Оригинал в данный момент не доступен.
Это резервная копия поисковой машины "Bard.ru"
Краткий ответ Илье Бронову Со всей присущей мне иронией в голосе заявляю, что весь мой объективизм – субъективен, а все мысли – придуманы. Итак, начнём… Привет, Бронов! Вот тут давеча прочитал твою статью и хочу ответить именно тебе. Но если вдруг мой ответ всё же появится в “Бардачке”, то в нём найдётся что-нибудь и для других. Вообще-то, начать надо с того, что статьи Длинного и Скептика, на которые Бронов ссылался, я не читал. Ни то, чтобы не хотел, просто не довелось. С Длинным знаком лично и могу просто представить себе ход его мыслей. Ну как не поностальгировать по десятой Шаморе (к примеру), или по Фестивалю Самодеятельной Песни в г. Владивостоке, ну или по “Амурским волнам” (хороших времён)? Да и на Дальний Восток тогда из года в год приезжали корифеи авторской песни (Ланцберг, Сергеев, Мишуки, Фролова и т.д.). Ностальгия, ностальгия, АХ! Если честно, то весь опыт (ну, может быть, почти весь опыт) Длинного заслуживает внимания. Редко когда встретишь такую харизматичную и начитанную личность. Правда, и он не без перегибов, да мы не об этом. Со Скептиком не знаком вообще. Так что уж извините. (Кстати... лично тоже не люблю инкогнито). Цитируя статью Бронова (время – деньги), перехожу к главному вопросу статьи, то есть к Попсе. Попса, по-моему, - это та грань любого творческого жанра, в которой все вещи упрощены до минимума. И при этом не обязательно для “даунского” понимания и не развитого вкуса. Просто это та особенность, которая и отличает Попсу от многого другого. То, что уровень интеллектуального и духовного развития индивидов общества различен – не секрет. Так что, не думаю, что на Попсу стоит-таки вешать ярлык “Бич нашей эпохи” (вспоминаются “Песни нашего века”), давить её каблуками и т. п. Это попахивает борьбой за чистоту жанра, господа. Но неужели кто-то из вас осмелится взяться за отсев чистого жанра авторской песни от попсы? Кстати само явление “Попса” характерно и для художников (может быть, кто-нибудь знаком с творчеством Лоханского, Быкова), и для писателей, и для авторской песни, и ещё для Бог знает чего. В качестве хорошего (на мой взгляд) примера “попсовой” авторской песни можно взять почти каждого третьего автора, от Панькова до меня. И ничего такого в этом нет. Чистая эмоция, завуалированная в крутой, рифмованный слоган (Алексея Иванова помните?), даёт куда больший эффект на зал, чем многоликое нагромождение образов в словах и выражении лица исполнителя (помните Маленького?). Или весёлая песня запоминается куда более опосредовано, чем серьёзная. НО ЧТО ИЗ-ЗА ЭТОГО?.. Надо брюзжать и капать слюной в сторону Попсы? Хорошо! Скажите мне, как тогда объяснить существование и популярность песен: “Осторожно двери закрываются”, “Милая” (С.Корычев), “Водосточная труба”, “Выйду из дома в осеннюю грусть...” и многих других? Простая мелодика (4 аккорда), текст банален до жути. А ведь это непосредственное содержание жанра по состоянию на сегодня. Моё восприятие тоже сводится к простой формуле: “Скажи мне то, чего я не знаю, либо так, как я никогда не слышал, но выдерживай при этом марку”. Написал Попсу – сумей завести зал, покажи им, где стоит ловить кайф. Придумал нагромождение образов и музыки – постарайся выделить и донести суть. Ну, на худой конец сделай умное лицо. Кому надо - сами поймут. Вот сам Бронов... Взял, написал песню про Жирафопарда. Ведь “попса” полная, а приятно. И песня даже диплом получила на “Амурских Волнах”. Или Макс Жук положил на музыку Суханова новые стихи (“Спит, спит убитая лисичка...” и т.д.), да Суханов же попсу написал в этой песне... а приятно, и попробуйте это опровергнуть. Давайте теперь поговорим как раз о тех моментах, из которых состоит песня. Текст.
Ассоциации.
Бронов, ну действительно, зачем приводить пример военной песни? Я согласен, что “Тёмная ночь” - шлягер. Но ты знаешь, почему? Да потому, что его в кино показывали... Мне лично при словах этой песни не смысл слов в голову приходит, а лицо главного героя фильма, освещённое в темноте бликами огня в “буржуйке”, его фронтовая философия, проблемы потерянного поколения (можешь Ремарка почитать). Вот - пример ассоциативного мышления. И я стараюсь видеть эту песню ещё глубже, за текст, за историю, за написавшее её поколение. Кто-нибудь из фронтовиков, певших подобные песни в окопах, несомненно, свяжут эту песню со своим, с тем, что мы никогда уже не увидим: с Войной, со Смертью. Мне кажется, что о восприятии нужно говорить ничуть не меньше, чем о тексте. Не поняв текста с первого раза всё равно можно уловить эмоцию. И если эмоция тебя не “торкнет”, то будь тот текст хоть трижды гениален – ты на него забьёшь и будешь прав. Музыка.
Заключение.
Теперь немного о прострации... Да, Бронов, твои контратаки на Скептика, несомненно, изящны, но зачем же ты так с Тимуром Шаовым: “…По моему скромному мнению, песни его - суть банальные пересказы анекдотов, тривиальных житейских историй и программы "Время". Техника стихосложения - на уровне начинающего автора 17 лет. Самая настоящая ПОПСА” Подозреваю, что с творчеством Тимура я знаком лишь на капельку больше чем ты. Но песни его для меня не банальный анекдот, а интересная философия. Ну, к примеру, песня “Быть философом не рай”: Быть философом не рай, но, однако же, приятно. Плюс тепло и ненакладно, знай лежи да созерцай. Мир вокруг кипит в борьбе, ты ж о вечном размышляешь И супруге отвечаешь: “Отвали! Я - вещь в себе”. За простой банальностью рифм скрывается нечто большее, чем можно увидеть на первый взгляд. И песню ты слушаешь потому, что в твоём представлении философ – человек с деятельной натурой, острой мыслью и т.д. и т.п. Оп-па! А тут тебе преподносят всё в вот таком ракурсе... Ну и как? А при этом ещё приятная музыка, гармошка там всякая, маракас – красота! И так - альбом за альбомом. Я не популяризирую Шаова. Его песни “приедливые” сами по себе и из-за этого кажутся заезженными. Но кого-кого, а Тимура стоит послушать. Ирония и смех в его песнях – житейские, и это подкупает ещё больше. Пример. Вот все ли смеются над анекдотами про компьютеры? А над Шаовым возможно посмеяться почти любому. Советую просто послушать Тимура побольше. Может, ты ещё изменишь своё мнение. Ладно. Пока. Готов рассмотреть любую критику и похвалу. Воложанин Вадим, автор-исполнитель, г. Находка - Владивосток. http://ksp-dv.narod.ru/Bardachok/ |
|
---|