Оригинал в данный момент не доступен. Это
резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
И жить ещё надежде до той поры пока,
Не всякая песня запоминается с первого раза. И уж далеко не всякая так врезается в память и остаётся с нами на всю жизнь, как "Атланты" Александра Городницкого. Одной лишь ею он навечно ввёл себя в песенный Пантеон, даже если бы не написал ничего иного. Между тем, полевой геолог, доктор геолого-минералогических наук, учёный-геофизик, океанограф, исследователь мирового океана, академик Российской академии естественных наук, опубликовавший более 250 научных работ Александр Городницкий также и автор множества замечательных песен: тонких, проникновенных, наполненных внутренним благородством, столь характерным для уходящего поколения "классиков" авторской песни, одним из ярчайших представителей которого является и мой собеседник. - На рубеже тысячелетий стал моден возврат к зловещим предсказаниям. Обильно поминается Нострадамус, появилось множество "компьютерных пророков", якобы расшифровавших код Пятикнижия. Один подобный интерпретатор библии, киевский учёный, недавно объявил, что конец света близок и произойдёт не позднее 40-50-х годов нынешнего века. По его мнению, из-за перехода Солнечной системы в другой знак зодиака произойдёт смещение угла наклона земной оси, и континенты (плавающие на слое магмы) придут в активное движение и столкнутся. В результате произойдет катастрофическое землетрясение, огромные участки суши уйдут на океанское дно, чудовищные цунами прокатятся над планетой, смывая всё живое с низменностей и предгорий... Как вы относитесь к подобным предсказаниям? - А кто по специальности автор этой гипотезы? - первым делом осведомился Александр Городницкий. - Геолог, доктор наук.
- Так что гибели цивилизации, если она наступит, следует ждать не от
планетных катастроф, а от самих людей?
- Не играет ли роль в проарабском уклоне Запада также опасение столкнуться
с организованным сопротивлением своих собственных, весьма многочисленных,
хорошо организованных и высоко дисциплинированных мусульманских популяций?
- Нет ли у Вас опасения, что это уже произошло? Что высокая активность
сил Зла проистекает из уверенности, что цивилизация подогнула коленки и
не способна оказать должного сопротивления?
- Пересматривать принципы - безумно сложно. Вы ведь помните: "Пусть
лучше сгинут Соединённые Штаты, чем принципы, на которых они основаны"...
На этой тревожно-предупредительной ноте завершился наш политический экскурс и зашёл разговор об авторской песне. И здесь, прежде чем перейти к краткому резюме о нынешнем состоянии жанра в России, пора хоть несколько слов сказать о поэзии. В двухстраничном предисловии к тоненькой, но яркой книжечке начинающего писателя (а по профессии учёного-биофизика) Анатолия Контуша Ал. Городницкий пишет: "Могут ли строчки, произнесенные с эстрады, стать предметом литературы? ... самые крылатые фразы, слетевшие со сцены в зал и ставшие афоризмами, неизменно тускнеют... не подкреплённые сценическим обаянием озвучившего их автора. Нечто подобное происходит с авторской песней, которой часто отказывают в принадлежности к поэзии". В этих выделенных мною словах такой понятный упрёк иным литераторам, кто, углубляясь в изыскания аллитераций и ассонансов, с высоты своих эмпиреев со снисходительностью относится к тому, что Владимир Фрумкин метко назвал "гитарной поэзией". Да притом поэзии не салонной, и не городской даже, а нередко космической. Даже Лев Аннинский в запоем читаемом великолепном предисловии (да ведь и жизнь какая! скалолаз - и мореплаватель! великолепный учёный - и едва ли не флибустьер!) к очередному сборнику стихов Городницкого тонет в обилии приключений и жизненных коллизий поэта и так и не успевает сделать должного анализа его поэтики. Не хочу отбивать хлеб у рецензентов, литературоведов, но предоставляю читателю самому судить о поэтичности всем известных песен, таких как "Атланты", "Снега", "Перекаты" или о техническом совершенстве, скажем, "Воздухоплавательного парка": "Куда, петербургские жители, толпою весёлой бежите вы? Не стелют свой след истребители у века на самой заре. Свод неба пустынен и свеж ещё, достигнут лишь первый рубеж ещё... Не завтра ли бомбоубежище отроют у вас во дворе?" Какая великолепная перекличка с пророческим блоковским "Авиатором": "Иль устрашил твой взор несчастный грядущих войн ужасный вид, ночной летун, во тьме ненастной земле несущий динамит?" И тоже со знаком вопроса в конце... Обзор современного состояния авторской песни в России Александр Городницкий начал кратким рассказом о шансоне в СССР и заметил, что после его развала и массовой эмиграции российская авторская песня распространилась по планете и продолжает своё бытие там как бы независимо, но в то же время и не без оглядки (так, по крайней мере, я его понял) на развитие её в России. Политически авторская песня не знает теперь ограничений, и сцена теперь свободна для таких язвительных обличителей, какими были Галич, Ким и отчасти Высоцкий. Но проблема, как считает Александр Городницкий, в ином: - Дело в том, что с уходом первого поколения авторов, безусловно одарённых поэтов, литераторов прежде всего, авторская песня перестала быть тем, что говорил о ней Булат Окуджава: поэт с гитарой в руках. Порвалась связь времён. Сейчас авторская песня, размножась, и тиражируясь, и разубоживаясь (делаясь убогой. - П.М.) малоодарёнными авторами, хлынула мутным потоком на экраны телевидения, затопила все фестивали самодеятельной авторской песни, что я хорошо знаю, так как тридцать лет подряд являюсь председателем жюри самого большого в мире фестиваля, Грушинского фестиваля. Тридцать тысяч человек, все радуются - а я огорчаюсь... Что сейчас происходит с авторской песней? Она просто ушла из литературы. Ушла на эстраду и живёт по законам эстрады. Появились прекрасные громкоголосые исполнители, хоры, ансамбли, оркестры, всё, что хотите, и это по-прежнему называется "авторская песня", но тексты убоги, они становятся такими же пошлыми, как в прежней официальной советской и постсоветской песне. Это явление отнюдь не представляется отрадным, но оно, как всегда в России, отражает то, что нужно обществу. В песню пошёл криминал, поскольку ментальность стала криминальна, и общество стало криминальным, и это мне кажется опасным симптомом. Незадолго до своей смерти Окуджава как-то сказал мне: "Знаешь, Алик, раньше мы были в авангарде, а сейчас оказались в арьергарде. Мы - один из последних бастионов духовности перед тем мутным потоком, который грозит затопить Россию..." Листаю подаренный мне Александром Городницким сборник стихов "Атланты держат небо" и думаю: "Поэт. Иногда поющий, иногда читающий - не ко всем его стихам рождаются мелодии. Но уж если рождаются, их не позабудешь". И впрямь, "Атланты" - потрясающе музыкальны. "Перекаты", "Воздухоплавательный парк", "Донской монастырь": как и стихи Городницкого, мелодии его захватывают сразу, с первого слушания. Я листаю сборник и с грустью думаю: действительно - арьергард. Он отступает,
несёт тяжёлые потери. Но - не бежит. И он будет держаться до конца.
Пётр Межирицкий, "Вестник" |
|
---|