Оригинал в данный момент не доступен. Это
резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Андрей Анпилов
Смакуя жизнь, как сахарную вишню,
В этом четверостишии Михаил Кочетков правдиво изобразил трудовые будни поэта, нелегкое свое ремесло. Н-да... Миша... К 1983 году, когда мы познакомились, Миша был уже совершенно сложившимся бардом. Теперь я могу прилюдно признаться, что смотрел тогда на него, двадцатидвухлетнего, как на чудо. Сегодня, через столько лет, уже видно, что "Кочетков" стал явлением не только для меня, для нашего круга, но и для всех. Вообще – всех. Его песни, стихи, само существование в культуре заново связывают очень важные узелки, соединяющие население – в народ. Эти песни близки всем, или почти всем – интеллигенции и демосу, старым и новым русским, начальникам и подчиненным и т. д. Попробуем распутать клубок, объяснить феномен.
И безработные матросы
Но чувствуете, как смешно, как "аппетитно" рисуется образ? Или: Шипит на крышах дождь, как будто
И так всегда у Кочеткова: смысловой ряд — отчаянный, пасмурный, выразительные средства — праздничны, "вкусны", переполнены избыточной творческой силой и жизнелюбием. В этом — специфический кочетковский артистизм. Чем дальше разведены в его песнях эти разнозаряженные полюса, тем выше напряжение художественного поля, тем ярче просверкивает искра в сердце слушателя. Это — и талант, и личностный масштаб. Песни Михаила — горячи, потому что велико сопротивление материала, потому что они утверждают да вопреки неотвратимому, данному нам уделу. Для того, Чтобы в уши мне неприглушенный –
Поэтический взгляд Михаила Кочеткова – неправдоподобно снисходителен. Вероятно, нет такой слабости, которую поэт не оправдал бы в своих персонажах, не изобразил бы в смешном и по-своему привлекательном виде. Он, как добрый Веничка, — все может простить, если захочет понять. (Или наоборот, я не помню.) А у него душа-вонючка,
Причем из ряда неудачливых сограждан лирические герой себя не выделяет: Два алкоголика на даче
Снижая пафос ("конечно, он герой, страдающий от ран. Ему прописаны буфет и ресторан..."), одухотворяя обиход ("и холодильник, грузный как Безухов, ворчит расстроенным желудком..."), травестируя классику и классиков ("Нет, весь я не умру. Я весь могу уехать...", "уже спешит очкарик Чехов..."), подтрунивая над собой ("в халате с бабского плеча..."), словом — всеми средствами поэт отвоевывает у хаоса — человеческое, отогревает пространство жизни, пригодное для обитания. Любимая метафора этого пространства — дружеское застолье: Заходите — здесь ждут вас всегда!
Да уж зайдем, мимо не проскочим... Хотя... застолье-то того-с... потустороннее... ...И, убиваясь по Отчизне,
Есть в поэзии, в песнях Кочеткова драгоценное качество, которое можно назвать драматургичностью. Мы всегда различим ее в прозе Искандера, в песнях Галича и Кима, в стихах Самойлова. Жизнь хороша не философским выводом, а процессом, фактурой, человеческим многоголосьем. Именно драматургичность дает стихотворению интонационный простор, будоражит его, преображает литературный текст в нарядное представление, в вечный праздник – веселый или грустный, неважно... Старомодная, угловатая –
......................................... И хозяин украдкой в прихожей,
Видимо, этот артистический избыток и сподвиг впоследствии Михаила к прямому контакту с миллионной телеаудиторией. Но если уж говорить об артистизме, то без упоминания об одном уникальном свойстве Михаила Кочеткова — не обойтись. Свойство это почти необъяснимое, тем более на бумаге, но без него все остальное теряет эмоциональный градус. Я имею в виду — гипнотическое обаяние, могучую положительную ауру. Ведь
за что, в сущности, зритель полюбил "Гнездо глухаря", утреннюю передачу
на пятом канале? А за то самое, за нечто, волшебно складывающееся из застенчивой
мальчишеской улыбки и злодейских драгунских усов, из лирического мерцания
в очах и хриплого иронического баритона. Это "нечто" и заставляет нас умиленно
улыбаться, восторженно ахать и благодарно грустить...
Бог знает от чего грустить?.. От чувства ли родства?.. От того ли, что
жизнь проходит?.. Не все ли равно...
www.bards.ru |
|
---|