Он выбрал Свободу
Восьмерка - несчастливая цифра в биографии Галича.
15 декабря 1977 года в Париже умер поэт и драматург Александр Галич.
Погиб от удара током при подключении новой аппаратуры.
В жизни Галича (настоящая его фамилия Гинзбург, Галич - литературный
псевдоним) много совпадений - и счастливых, и печальных. Родился он в 1918
году 19 октября - день, когда просвещанная общественность отмечала бы,
если бы не революция и гражданская война в России, очередную годовщину
со дня открытия Царскосельского лицея. Через сорок лет, в пятьдесят восьмом
году, он был свидетелем того, как власть руками литературных начальников
уничтожила Пастернака, по сути заставив его отказаться от Нобелевской премии.
А еще через десять лет, после знаменитого фестиваля бардов в Новосибирске,
та же власть обрушилась на Галича. Очевидно, не простив ему "измены": автор
пьес "Вас вызывает Таймыр", "Пароход зовут "Орленок", "За час до рассвета"
и других, автор сценариев к фильмам "Верные друзья", "Дайте жалобную книгу"
- вдруг оказался в рядах активных антисоветчиков. Этого ему простить не
могли. И не простили, изгнав в 1971-ом из Союза писателей, а еще через
год - и из Союза кинематографистов. В 1974-ом ему указали на дверь, и Александр
Аркадьевич с женой Ангелиной Николаевной уехали из страны. Сначала в Норвегию,
где их у трапа самолета встречал с семейством прекрасный человек и художник,
друг Галича и Сахарова Виктор Спарре. Потом перебрались во Францию.
Из России они вылетели в последние дни июня. А уже 24 августа на радио
"Свобода" появилась новая рубрика - "У микрофона Галич". "Я выбираю свободу,
и свистите во все свистки..."
Не помню, кто именно, кажется, Анатолий Гладилин описывает в одной из
своих книг, как работал у микрофона Галич. Он никогда не приносил с собой
каких-то бумажных заготовок, никогда не писал текста выступления. Его программа
была живым словом к слушателю. Очевидно, не последнюю роль в таком умении
сыграло театральное прошлое: студия Станиславского, затем Московский театр-студия.
Он говорил в передаче о правах человека, о самиздате, о великом русском
языке: "Лев Толстой сказал когда-то: "Нравственность человека определяется
его отношением к слову". Да и вы подумайте, какой же нравственностью мог
обладать человек, написавший слова постановления Центрального Комитета
партии "О мерах по дальнейшему улучшению руководства развитием советского
кинематографа"!..
"...Я поэт, я не могу не любить язык, который является не только моим
орудием, но и оружием, язык - это удивительное средство выразительности.
И не дать превратить его в орудие насилия - это наша с вами задача; противопоставить
этому официальному, собачьему, чудовищному языку, лишенному мысли и эмоций,
живой родник русской народной речи..."
На "Свободе" он работал до самой смерти. Да и погиб, можно сказать,
на рабочем месте. Русские зарубежные издания поместили некрологи: "15 декабря
1977 года от несчастного случае в Париже скончался Александр Галич..."
Похоронили его на кладбище Сент Женевьев де Буа, рядом с Буниным, Шагалом,
Мережковским...
Как в смерти многих российских писателей, было в смерти Галича что-то
заведомо предрешенное. Кажется, как будто он готовился к ней. Уезжая из
России, он уже чувствовал себя обреченным. Об этом говорили многие его
друзья, наблюдавшие отъезд.
...Еще одно совпадение - не трагическое, но досадное, тоже связанное
с годом, оканчивающимся восьмеркой. 19 октября 1988 года съемочная группа
Союза кинематографистов на три дня должна была вылететь в Париж, чтобы
в честь семидесятилетия со дня рождения поэта положить цветы на могилу
и снять там фрагменты картины о Галиче. Гримаса фортуны: во Франции накануне
началась всеобщая забастовка. Вылет не состоялся. Цветы увяли...
Геннадий Васильев
Газета "Очевидец" (Красноярск)
12.12.1996г
|