Моя первая профессия - музыкант
Запись беседы с Александром Дольским, проходившей в помещении ТО "КАНТО".
Выходила в сокращенном варианте в газете "Тольятти 24 часа"
Общение с умным собеседником очень приятное занятие. А если он еще и
талантлив почти во всем... Короче говоря нам посчастливилось попасть на
творческую встречу с Александром Александровичем Дольским, которая в помещении
творческого объединения "Канто". Невзирая на усталость, и небольшую простуду,
наш собеседник был мил, обаятелен и легко разделался с той кучей вопросов
которую обрушили на него почитатели его таланта.
- Какие у Вас впечатления от Тольятти?
- У вас вообще особый город, я по пальцам могу сейчас перечислить такие,
в которых сохранили традиции. У вас вот тот дух, который был в 70-х очень
силен. В Москве, в Питере это все переродилось, ребята начинают заниматься
коммерцией. У них уже и должности появились. Как-то это уже все по другому.
Такого духа как у вас уже нет. А вы его как-то умудрились сохранить. И
это здорово.
- Ваша первая профессия "технарь"...
- Моя первая профессия музыкант. Были такие предприимчивые люди они
организовывали бригадки. Еще когда в 8-м классе учился меня приглашали
в такую небольшую бригадку, и мы ездили по маленьким городкам и выступали
там. Платили нам тогда по 10 рублей за концерт. По тем временам большие
деньги. Потом многие из тех, кто с нами тогда выступал стали народными
артистами, вообще людьми известными. Например Валера Барынин стал потом
солистом в Московском театре оперетты. Или Наташа Байда, в Минске, в оперном
театре, народная артистка. Я тогда еще не пел свои песни. А играл на гитаре
на саксофоне, на контрабасе. Мы просто подрабатывали. Ну, а техническая
специальность, наука- это от того, что я знал, что такой профессии нет.
Нет профессии поющий поэт. Пластинок тогда моих не выпускали, ни одной
странички не печатали. Композиторы ко мне лучше относились, они вообще
народ более мягкий. Литераторы советские - они пожестче и, частенько, невежественны,
грубы. Они не любили когда кто-то там под гитару поет. Вот когда Райкин
пригласил меня в театр, вот тогда я уже бросил заниматься наукой.
- А ваша джазовая карьера?
- Началась она в Нижнем Тагиле. Там был джазовый оркестрик при городском
парке, там играли классные музыканты, солидные очень люди, в свое время
побывавшие в немецком плену. Играть в центре где-либо, нам не разрешали.
Вот они и жили в маленьком городке. Пара человек из них были наркоманами.
Но это были люди взрослые, поэтому наркоманили так, чтобы этого не было
незаметно. Молодые мальчики, кто увлекся этим, вот они погибли. Ну а потом,
когда я уже был студентом, меня приглашали в оркестр Лундстрема. Когда
учился в аспирантуре звал к себе Симон Коном, это великий музыкант, пианист.
У него было джазовое трио. И меня пригласили туда гитаристом. Но я не мог
бросить институт, аспирантуру. Во мне боролись две ипостаси: одна связанная
с искусством, а другая консервативная. И консервативная говорила, что надо
приобрести профессию солидную. Поэтому играл я только после института,
и на каникулах. Доводилось и подрабатывать и в ресторанах, а летом на танцах
в парке. И кстати, играл со мной Владимир Пресняков (тот который теперь
"старший"). В нашей бригаде постоянно менялись певицы, и однажды пришла
Леночка Кобозева. Было ей тогда 17 лет. С Володькой они тогда еще знакомы
не были. Пресняков - просто гениальный саксофонист. Но джаз у нас не приносил
дохода и поэтому он создал ансамбль "Самоцветы". Лена тоже там пела.
- Вы помните когда было ваше первое выступление?
- Если говорить о первом выступлении, то это еще в детстве. Мы жили
тогда на улице Ленина, было нас трое гитаристов. Мы тогда не пели, а выходили
на улицу и играли какие-то мелодии. Что-то латиноамериканское и испанское.
Собиралась большая толпа, люди становились полукругом - слушали.
- Ну а как со стихами, когда вы их начали писать?
- Ой, очень давно, правда я тогда не знал что их можно петь. Да и стихи
были про красную армию, про трудовые победы народа. А в 10 лет я прочитал
Есенина и вдруг начал сочинять песни на его стихи. Это было потрясающе,
впрочем не только Есенина, брал стихи Пушкина, Блока. Что было не удачно,
по моему мнению, я исправлял. Точнее, то что было мне не понятно, я переделывал
под себя. Я же не понимал что такое авторское право. Я воспринимал этих
поэтов как воздух, как воду, лес что это всегда было, это наше, родное.
Если я хочу это петь - я переделаю, а Лермонтов услышит это и скажет: "О,
молодец мальчик, хорошо ты их переделал." Что он не будет, и Есенин не
будет обижаться. Вот представьте себе, мне десять лет, во дворе дома в
котором мы жили была огромная куча каменного угля. Мы в ней играли. И вот
я возвращаюсь домой весь перепачканный углем, какая рожа у меня была вы
представляете, сажусь за гитару и пою, буквально следующее:
Какая ночь, я не могу
Не спится мне такая лунность
В душе как будь-то берегу
Давно утраченную юность.
- Расскажите о своей работе у Аркадия Райкина. Вы для него писали?
- Нет. У меня там был свой номер. Я выходил в начале второго отделения.
Пел, читал стихи. В основном лирику. Аркадий Исаакович мне полностью доверял.
