ГАЛИЧ-«СОАВТОР»
отрывки из книги
|
ОТ АВТОРА
Началось всё дело с песенки...
Чекисты хорошо сделали. своё дело. Изымая при обысках плёнки Галича,
они всё-таки добились чего хотели: многим, начавшим интересоваться поэзией
и искусством бардов в середине 70-х годов и позже, творчество Галича было
практически недоступно. Сегодняшним молодым оно большей частью неиз-вестно
по иной причине.
В первых статьях о Галиче, опубликованных на родине (1988-1989), принято
было писать примерно следующее: «Стихам и песням Галича повезло больше,
чем их автору, — они возвратились на родину». Да и большинство этих статей
называлось «Когда я вернусь», «Возвращение», «Возвращение Александра Галича».
Мне кажется, что возвращение это — вопреки всеобщей эйфории — и сейчас
ещё не произошло, оно ещё впереди. В «перестроечном» потоке до того запрещённой
литературы, хлынувшем на нас, стихи и песни Галича просто-напросто захлебнулись.
Он сам воспринимался тогда (и до сих пор часто воспринимается) лишь как
борец с существовавшим строем, соратник А. Д. Сахарова. В трудах учёных-литературоведов,
пишущих о поэзии XX века, Галич часто даже не упоминается, он «провалился»
в щель между двумя другими «вершинными» бардами с одной стороны и эмигрантской
письменной изящной словесностью — с другой.
На самом деле его поэзия вернулась только к тем, от кого никогда и
не уходила. А большинству ещё предстоит постичь всю её глубину. То, что
это непременно произойдёт, не вызывает сомнений. |
ГАЛИЧ - СОАВТОР ШПАЛИКОВА, ГОРОДНИЦКОГО, АНЧАРОВА И...
«Мы жили в Болшеве, мы сочиняли там с моим приятелем. Я сидел тогда
ещё за роялем, а не за гитарой. И мы сочинили такую вот песню, последний
куплет которой мы никогда не пели...»' Здесь, в фонограмме от 12 мая 1974
года, речь идёт о песне А. Галича «Мы поехали за город...». В публикациях
вслед за сборником «Поколение обречённых» она обычно называлась «За семью
заборами»2.
Говоря о том периоде, когда Галич! ещё не имел своих (в нынешнем понимании
— авторских) песен Михаил Львовский тоже вспоминает «огромное количество
вечеров, которые провели его поклонники и друзья, столпившиеся вокруг рояля,
за которым он сидел. Да, начинал он не с гитары, а, скажем так, с вполне
"салонного" фортепиано... Его сразу же начинали упрашивать спеть что-либо.
А он всегда соглашался»3. Львовскому, рассказывая о том же Доме творчества,
вторит и Валерий Фрид: «Именно там мы с Юлием [Дунским — А. К] впервые
увидели и услышали поющего Галича. Гитары тогда ещё не было — во всяком
случае, мы не видели. Саша сидел за расстроенным болшевским пианино и,
аккомпанируя себе, пел на слова Киплинга — не знаю, в чьём переводе:
Только пыль, пыль, пыль от шагающих сапог
— Отдыха нет на войне Сол-да-ту!..»4
Эту песню во время войны сочинил ещё один приятель Галича — Евгений
Агранович. Фрид считал (или знал?), что последнее слово «для маршевого
ритма» вставил сам Галич5. Подтвердить или опровергнуть это невозможно,
так как песня быстро завоевала статус народной, а значит, Галич мог впервые
услышать её и не от автора, у которого действительно это слово отсутствует.
Но в приведённых воспоминаниях нам важно зафиксировать внимание читателя
на наличии «догитарного» периода Галича — исполнителя чужих неподцензурных
песен.
Воспоминания Исая Кузнецова, драматурга и соавтора Галича, уводят нас
в ещё более раннее — довоенное — время: «Он приносил в студию народные,
блатные песни — своих ещё не было. <...> Любопытно, что среди песенок
была одна блатная, но с неожиданным смыслом — неожиданным для того времени.
Край мой, край ты Соловецкий,
Для шпаны и для каэров лучший край...»6
ПЕРВЫЕ ПЕСНИ - В СОАВТОРСТВЕ
Известно, что первые свои песни в новом жанре Галич исполнял уже не под
фортепиано, а — под гитару. Видимо, не ошибается известный врач Эдуард
Кандель, который пишет: «Многие из Сашиных песен рождались на моих глазах.
Сейчас спорят, какая из них появилась раньше. Мне Саша рассказывал, что
самую первую песню он написал, отдыхая в Болшеве, в Доме творчества работников
кино: "А за городом заборы, за заборами вожди...". В свой машинописный
сборник "Книга песен" Саша её не включил. Однако в книге "Поколение обречённых",
которая вышла за рубежом <...> эта песня есть»7.
Э. Кандель ни слова не говорит о соавторстве: то ли не знал, то ли
забыл, то ли упустил из виду. Но тем независимее — и потому вызывают большее
доверие — его воспоминания.
Что же касается включения песни в посевовский сборник, то магнитная
лента сохранила свидетельство недовольства Галича этим фактом, и именно
потому, что песня не целиком принадлежит ему. (Кстати, это и ряд других
высказываний Галича доказывают, что составление и редактирование сборника
«Поколение обречённых», считавшегося прижизненным и потому авторитетным,
проходили без его участия.)
Куплетом этой песни в цитате, приведённой в самом начале нашей статьи,
автор называет три четверостишия: два — запев, одно — варьируемый припев.
История появления этого куплета требует небольшого отступления.
Речь идёт о финале песни, который действительно появился на плёнке
лишь в мае 1974 года, перед самым отъездом автора за границу:
Мы прошли четыре круга,
Мы сказали:— Боже мой! —
Мы взглянули друг на друга
И поехали домой.
А в пути по радио
Целый час подряд
Нам про демократию
Делали доклад.
А за семью заборами,
За семью запорами,
Там доклад не слушают
— Там шашлык едят!
1 Здесь и далее, кроме случаев, указанных особо, курсив
в цитатах наш. — А. К. В стихотворных текстах в большинстве случаев он
употреблён Для выделения слов и строк, отличных от основного варианта Галича.
2 Галич А. Поколение обречённых. Франкфурт-на-Маине:
Посев, 1972. С. 228-229. См. также, например: Галич А. Песни; Стихи; Поэмы;
Киноповесть;
Пьеса; Статьи/Сост. Ю. Поляк. Екатеринбург: У-Фактория,
1998. С. 13-14.
3Львовский М. Галич молодой... ещё без гитары// Веч.
клуб. 1992. 5 июня.
4 Фрид В. «С любовью и нежностью» // Заклинание Добра
и Зла: Сб. / Сост. Н. Крейтнер. М.: Прогресс, 1991. С. 285.
5 Там же.
6 Кузнецов И. Перебирая наши даты... // Там же. С. 388.
7 Кандель Э. Об Александре Галиче // Высший титул: Воспоминания
о Докторе Э. Канделе. М.: Эллис Лак, 1994. С. 147-148.
А. Е. КРЫЛОВ
М.: Благотворительный фонд Владимира Высоцкого,
2001. -- 124с. |