы ее пополняете?
- Нет, не пополняю. Когда я был еще студентом, у меня возникло однажды
такое желание – собрать как можно больше счастья, и я стал собирать счастливые
билеты. Сначала съедал их, как все нормальные люди, а потом стал на листы
наклеивать. Не помню, сколько я наклеил, может, около 40, но понял, что
все счастье не наклеишь. И после окончания университета бросил это занятие.
А позже появилась песня "Трамвайчик", которая стала логическим завершением
этой истории.
- Тогда Вам было 20, сейчас – 48. Вы счастливы?
- Поскольку никто еще не сказал, что такое счастье... Во всяком случае,
да. В моей прошлой, настоящей и, надеюсь, в будущей жизни есть островки,
где мне хорошо, тихо, спокойно. И, чем больше таких островков, тем с большей
искренностью человек может сказать, что он счастлив. Хотя, вообще-то, если
человек однозначно говорит, что он счастлив, его, по-моему, сразу надо
"в Кащенко" отправлять. Давайте остановимся на том, что если человек задает
вопрос: "Вы счастливы?", то это журналист. А если человек отвечает – "да",
то это идиот.
- Давайте не будем заканчивать интервью на этой "оптимистической ноте"
и вернемся к "Веселым ребятам". Говорят, эту телепередачу собираются "реанимировать"?
- Да. Пять лет назад мы нашли спонсора, собрались все вместе и сняли продолжение "Веселых ребят", которое называется "Серьезные мужчины". Получилось так смешно, что можно просто умереть от смеха. На съемки специально приехали из Финляндии - Саша Багдасаров, из Афин - Гоша Таращанский (они живут там уже много лет). В съемках принимали участие артисты московских театров: Юрий Васильев, Катя Рудберг, Михаил Ефремов, Лена Бушуева и, конечно Андрей Кнышев, Сергей Шустицкий и другие. Всего материала отснято на 12-15 передач. И вот теперь все это лежит мертвым грузом, потому что в 1998 году грянуло приснопамятное 17 августа. После этого кризиса передача вообще стала стоить баснословные деньги. И вот, до сих пор ведутся поиски спонсоров, меценатов - все упирается в презренный желтый металл. Если он появится (в размере около 300 тысяч долларов), появится и передача. Елена Решетняк
|
|
---|