Венки и веники
В те дни в октябре, когда приближалось 80-летие Александра Галича, я
чувствовала особое возбуждение, "бродя" по российским телеканалам. И зритель,
и профессионал волновались во мне от нетерпения. Я почти наверняка знала,
ЧТО ИМЕННО покажут в эти дни. Будет петь Галич. Это будут ТЕ САМЫЕ кадры,
которые...
Я не ошиблась. "Вот это! Вот он!" - завопила я. Промелькнул отрывок.
Обрывок, скорей. А дальше, как водится, о коррупции, олигархах, о семитах
и антисемитах - с вдохновением! Увядшее черно-белое изображение - Галич
поет - зацепило что-то важное из прошлого и, не успев прорасти в настоящем,
оборвалось. "На полчасика погрустнели". Дату отметили...
Нелепица какая - Галич для галочки! Стало стыдно. Как будто я привела
хорошего человека в дурную компанию. Такое чувство уже однажды меня посещало,
когда к юбилею Владимира Высоцкого все кому не лень дурными голосами распевали
его песни.
Что с нами стало? Раньше к запрещенным именам хоть почтение испытывали,
был интерес к каждой подробности, к каждой новой строчке... Песни расходились
в магнитофонном самиздате и, казалось, сдерживали процесс деградации общественной
морали.
При сегодняшней свободе - приблизительность, скороговорка, небрежность...
Похоже, третьего не дано, пока не наступило время для долгой, тяжкой, необходимой
работы слушать, думать, прозревать. Может, и не стоило нам тогда... Может,
мы поторопились? Впрочем, это я уже начинаю рассказывать вам одну киношную
историю.
1988 год, Новосибирск. На Западно-Сибирской студии документальных фильмов,
где я в то время работала главным редактором, жуткий бедлам. Мы переезжаем
в новое здание из старого собора, где много лет работали, греша, или грешили,
работая. И вот в дальнем углу фильмохранилища, в подвале с толстенными
стенами, была найдена коробка с надписью "Фестиваль авторской песни. Новосибирский
Академгородок. 1968 год". Такой материал ни в каких учетных документах
не значился. Побежали с пленкой в кинопроекционную, зарядили, посмотрели
и ахнули: "Так это же Галич!" Сбежались студийные "старички", посмотрели
еще раз, слово за слово - вспомнили, что в 68-м по распоряжению, как тогда
говорили, компетентных органов эту пленку должны были уничтожить. Но если
мы ее держим в руках, значит, нашелся тогда кто-то, кто выполнил приказ
"так себе" - негатив, то есть первооснову, действительно уничтожил, а позитив,
то есть отпечаток, все же припрятал. До востребования. На что надеялся?
На лучшие времена? На потомков? На нас, как оказалось.
Времена, а это были первые годы перестройки, действительно были самые
лучшие для документального кино. Свобода - в меру внутренней свободы, и
деньги еще водились. Одним словом, было решено восстановить эту страничку
истории, и в производство немедленно запускается фильм под названием "Запрещенные
песенки".
В Израиле, кроме меня, живет по меньшей мере еще один человек - обладатель
видеокассеты с этим фильмом. Это Анатолий Бурштейн, сегодня он профессор
Института Вейцмана. Без него не было бы, пожалуй, тех событий 68-го года,
которые мы взялись восстанавливать, без него не получился бы наш фильм
таким, каким он получился.
Итак, 1968 год. Анатолий Бурштейн, тогда молодой ученый, президент известного
на всю страну молодежного клуба-кафе "Под интегралом" в новосибирском Академгородке.
Сам Академгородок тоже совсем молод. Всего несколько лет, как съехались
в Сибирь делать большую науку люди, как правило, неординарные, способные
начать новое дело с нуля. Среди них и те, кому было душно в столичных научных
центрах. В Сибири им грезилась независимость, возможность прожить жизнь
не назначенную, а избранную самостоятельно.
Чем же был знаменит этот клуб? Как объяснить это сегодня людям с иным
историческим опытом? Да там просто отдыхали и развлекались раскованней,
общались откровенней, чем было принято. Там часами слушали академиков Лаврентьева,
Буткера, Румера... Там выбирали "Мисс Интеграл" и называли ее попросту
"Миска"... Кстати, в тот год "Миской" стала Ирина Алферова, сегодня довольно
известная актриса театра и кино, а тогда новосибирская школьница. Там танцевали
до упаду... Там были девушки сплошь в мини-юбках, на шпильках, с высокими
прическами и с непременной сигаретой в руке - признак неслыханной вольности.
