Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Быть просто самим собой"
|
В субботу 14 ноября Алена Галич рассказывала в Доме ученых о своем
отце Александре Галиче. 19 октября поэту должно было бы исполниться 80
лет.
Знатокам и любителям авторской (бардовской) песни не надо объяснять,
кто такой Галич. Сколько раз слышали у костров "Старательский вальсок":
Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода!
Мы-то знаем - доходней молчание,
Потому что молчание - золото.
Но только в Доме ученых от дочери поэта я узнала, что эта песня посвящена
А.Сахарову. А другая, не менее известная ("Облака"), которую считает своим
гимном общество "Мемориал" - Варламу Шаламову.
Как благополучный советский драматург стал диссидентом? Отвечая на
этот вопрос, Алена Александровна приводит слова Гейне: "Если мир дал трещину,
то она должна пройти через сердце поэта".
После двадцатого съезда партии А.Галич написал сценарий "Матросской
тишины", но пьеса после генеральной репетиции была "не рекомендована к
постановке". Александр Аркадьевич понял, если хочешь быть услышанным, надо
писать песни. Его ничуть не смущало, что люди поют их, не зная автора.
Он был последним учеником Станиславского, занимался в студии Арбузова-Плучека,
был знаком и дружил с выдающимися нашими современниками. В частности, был
другом Андрея Дмитриевича Сахарова и отца Александра Меня. Елена Боннэр
сказала о Галиче: "В какой-то момент талант становится сильнее инстинкта
самосохранения".
Он был последним учеником Станиславского, занимался в студии Арбузова-Плучека,
был знаком и дружил с выдающимися нашими современниками.
В частности, был другом Андрея Дмитриевича
Сахарова и отца Александра Меня. Елена Боннэр сказала о Галиче: "В
какой-то момент талант становится сильнее инстинкта самосохранения".
Понятно, что в обществе развитого социализма такому человеку было не место.
В 1974 году, уже после того, как его изгнали из творческих союзов,
лишили средств к существованию, исключив из Литфонда, ему прямо сказали,
что он должен выехать из СССР по израильской визе, иначе придется
поехать на Север.
Алена Александровна, вспоминая о тех временах, привела курьезные, на
первый взгляд, лозунги: "Партия ест ум, честь и совесть нашей эпохи", "Труба
- стране, труба - народу" - вот так и прочитала где-то во время своих гастролей.
Я слушала ее и думала о том, что она, как и ее отец когда-то, смело плывет
против течения: значительная часть общества ностальгирует по определенности,
характерной для застойных времен, а Алена Александровна приезжает с рассказом
об отце-диссиденте. Генерал Макашов и иже с ним разыгрывают национальную
карту, а дочь Галича, вместо того, чтобы занять очередь возле
израильского посольства, едет в провинцию с рассказами о нашем советском
прошлом.
Когда-то Корней Иванович Чуковский напророчил ее отцу: "Саша, вы будете,
как Грибоедов, расходиться на цитаты". Одну из наиболее часто в последнее
время вспоминаемых песен А.Галича Алена процитировала:
И ночью, и днем твержу об одном:
Не надо, люди, бояться!
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: "Я знаю, как надо!"
Шестнадцать лет понадобилось дочери, чтобы восстановить доброе имя
отца. Вновь его вписывают в титры фильмов, снятых по сценарию Галича. Он
умер в Париже, но остался гражданином России. На его надгробном кресте
написаны библейские слова, смысл которых Александр Мень объясняет так:
"Быть изгнанным правды ради - это не несчастье, а величайшая честь".
Ольга Загускина
|
|
|