Однажды, лет пять назад, мы с Александром Дольским пошли на концерт
Михаила Жванецкого. Был это один из полуофициальных творческих вечеров
искрометного, неунывающего Михаила Михайловича в большом зале довольно
приличного концертного комплекса Москвы. Зал грохотал и аплодировал, Жванецкий
развлекал и развлекался, с отчаянной веселостью произнося свою изящно упакованную
в юмор «крамолу».
Я вспомнила этот эпизод не случайно. Лиричный, акварельный Дольский, Лель наших бардов, поющий безнадрывно, говорящий спокойно, с петербургской интеллигентностью и соразмерностью, - тоже являет собой сжатую пружину нервного чувства, пережитой и осмысленной горечи знания о жизни, впитанной и саккумулированной солнечной радости бытия. Я люблю его и не делаю из этого секрета, хотя знаю, что есть мои коллеги, то снобистски, то еще по каким-то своим соображениям недобро относящиеся к Дольскому. Одни говорят: музыкант он неплохой, а вот тексты... Другие вообще не желают беседовать о Дольском, полагая, что все это - для молоденьких девиц или для неискушенной провинции. Мы познакомились на Смоленской АЭС, куда приехали в составе шефской бригады выступать перед строителями. До этого я знала одну песню Дольского, да и та - о, стыд! - оказалась бачуринской. Но Саша не обиделся, а через пару дней я уже напевала его песни, услышанные на встречах с нашими читателями и почитателями, и они так и остались во мне его музыкальной визитной карточкой, звуковым рисунком души. Я уже не могла жить без этой гаммы, этой музыки в себе. Я, как это было у меня и с Высоцким, не могла отделить слова от музыки, они слились в мгновение переживания, страдания и счастья, творимого только причастной к искусству по призванию, созидающей душой. Самолет мой, крест нательный у аэродрома... В этой прелестной песне для меня, без конца летающей по всем возможным трассам неба, так остро и памятно запечатлена и самолетная тоска по земле, по любимым на земле, и эта страсть неба, и бесстрашие перед самой жестокой и загадочной из всех бездн. «Ладони на глазах», «Две женщины», «Одиночество»... Я никак не могла понять, почему Дольский поет - «но одиночество прекрасней!» Как-то спросила об этом у Саши. «Знаешь, видимо, вот что я имел в виду... Кто не может оставаться один, наедине с собою, не чувствуя при этом себя обделенным, обиженным, тот и с людьми будет всегда одинок. Трагически и безвыходно одинок». Нет нужды пересказывать песни Дольского, их знают миллионы и, в отличие от некоторых ревнивых или спесивых моих коллег, любят. Я только хочу сказать, что особенно дорого мне. Замечательная песня «Прощай, двадцатый век!», полная надежды и горечи, прощающая и требующая... социально зрелая и значимая. Исчезали Атлантиды, и династии, и боги... Невозможно исчисленьем сущность времени понять. В возраст нашего столетья уместились две эпохи: Навсегда ему семнадцать и навеки сорок пять! Появившаяся в еще «доперестроечный» период песня «Жестокая молодежь» лаконично и точно говорит о той нашей молодежи, которая была развращена и извращена тогдашней общественной ситуацией, направляемая незримой рукой «безумных стариков». Я люблю высоко профессиональные полустилизации Дольского - «Господа офицеры», «Сегодня или никогда», «По улице Гороховой»... Я не могу их назвать стилизациями, добавляю приставку «полу», ибо в этих театральных, игровых, лукавых или грустных песнопениях Дольский присутствует тоже так лирически искренне, так полноценно, что момент достоверности перебивает, переигрывает формальные условия стихотворно-музыкальиой игры. Люблю польский Цикл Дольского, в котором - доброе, чистое прикосновение к другой культуре, к другой истории, бережность и боль, нежность и правда. Мне нравятся иронические песни Дольского - «Враги». «Уважаемая совесть»... У Дольского несколько раз были напечатаны стихотворные подборки. Помню публикацию, скажем, в «Литературной газете». Меня тогда особенно тронули стихи «Два мальчика на длинном берегу». Я знала их как песню, а прочитав глазами, услышала даже не музыку Дольского аккомпанементом к этим строчкам, а - музыку прибоя, крик чаек, музыку песка и ветра, музыку отцовской любви к юным сыновьям. Много лет наблюдаю за тем, как работает Дольский, как буквально в поте лица добивается окончательности слов и отточенности их музыкального осуществления. Действительно, это тот случай, когда, как сам он писал, две женщины, две музы правят его трудом, любовью и судьбой. Назвал я музыку любимою сестрою, поэзию - любимейшей сестрой... Кто же он, Александр Дольский, - прекрасный музыкант, одаренный стихотворец? Не буду брать на себя функцию самой жизни, ибо все определяет в конце концов, она и никто больше. Но сам Дольский, однако, делающий со своей гитарой свободно и по-моцартовски счастливо, рукою мастера все, что ни пожелает, поэзию ставит - маленькой речевой частицей - в преимущественное перед музыкой положение. Этот трепет это рудокопское, пилигримское требовательное и всецелое отношение к слову уже само по себе поэзия. И вызывает удивление равнодушное отношение издающих инстанций к книге стихов Дольского, которая, как чужой ребенок, все кочует по редакторским столам без всякой перспективы. Я знаю эту книгу, она оригинальна, полна философских, самобытных, добытых трудом и опытом сердца раздумий о жизни. Сейчас эта книга лежит в издательстве «Советский писатель». Может быть, в эпоху, когда что-то начинает значить и мнение читающей, воспринимающей искусство публики, она все же будет издана? ...Одна из самых дорогих для меня песен Дольского - «Ленинградские акварели». Мое «ленинградское» чувство - ибо, прожив в Ленинграде лучшие годы детства и юности, считаю себя ленинградкой, человеком, выстроенным, сложенным Ленинградом, - осчастливлено этими словами и звуками, этой строгой, возвышенной песней. Она заканчивается словами, в которых - и прошлое дивного города, и сложность многих страниц его бытия, и сам он, город-человек, город-мир, город-мы, наша эпоха, наша жизнь, наше ужасное, нелепое, бесчеловечное - и самое человечное, жертвенное, сумасшедшее время: ...Кто-то кистью, кто-то мыслью
Римма КАЗАКОВА
|
|
---|