Ну и конечно, всеобщим увлечением была только-только появившаяся авторская
песня. О ней много спорили: что это? Вызов официальной эстраде? Самовыражение?
Уход от жизни? Так или иначе, Бурштейн и его команда затеяли всесоюзный
фестиваль авторской песни.
Вышестоящие (а как же без них), комсомол и партия, с энтузиазмом поддержали.
Но в последние дни перед фестивалем, когда ажиотаж стал очевиден, прозрели,
поняли, что были недальновидны, и решили стихию обуздать, фестиваль отменить.
Но было поздно. Почуяв недоброе, Анатолий Бурштейн тут же распорядился
продать две тысячи билетов. Проданные билеты стали козырем. В партийных
кабинетах Бурштейн клялся взять все под свой контроль, ручался своим пребыванием
в Академгородке, обещал полное спокойствие и лояльность... А события ожидались
крупные. Пятнадцать концертов в тысячных залах! Уже известны были имена
исполнителей: Александр Дольский, Сергей Чесноков, Юрий Кукин... "Мне звезда
упала на ладошку...", "А я еду за туманом...", "Мешает жить Париж..." -
распевал возбужденный Академгородок. И конечно же, все ждали Галича. Устроители
фестиваля вспоминали его первое появление на чьей-то квартире: "Он вошел
широко и артистично, соответственно своим ста восьмидесяти трем сантиметрам,
и сказал: "Здравствуйте, я Галич". То, что он делал, было, как говорится,
по другому департаменту. Он начал с "Баллады на смерть Пастернака", и уровень
разговора был задан.
Разобрали венки на веники,
На полчасика погрустнели...
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!
Потом, позже Галич напишет в "Генеральной репетиции": "...заснеженная
платформа подмосковной станции Переделкино, гудок приближающейся электрички...
и внезапно пришедшие наконец строчки, ключевые строчки песни, посвященной
памяти Пастернака:
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!
Будь благословенно, это мгновение!
Останься в памяти, не исчезни!
И еще. Зал Дома ученых в новосибирском Академгородке. Это был, как я
теперь понимаю, мой первый и последний открытый концерт, на который даже
продавали билеты. Я только что исполнил как раз эту самую песню. И вот,
после заключительных слов, случилось невероятное - зал, в котором в этот
вечер находилось две с лишним тысячи человек, встал и целое мгновение стоял
молча, прежде чем раздались первые аплодисменты".
Случился бум. Галич был нарасхват, он пел в институтах, в концертных
залах, на квартирах... Кто-то из участников фестиваля сказал, что Визбор
не приехал потому, что не захотел быть десертом у академиков. Галич отреагировал:
"Это пижонство" - и добавил очень серьезно: "Дали бы петь где угодно, хоть
под забором, лишь бы дали".
Будь же благословенным, это мгновение!
В коробке с кинопленкой, с которой началась эта история, мы нашли только
изображение, "немые кадры". Часами просиживали с нами за монтажным столом
участники фестиваля, гоняя пленку вперед-назад, чтобы по артикуляции понять,
что именно пелось в тот момент, на каком именно концерте. К тому времени
кинооператора этих съемок Бориса Бычкова уже не было в живых. Найти фонограмму
той или иной песни проблем не составляло. Со времен фестиваля в Новосибирске
в каждом уважающем себя интеллигентном доме были магнитофонные записи.
Когда песня "опознана", подложить фонограмму, пусть даже "не родную", то
есть записанную не в момент съемки, а, скажем, на другом концерте, технически
действие не сложное: чуть растянуть или вырезать паузы - никто и не заметит.
Но в нашем случае хотелось документальной точности.
В одном из разговоров Юрий Кукин вспомнил забавный эпизод. Галич пел:
"Мы похоронены где-то под Нарвой" - и вдруг в зрительном зале взорвался
осветительный прибор. "По лесу с шумом гуляет охота..." - "Бах!" - взрывается
прибор. "Трубят егеря", - заканчивает песню Галич. "Когда мы шли с концерта,
- рассказывал Кукин, - я сказал Галичу: "Мне показалось, что в вас стреляли".
Галич ответил: "А мне показалось, что секретарь горкома покончил с собой".
Мы посмеялись, и вдруг осенило: а что, если это был осветительный прибор
кинохроники? Если так, значит, на этом концерте шли съемки, значит, по
этому "Бах!" и надо искать "родную" фонограмму. Оказалось, что так и было.
Прослушав несколько пленок, на одной услышали: "По лесу с шумом гуляет
охота... (Бах!) Трубят егеря!" Так через двадцать лет встретились изображение
и звук: поет Александр Галич.