Иногда, конечно, спрашивал: "Что вы сейчас делаете?" Но, в общем то, ограничен
я был только во времени. Не менее 13 и не более 15 минут. Это чтобы протяженность
спектакля была определенной, сохранялся ритм. Мои выступления, кроме эстетической
задачи, несли сценарную и режиссерскую нагрузку. Они были в другом настроении,
они были лиричны. Райкин все точно рассчитал. Он был гениальный человек.
После моего выступления слушать его было еще интереснее.
- Интересно было работать с Райкиным?
- Ну конечно. С таким великим актером работать на одной сцене - это
была большая честь для меня. Мне очень трудно это вам объяснить, но, кроме
Высоцкого, нас, авторов-испонителей, никого не знали. Нас не печатали,
не снимали в кино. А хотелось признания. И тут никуда не денешься. И когда
я услышал высокую оценку от Райкина своим стихам, та аннотация к моей первой
пластинке, сам факт приглашения в его театр - для меня это было очень важно.
- Но вы ведь тоже снимались в фильмах. Например, "Когда святые маршируют".
- Это уже потом, в 80-м году. У режиссера была задумка, чтобы я спел
в этом фильме пару своих песен. Одну я спел, а вторая не вошла. Фильм был
о джазе. И тем был мне очень интересен.
- Что вы в жизни любите?
- Я много чего люблю. Всего не пересчитать. То же что и все. Но не
у всех есть трое сыновей. Вот их я и люблю. Жену - одну и ту же, как ни
странно. Кошек своих люблю. У меня их две. Книжки люблю читать. Правда,
в последнее время, все больше перечитываю старое. Пропала всеядность, которая
была в молодости. Трудно воспитывать троих сыновей?
- Знаете, когда любишь, когда в семье порядок и когда они тебя уважают,
любят и слушаются - не трудно. Я доволен своими детьми.
- Вашим детям нравится то что вы делаете?
- Да, они с уважением относятся... Но еще они меня очень сильно прижимают.
Я сейчас пытаюсь что-то экспериментировать. Они мне не дают. И говорят:
"Вот возьми гитару и пой свои стихи".
- Дворовые песни и городской романс - они на вас оказали свое влияние?
- Дворовые песни или городской романс? Это разные вещи. Я так, во всяком
случае, понимаю. У меня в юности были ноты - романсы, еще дореволюционные.
Мама моя знала много петербургских песен. Потрясающе их пела. И я конечно
все это знал и пел. Ну а дворовые песни... Ну это тоже фантастические песни:
"В Кейптаунском порту..." В этом есть какая-то полуабстрактная, сермяжная,
"кейптаунская" правда.
- Творческое начало это от родителей?
- Конечно от родителей. От кровей. Отец у меня был оперный певец, мама
балерина. Отец, кстати блистал здесь на Самарской сцене. Пел ведущие арии
в 50-60 годы. Я тогда раз 5 приезжал сюда на каникулы. Мне здесь очень
нравилось. Волга, горы... Я очень любил уезжать на другой берег...
- Как складывались ваши отношения с собратьями по цеху. Вы всегда стояли
как-то в стороне от всех.
- Как отношения складывались? Вы знаете, я человек наверное наивный,
глупый и очень доверчивый. Очень склонный к симпатии, к дружбе. У меня
всегда было так - если это мой коллега, то значит все, он уже заранее мой
друг. То есть, за него я горой. А потом, потихонечку началось разобщение
в среде бардов. За концерты начал потихонечку получать гонорары. Мне немного
больше платили и почему-то, особенно московские ребята, стали меня не любить
и всяко ругать. Нет, имена называть не буду - не хочу ни с кем сводить
счеты. Я их понимаю, ни на кого не сержусь. Это знаете ли характер такой
у меня. Я ни с кем не борюсь, а если кто-то меня оскорбит или предаст,
о просто отстраняюсь от такого человека и держу дистанцию. Что бы ни ему
травму не наносить, ни себе. Ну впрочем это уже все прошло, поросло былью.
Жалко только, что не стало былой общности. Такой какая есть у вас сейчас.
- Есть песни которые хорошо слушаются со сцены, есть песни которые хороши
для узкого круга друзей...
- Абсолютно верно, есть песни которые я практически не пою со сцены.
Понимаете когда выходишь на сцену, хоть ты и поэт, бард, ты становишься
артистом. И изволь уважать публику - она пришла на праздник. Многие этого
не признавали, обвиняли меня, Сергея Никитина, Юрия Визбора, говорили что
это эстрада: "Выступальщики! Нужно только для друзей петь!" Ерунда это
все! Зритель пришел не для того что бы выслушивать мои длинные, философские
мысли. Для выступления нужно найти такие песни в которых наиболее удачно
это получилось, коротко, метафорично, красиво, музыкально. Такие песни
я на концертах и пою. А другие песни... Их безусловно надо записывать -
дома они хорошо слушаются. На кассетах, дисках.
- Как вы думаете, жанр самодеятельной песни он имеет будущее?
- Конечно все течет все меняется. Но вот мы собрались тут с вами, общаемся
и слава богу, что есть такие прекрасные люди, и я думаю что они всегда
будут. Потому что определенный процент людей, причем постоянный процент,
склонен к чтению, слушанию музыки к изящным искусствам, к такому высокому
общению. Я думаю что это не умрет, потому что это одно из коренных искусств
- поэзия под аккомпанемент какого-то нетяжелого инструмента. Такого который
можно носить с собой. Это всегда было, и в древние времена и в средние
века и всегда это будет. Это очень легкий и в то же время очень эффективный
способ духовного общения. Он никогда не исчезнет.
версия для печати
Галина Мелихова, Алексей Седов
01/01/1999 |