К середине фестиваля в Академгородке была устроена пресс-конференция,
на которой комсомольский секретарь поспешил сделать политическое заявление.
Он назвал фестиваль крупной идеологической ошибкой. Публичные концерты
Галича было рекомендовано не продолжать. Галич отреагировал спокойно, как
будто был готов к этому. А Бурштейн, с самого начала обещавший не выпускать
события из-под контроля, понимал, что партийным и комсомольским бонзам
ситуацией уже не овладеть. Ведь к тому времени еще не состоялся главный,
специальный, закрытый концерт для членов Дома ученых, и академическая публика
ни за что не потерпит, чтобы она не услышала то, что слышали другие. Предчувствия
оправдались. О, эта чиновничья хитрость и ничтожный цинизм! Тот же контролирующий
партиец, который день назад дал распоряжение концерты Галича запретить,
обратился к Бурштейну: "Знаешь, академики хотят..." И Галич пел. Пел один
целое отделение. В первый и последний раз.
И не веря ни сердцу, ни разуму,
Для надежности спрятав глаза,
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не против, конечно, а за!
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду...
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание - золото.
На песне о молчальниках кинокамера остановилась. Больше никто, нигде
и никогда в Советском Союзе концертов Александра Галича не снимал. Из чудом
уцелевшей пленки на Западно-Сибирской киностудии удалось восстановить полностью
изображение и звук лишь двух песен в исполнении автора: "Баллады на смерть
Пастернака" и "Повстречала девчонка бога...". Песню "Молчальники" удалось
восстановить лишь частично.
Потом эти кадры будут неоднократно использованы в разных фильмах - хороших
и не очень, но, справедливости ради, необходимо сказать: сняты они оператором
Борисом Бычковым, которого уже нет в живых, впервые восстановлены к показу
в фильме "Запрещенные песенки" режиссером Валерием Новиковым, монтажером
Светланой Сороквашиной, звукооператором Валерием Соловьевым...
...Фестиваль заканчивался, и в бой вступила партийная пресса. Среди
разных статей особенно выделялась одна под названием "Песня - это оружие".
Ее автор - журналист, ветеран войны Николай Мейсак. Верный солдат партии,
он из тех, кто принимает директиву за вдохновение. "Сибирский Мересьев"
- называли его. Тот же военный подвиг и та же героическая судьба трансформировались
в характер безапелляционный и прямолинейный. Страшней фигуры, чем он, не
было в партийной журналистике Новосибирска тех лет. Он не был на концертах,
он их только слушал в записи, но описал бардов с нечесаными волосами, грязными
ногтями, по сути, моделируя образ хиппи, к тому времени неоднократно высмеянный
в советской печати. Ладно бы, только это. Но в статье говорилось и о "идеологической
диверсии", и о "растлении молодежи", и о "политической незрелости"... Больше
всех, естественно, досталось Галичу. Именно эта статья стала роковой. По
сути, с нее начались гонения на Галича, запреты его пьес и фильмов, преследование
авторской песни. Тогда и появится распоряжение компетентных органов уничтожить
пленку, снятую на фестивале.
Клуб "Под интегралом" вскоре признают рассадником антисоветской деятельности
и закроют. Его президента, Анатолия Бурштейна, лишат кафедры в университете.
Молодого Александра Дольского, например, попытаются "обработать". Явятся
к нему в дом с обыском. Заберут в шесть утра на допрос, приведут в камеру
и бросят между прочим: "Здесь допрашивали Пауэрса, а теперь вы пишете свои
показания..."
Через несколько месяцев начнется история с так называемыми подписантами.
Помните, как это было? Наивные романтики-шестидесятники напишут письма
протеста против политических процессов за инакомыслие, а письма прозвучат
по "Голосу Америки", и получится так, что якобы обращены они не в Верховный
суд, не в ЦК, а прямо за кордон. Так появится еще один повод покруче завинтить
гайки.
Фестиваль проходил в марте, а уже в августе советские танки вошли в
Прагу. Оттепель сменилась долгими заморозками. В 1973 году Галич напишет
свою "Генеральную репетицию", повесть-воспоминание, в которой им уже все
понято. В 74-м его вынудят эмигрировать. В 77-м, 15 декабря, он трагически
погибнет в Париже. А коробка с кинопленкой еще долго будет лежать в дальнем
углу фильмохранилища и ждать своего часа. Ждать возвращения поэта, певца,
человека. Мы найдем ее только в 88-м и наивно обрадуемся тому, что способны
это возвращение приблизить.
Так почему же так стыдно сегодня? Включите телевизор. Там ответ.
Татьяна Паулан, специально для "РИ"
"Русский Израильтянин"
01.1999г
|